Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка (22.11.2010)

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

положительная

неустойчивая

глаголы прошедшего времени несовершенного вида (имперфект) 20% 20% 35% 23,5% положительная

неустойчивая

глаголы прошедшего времени совершенного вида (перфект)

6,7% 3,3%

неустойчивая

глаголы настоящего времени (настоящее неактуальное)

95% 17,5% неустойчивая

глаголы настоящего времени (настоящее историческое) 4% 11,7% 65%

положительная

глаголы будущего времени

положительная неустойчивая

употребляют в тексте 2 формы времени удачно 40% 37% 11,6% 17,5% неустойчивая

Преобладающая характеристика «неустойчивая» отражает отсутствие влияния процесса обучения на становление глагольных форм в грамматическом строе речи учащихся.

Выявление тенденций формирования грамматического строя речи учащихся показывает:

1) самая позитивная глагольная форма в речи учащихся – форма прошедшего времени совершенного вида (аорист), так как она даёт наибольший прирост в умениях её употребления в речи (5 класс – 28%, 9 класс – 41%). Правильное употребление данной формы в ученических работах обеспечивает построение текста-повествования;

2) глаголы настоящего/будущего времени тоже имеют положительную динамику употребления в ученических работах (5 класс – 4%, 9 класс – 17,5%), однако следует отметить, что разные значения глаголов настоящего времени, например, настоящее неактуальное, настоящее историческое, дают неодинаковую картину в детских работах: так, настоящее неактуальное имеет неустойчивую тенденцию употребления. Глаголы настоящего/будущего времени используют ученики при создании фрагментов описания, для оживления повествования, как знак авторского присутствия в тексте;

3) глаголы прошедшего времени несовершенного вида (имперфект) дают самый незначительный прирост в употреблении (5 класс – 20%, 9 класс – 23,5%), поэтому в письменной речи школьников «выпадают» фрагменты описания;

4) глаголы прошедшего времени совершенного вида (перфект) редко употребляются в работах школьников (6,7% в изложениях, 3,3% в сочинениях шестиклассников), динамики роста данной формы не выявлено, что обедняет грамматический строй речи ученических работ при описании;

5) соупотребление двух форм – прежде всего прошедшего времени и настоящего времени – имеет неустойчивую тенденцию, другими словами, не выявлено положительной динамики в совершенствовании умений школьников употреблять в близком контексте глагольные формы разных времён.

Исследование аспекта роли языковых единиц в реализации авторского замысла показало, что на уровне языкового чутья учащиеся могут определить выразительность текста, однако понятие «выразительная роль языковой единицы» не сформировано: школьники не видят языковых единиц, которые выполняют выразительную роль (создают экспрессивный план текста) и изобразительную роль (создают художественный образ). Поэтому как в 5 классе, так и в 9 классе в ученических работах опущены фрагменты-описания, фрагменты-рассуждения в тексте, не употребляются слова авторской оценки, что является следствием непонимания авторского замысла.

Таким образом, изучение детской речи в динамических срезах «по вертикали» и «по горизонтали» позволяет выявить недостаточный уровень овладения учащимися умениями употреблять глагольные формы в текстах – это актуализирует обозначенный в диссертационном исследовании вопрос совершенствования коммуникативной компетенции школьников в аспекте «роль языковых единиц в тексте».

В третьей главе реферируемого исследования «Проектирование обучения морфологии в аспекте реализации функционального принципа» представлены теоретические положения, определяющие научные основы реализации функционального принципа при изучении морфологии.

Представим проектируемую концепцию в виде схемы:

Концепция реализации функционального принципа на уроках морфологии при изучении русского языка

Состав-

программы-ориентира

изучения

функций

частей речи Типоло-

гизация

текстов Разработка

методики

лингво-стилистического анализа текста

в аспекте стилистики

текста Система упражнений, формирующая одновременно учебно-

языковые и коммуника-тивные умения учащихся Определение наиболее оптимальных моделей

Знаниевый компонент Деятельностный компонент Мировоззренческий компонент

Знания о функциях грамматических форм: текстообразующей и изобразительно-выразительной


загрузка...