Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка (22.11.2010)

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

Повествование с экспозицией

в настоящем времени глаголы прошедшего времени совершенного вида (аорист)

глаголы настоящего времени

текстообразующая –

организация сюжета

текстообразующая – организация экспозиции (обрамления)

Повествование с элементами описания в прошедшем времени

глаголы прошедшего времени совершенного вида (аорист)

глаголы прошедшего времени несовершенного вида (имперфект)

глаголы прошедшего времени совершенного вида (перфект) текстообразующая – организация сюжета

текстообразующая – организация описания

изобразительно-выразительная

текстообразующая – организация описания

изобразительно-выразительная

Повествование с элементами описания в настоящем/бу-

дущем времени глаголы прошедшего времени совершенного вида (аорист)

глаголы настоящего/будущего времени

текстообразующая –

организация сюжета

текстообразующая –

организация описания

изобразительно-выразительная – оживление повествования

Повествование с элементами

рассуждения глаголы прошедшего времени совершенного вида (аорист)

глаголы настоящего/будущего времени текстообразующая –

организация сюжета

текстообразующая –

организация рассуждения

Прагматическая цель знакомства учащихся с функциями грамматических форм в тексте и с моделями текстов в учебной деятельности состоит в расширении речевого опыта школьников, который играет роль базовых знаний в текстовой деятельности учащихся, если рассматривать работу с текстом как диалог ученика-читателя с писателем.

Разработка методики реализации функционального принципа напрямую связана с проблемой моделирования дидактического материала, так как текстоориентированное обучение на уроках русского языка сегодня не располагает научно обоснованной базой текстов для использования на уроках морфологии.

Процесс конструирования дидактического материала в нашем опыте строился на прогнозировании, основанном на системном анализе образовательных потребностей, содержания образования и ожидаемых результатов образовательного процесса.

В центре проектируемой области разработки дидактического материала лежат принципы: научности (введение понятий функциональной грамматики, стилистики текста в сферу школьного содержания обучения), системности (обеспечение достаточно полной картины функций грамматической формы в тексте), интегративности (соединение вопросов лингвистики и стилистики при изучении морфологии).

Определение параметров оптимальных моделей дидактического материала при изучении частей речи связано с текстообразующими и выразительно-изобразительными функциями имени существительного, глагола и т.д. Разработка типологии текстов при изучении морфологии вывела нас на двухуровневую модель: общая типология текстов при изучении морфологии – глагольная типология текстов, частные типологии текстов – типологии текстов при изучении частей речи. Двухуровневая модель связана, во-первых, с универсальностью глагольной типологии текстов в связи с особой ролью глагола в реализации основных текстовых категорий и, во-вторых, с текстообразующими функциями отдельных частей речи, которые не являются основанием для выделения типа текста, например функция имени существительного как средства связи предложений. В качестве примеров типологии текстов разных уровней приведём типологию текстов при изучении темы «Глагол» (см. выше) и типологию текстов при изучении темы «Имя существительное».

В основе предложенной типологии текстов по теме «Имя существительное» лежат следующие основания, определившие группы текстов:

1 тип: текстообразующая функция грамматических категорий имён существительных:

модель «имя существительное собственное – имя существительное нарицательное»;

модель «имя существительное в единственном числе со значением собирательности» и др.

2 тип: текстообразующая функция ключевых слов – имён существительных:

модель «имя существительное родовое понятие – имя существительное видовое понятие как средство связи предложений»,

модель «существительные – синонимы как средство связи предложений в тексте» и др.


загрузка...