Антиномизм как способ теоретической репрезентации религиозного сознания (на материале русской религиозной философии первой половины XX века) (22.11.2010)

Автор: Астапов Сергей Николаевич

Астапов Сергей Николаевич

АНТИНОМИЗМ КАК СПОСОБ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА)

Специальность: 09.00.14 – философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону – 2010

Работа выполнена в Государственном автономном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

на кафедре истории философии факультета философии и культурологии.

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Капустин Николай Стратонович.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Никонов Кирилл Иванович,

доктор философских наук, профессор

Писманик Матвей Григорьевич,

доктор философских наук, доцент

Бойко Павел Евгеньевич.

Ведущая организация: Московский государственный институт

международных отношений

(университет) МИД России

Защита состоится «09» февраля 2011 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.13 при Южном федеральном университете по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «_____» ……………. 20… г.

Учёный секретарь диссертационного совета

М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современном обществознании интерес к изучению религии весьма высок. Среди множества феноменов, соперничающих между собой за доминирование в осмыслении человеческого существования, религии принадлежит уникальная роль – она, как писал А.Ф. Лосев, «взыскует последней абсолютизации», «претендует на субстанциальное самоутверждение личности, то есть на самоутверждение в вечности». Можно по-разному относиться к этой претензии, но игнорировать её невозможно. Поэтому актуальным является получение разностороннего и объективного знания об этой сфере культуры. Религия находится в поле исследований историков и культурологов, философов и социологов, психологов и политологов. Развивается междисциплинарная наука религиоведение. За последние годы в России отмечается активизация теологических исследований, а сама теология стала всё громче и громче заявлять о себе как об особом знании о религии и даже как об особой науке о религии. Положение религии в современном модернизирующемся и глобализирующемся обществе связано как с процессами модернизации, происходящими в некоторых структурных элементах религии и, соответственно, новациями в религиозном сознании, так и с ростом консервативных и фундаменталистских настроений. Активизация обоих процессов напоминает ситуацию в русской культуре первых десятилетий ХХ в.: бурная деятельность религиозно-философских обществ, богоискательство и поиски «нового религиозного сознания», расцвет мистицизма и сектантства, имяславская «смута», подготовка собора Русской Православной Церкви, «обновленчество» 20-х годов… Теоретическим отражением этих процессов была русская религиозно-философская мысль данного периода. Поэтому обращение к ней – это исследование религиозного сознания, находящегося в условиях социальных трансформаций, а также в условиях секулярного общества, – исследование на материале состоявшихся философских рефлексий религиозного сознания.

Русская религиозная философия первой половины ХХ в. представляет совокупность направлений и концепций, в которых с разных позиций тщательному анализу были подвергнуты основные религиозные концепты: вера, откровение, религиозный опыт, догмат, культ, религиозные символы и мифы и т. д. Вместе с тем, в ней были осуществлены подходы к определению сущности религии, гносеологического статуса религиозного опыта и религиозных верований, языка религии, были исследованы проблемы соотношения религиозной веры и логики в мышлении верующего индивида (и шире – иррационального и рационального в религиозном сознании), взаимоотношений религии, философии и науки, религиозного и атеистического сознания, религиозной традиции и модернизации. Систематизация этого наследия представляется актуальной задачей не только истории философии, но и философии религии.

В фокусе данного диссертационного исследования находится религиозное сознание русских философов первой половины ХХ в., выраженное в их сочинениях, – тех философов, трудами которых была явлена специфичная форма отрицательной диалектики. Осознавая противоречия между рациональным и иррациональным, абсолютным и конечным как базисные оппозиции религиозного сознания, религиозная философия выражает их в антиномическом дискурсе и видит в антиномизме как разновидности отрицательной диалектики метод, наиболее адекватный для исследования отношения религиозной мысли к бытию.

Таким образом, отечественная философия породила не только многочисленные разработки материалистической диалектики, но и оригинальные формы отрицательной диалектики. Причём, лоном отечественной отрицательной диалектики явилась русская религиозная философия первой половины ХХ в. Ведь диалектика П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова представляет собой не только развитие кантовского антиномизма, а диалектика А.Ф.Лосева (в ранний период его творчества) – не только развитие гегелевской диалектики. Это были оригинальные отрицательно-диалектические системы, использовавшие антиномический метод для реализации той цели, которую перед собой не ставили ни Кант, ни Гегель – выразить трансцендентное, как «объект» религиозного сознания, в тех формах, в которых оно представляется религиозному сознанию.

Антиномизм в качестве метода был естественен и необходим для русской религиозной философии начала ХХ в., сформировавшейся под влиянием В.С. Соловьёва и немецкой классической философии, с одной стороны, и апофатизма православного богословия, с другой. Антиномический метод и понятие «антиномия» использовали (с разной интенсивностью) многие русские религиозные философы начала ХХ в.: Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Вяч. Иванов, Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой, Л. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев. В сочинениях последних четверых мыслителей антиномизм был разработан и систематически использовался в качестве теоретического метода. Философский анализ метода, который репрезентирует специфику религиозного сознания (и шире – феномены религиозной жизни) в рационалистическом дискурсе, его возможностей и границ также представляется весьма актуальным для философии религии.

Степень разработанности темы. Религиозная философия П.А. Флоренского, а затем и С.Н. Булгакова находилась в центре философской полемики первых десятилетий XX в. В контексте этого антиномизм как метод религиозной философии Флоренского и Булгакова стал предметом изучения и критики ещё их современников, в частности Е.Н. Трубецкого и Н.А. Бердяева. И все те, кто занимался исследованиями по русской религиозной философии первой половины ХХ в., так или иначе затрагивали тему антиномизма. Исследований же по русской философии к настоящему времени собралось великое множество: от тех, кто писал историю русской философии данного периода, сам принадлежа к ней (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский и др.), до наших современников, известных историков русской философии: И.И. Евлампиева, М.А. Маслина, В.В. Сербиненко, С.С. Хоружего и др. Однако исследований, специально посвящённых методологическим проблемам философии указанных мыслителей значительно меньше, и среди них ещё меньше тех исследований, которые рассматривают антиномический метод в сочинениях этих философов с точки зрения особенностей религиозно-философского дискурса. Последний аспект получил отражение в работах В.А. Кувакина, П.П. Гайденко, И.И. Евлампиева, C.А. Нижникова, М.С. Уварова, С.С. Хоружего. В ряду данных исследований необходимо также назвать монографию Т.П. Короткой, опубликованную в Беларуси. Не утратила актуальности и монография Н.С. Семёнкина, посвящённая критике философских идей софиологов. К данной группе работ примыкают исследования, отражающие те или иные аспекты антиномизма отдельных персоналий: П.А. Флоренского – работы Н.К. Бонецкой, А.С. Горелова, Г.В. Дьяконова, Л.А. Калинникова, В.В. Лазарева, С.М. Половинкина, В.Е. Фёдорова; С.Н. Булгакова – работы А.И. Резниченко; С.Л. Франка – работы Е.В. Мареевой, О.А. Назаровой, В.Н. Поруса, П. Элена; А.Ф. Лосева – работы Л.А. Гоготишвили, В.А. Постоваловой, В.П. Троицкого.

Таким образом, анализ философских публикаций свидетельствует, что тема данного диссертационного исследования прежде не формулировалась и не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета исследования, несмотря на значительное внимание к русской религиозной философии специалистов разных отраслей философского знания. Данное диссертационное исследование, основанное на историко-философском материале, преследует решение задач, в основном, философии религии. В философии же религии эта тема вовсе не представлена, хотя имеет прямое отношение к проблемному полю данной отрасли философского знания в части выявления содержания и специфики религиозной философии.

Поскольку антиномизм в данном диссертационном исследовании рассматривается, прежде всего, как метод репрезентации религиозного сознания в рационалистическом дискурсе философии, постольку необходимым было обращение к работам, связанным с философским анализом религиозного сознания, а также соотношения религиозного и философского знания. В числе таких работ – монографии и статьи Ю.Ф. Борункова, В.С. Глаголева, В.И. Добренькова, А.А. Радугина, Н.С. Капустина, Ю.А. Кимелёва, В.К. Шохина, И.Н. Яблокова. Представляется, что обращение к этим исследовательским опытам является полезным для определения факторов, обусловливающих специфику религиозно-философского дискурса.

Объект исследования – религиозное сознание в срезе его рациональных репрезентаций в теологии и религиозной философии.


загрузка...