Управление в системе банкротства: частноправовые и публично-правовые аспекты правового регулирования (22.11.2010)

Автор: Дорохина Елена Геннадьевна

определено понятие управления в системе банкротства и его виды;

выявлены цели и задачи правового регулирования отношений управления во взаимосвязи с целями системы банкротства, а также принципы построения правовой модели управления на основе принципов права и общесистемных принципов управления;

проанализированы особенности государственного управления с учетом делегирования СРО части функций государственного управления;

сформулировано определение правоотношений управления, возникающих в связи с организационно-правовым взаимодействием участников банкротства, изучены их структура и содержание, представлена классификация;

исследован механизм правового регулирования отношений управления в системе банкротства путем вычленения правовых средств, способствующих реализации основных функций управления (диагностики, планирования, организации, контроля и отчетности);

произведена оценка эффективности правового регулирования отношений управления в системе банкротства на основе системы критериев, предъявляемых к эффективности социального управления и его правового опосредования.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:

1.Система правоотношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (система банкротства) состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем правоотношений (материальные и процессуальные, предшествующие возбуждению дела о банкротстве и конкурсные, первоначальные и производные и т.д.).

Поскольку система банкротства объективно нуждается в организационном упорядочении, состав входящих в нее подсистем должен быть дополнен правоотношениями управления, опосредующими порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства и проведения процедур банкротства.

2. Совокупность правоотношений управления также является системой, обладая свойствами интегративности и целостности. Эта система, в свою очередь, состоит из нескольких собственных подсистем (видов управления).

К ним относятся: 1) государственное управление, 2) управление на основе делегирования саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО) части функций государственного управления, 3) организационно-правовое взаимодействие (самоуправление) участников банкротства.

3. В связи с тем, что правоотношения с участием органов исполнительной власти в системе банкротства имеют не только управленческий, но и имущественный характер, необходимо определить круг отношений, относящихся к государственному управлению.

Государственное управление включает правоотношения, возникающие в связи c осуществлением:

- функций государственного контроля и надзора (отношения между органом по контролю (надзору) и СРО, между указанным органом и арбитражным управляющим);

- функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере банкротства;

- мер по предупреждению банкротства и участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в делах о банкротстве отдельных категорий должников (отношения между контрольными органами и финансовыми организациями, между отраслевым органом государственного управления и градообразующей организацией и пр.);

- регулирующей и надзорной функций Банка России по отношению к кредитным организациям, имеющим признаки несостоятельности.

4. Управление на основе делегирования СРО части функций государственного управления состоит из правоотношений, возникающих в связи с осуществлением СРО:

- регулятивной функции, включая двухуровневую систему нормативного регулирования деятельности арбитражных управляющих (отношения между регулирующим органом и национальным объединением СРО; отношения между СРО и ее членами);

- функции организации подготовки арбитражных управляющих (отношения между СРО и ее членами по поводу стажировки арбитражных управляющих, отбора кандидатур для утверждения арбитражным судом и пр.);

- функции контроля за деятельностью арбитражных управляющих в рамках корпоративных (внутриорганизационных) отношений между СРО и ее членами.

5. Правоотношения в рамках самоуправления участников банкротства возникают между арбитражным управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами, должником, учредителями (участниками должника) и собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Правоотношения управления в данном случае представляют собой регулятивные относительные неимущественные отношения, опосредующее порядок и условия проведения процедур банкротства, возникновение которых связано с необходимостью организационного взаимодействия участников банкротства для реализации конкретной функции управления с целью упорядочения имущественных правоотношений между должником и его кредиторами по поводу уплаты долга и иных материально-правовых отношений, складывающихся в ходе процедур банкротства.

В диссертационной работе представлена классификация правоотношений управления по субъектному составу, объекту и содержанию.

6. Правовая регуляция отношений управления основана на синтезе методов субординации и координации. При этом очевиден неравномерный характер сочетания указанных методов применительно к конкретному виду управления.

В регулировании отношений по государственному управлению превалирует метод субординации. Метод координации присутствует в регулировании единичных отношений не соподчиненных субъектов (например, регулирующий орган – отраслевое министерство).

Отношения с участием СРО регламентированы на основе смешанного метода. С одной стороны, саморегулирование предполагает самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами профессиональной деятельности на основе учета воли ее участников (метод координации). С другой стороны, оно частично замещает государственное управление в сфере банкротства посредством передачи полномочий по выработке правил и стандартов деятельности арбитражных управляющих - членов СРО и контролю за их деятельностью (метод субординации).

Организационно-правовое взаимодействие (самоуправление) участников банкротства осуществляется преимущественно с помощью частноправового метода (метода координации), поскольку субъекты вступают в правоотношения по своей воле и в своем интересе. Вместе с тем самоуправление имеет собственные уровни (иерархию), предполагающее сосредоточение у отдельных субъектов функции контроля и полномочий по принятию основополагающих для системы решений, что несет элемент субординации.

7. Нормы, регулирующие правоотношения управления в системе банкротства, интегрированы между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы. Поэтому есть основания для вывода о том, что они представляют собой комплексное межотраслевое образование в составе института банкротства.

Интеграция норм, регулирующих отношения управления, обусловлена необходимостью обеспечения совокупного интереса кредиторов, должника и общества для достижения цели объекта управления (максимального удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника с учетом интересов общества в стабильности хозяйственного оборота).

8. Оценка эффективности правового регулирования отношений социального управления, в том числе управления в системе банкротства, должна производиться с помощью системы критериев эффективности, учитывающих следующие показатели:

достижение объектом управления социально значимых целей в результате построения правовой модели управляющих воздействий (критерий результативности правовой модели управления);

соответствие нормативного регулирования целям государственной политики в области конкретных общественных отношений, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также конституционным (общеправовым) принципам (критерий целевой обоснованности и социальной значимости правового регулирования отношений управления);

степень достижения баланса прав и интересов отдельных индивидов, социальных групп и общества посредством нормативно урегулированного процесса управления (критерий преодоления конфликтов между участниками общественных отношений);

полноту охвата правовой регуляцией отношений управления и общественных отношений, требующих упорядочения с помощью управления (критерий правовой опосредованности связей и отношений);

адекватность применяемого законодателем метода правового регулирования (сочетания методов) природе общественных отношений, требующих управленческого воздействия (критерий оптимальности метода правового регулирования);

оптимальность сочетания способов правового регулирования для упорядочения связей внутри системы (в том числе прямых и обратных) - (критерий комплексности правового регулирования);

сопоставимость сложности построения субъектов управления с функциональной ролью и предназначением каждого из них в системе управления (критерий оптимальности организационной и функциональной структуры управления);

достаточность/избыточность правовых средств, с помощью которых субъектами права реализуются функции управления (критерий полноты правового инструментария для осуществления функций управления);

учет общесистемных принципов управления и принципов права в правовом регулировании отношений управления (критерий следования общесистемным принципам в правовой регуляции отношений управления);


загрузка...