Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка (22.11.2010)

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

– количественный и качественный анализ результатов экспериментов, в том числе с использованием методов математической статистики.

Методологической основой исследования стали фундаментальные положения методологов, педагогов и психологов о диалектической сущности теории организации педагогической деятельности; теория познания; теория речевой деятельности; теория развития личности в процессе учебной деятельности; теория гуманизации и гуманитаризации процесса обучения и др.

Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы психологов (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн и др.), дидактов (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.);

– исследования в области антропологической лингвистики (Н.Ф.Алиференко, Н.Д.Голев, Е.С.Кубрякова, Б.А.Серебренников, Ю.С.Степанов и др.); в области функциональной грамматики (А.В.Бондарко, В.Г.Гак, Г.А.Золотова, С.Г.Ильенко, М.А.Шелякин и др.); лингвистики текста (Н.Д.Бурвикова, И.Р.Гальперин, З.Я.Тураева и др.), стилистики (В.В.Виноградов, А.И.Горшков, М.Н.Кожина, О.А.Крылова, В.В.Одинцов, Г.Я.Солганик, Е.Н Прокопович и др.);

– научные работы по теории методики русского языка (В.В.Бабайцева, М.Т.Баранов, Ф.И.Буслаев, Е.А.Быстрова, Т.К.Донская, А.В.Дудников, А.Ю.Купалова, А.В.Текучёв, К.Д.Ушинский, Л.П.Федоренко и др.), по методике развития речи (Е.В.Архипова, Т.Г.Бирюкова, А.Д.Дейкина, А.П.Еремеева, Н.А.Ипполитова, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, В.Е.Мамушин, Н.И.Махновская, В.Н.Мещеряков, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, Н.А.Плёнкин, И.А.Сотова, Е.П.Суворова, Л.А.Ходякова и др.), по методике стилистики (С.А.Арефьева, Н.С.Болотнова, Н.Д.Десяева, Л.М.Кузнецова, С.Н.Молодцова, Т.И.Чижова и др.); по методике морфологии (А.В.Дудников, Е.Н.Петрова, Н.С.Поспелов, Л.А.Тростенцова и др.);

– исследования детской речи (А.Н.Гвоздев, М.Р.Львов, С.Н.Цейтлин, А.А.Шахнарович и др.);

– работы по развитию личности школьника в учебно-воспитательном процессе (Г.И.Богин, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Ю.Н.Караулов, Д.Б.Эльконин и др.), по актуализации филологической составляющей в процессе обучения (А.И.Власенков, Л.Ю.Максимов, С.А.Леонов, С.И.Львова, Н.А.Николина, Н.М.Шанский и др.).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов и охватывало период с 1996 года по 2010 год.

Подготовительно-констатирующий этап (1996–2000гг.). Осмыслена методология исследования: изучено состояние проблемы в лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической науках; определены цель, объект, предмет, задачи и выдвинута гипотеза исследования; проведен констатирующий срез с последующим анализом результатов; разработан и проведён поисковый эксперимент «Использование изложений в процессе изучения морфологии в V–VII классах» (в рамках подготовки кандидатской диссертации).

Формирующий этап (2001–2008гг.). Разработана программа экспериментального обучения. Проведен обучающий и контрольный эксперименты, проанализированы промежуточные результаты; произведена соответствующая корректировка экспериментальной программы. Предварительные выводы исследования вошли в публикации.

Заключительный этап (2009-2010гг.). Осуществлены систематизация и итоговый анализ полученных в ходе экспериментальной работы данных; сформулированы выводы и практические рекомендации для учителей. Опубликована монография.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школ г.Воронежа (лицей №7, НОУ-школа «Светлана», МОУ СОШ №62), Воронежской области (Нижнедевицкая гимназия №1, Подколодновская СОШ Богучарского района, Мастюгинская СОШ Острогожского района, Колыбельская СОШ Лискинского района и др.), а также школ с русским языком обучения Украины и Молдовы. В эксперименте участвовали более 900 учащихся. Тема «Функциональный подход к изучению грамматики в школе» в течение двух лет (2007г., 2008г.) была включена в программу курсов повышения квалификации учителей школ (с русским языком обучения) Украины и Молдовы на базе Воронежского ВОИПКиПРО (обучение прошли 90 учителей).

Научная новизна исследования определяется разработкой концептуальных положений методики реализации функционального принципа изучения единиц языка на уроках морфологии, отражающей антропоцентрический подход в процессе обучения, в центре которого ученик, открывающий правила употребления грамматических форм в тексте через диалог с писателем и создающий тексты на основе сознательного выбора словоформ для достижения цели общения.

В исследовании обоснована необходимость создания методической системы изучения текстообразующих и изобразительно-выразительных функций грамматических форм, доказана эффективность данной работы для развития речи учащихся;

– выявлена картина сформированности умений учащихся употреблять грамматические формы с учётом их разнообразных функций в тексте, отражающая особенности их речевого развития: определены уровни восприятия учащимися функций грамматических форм в предъявленном тексте и уровни употребления грамматических форм при создании собственного текста;

– обогащена система методических понятий (в научный оборот предложено ввести понятия: «текстообразующая функция грамматической формы», «выразительно-изобразительная функция грамматической формы», «модель текста»);

– отобраны, систематизированы и организованы для рассмотрения в школе текстообразующие и изобразительно-выразительные функции грамматических форм частей речи, аккумулирующие наиболее частотные случаи контекстов;

– разработана и экспериментально проверена методическая система реализации функционального принципа изучения единиц языка: произведён отбор содержания, разработаны «речевые фрагменты» уроков введения понятий «текстообразующая» и «выразительно-изобразительная роль языковой единицы в тексте», предложена типология упражнений, формирующих учебно-языковые и коммуникативные умения учащихся.

Диссертация представляет собой первое научное исследование методики функционального принципа при изучении морфологии.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в лингводидактику, который заключается в установлении соответствия между достижениями современной русистики (функциональной грамматики, лингвистики текста, стилистики текста) и методической системой изучения морфологии с учётом функций грамматических форм в тексте, в разработке концепции реализации функционального принципа на уроках морфологии, в развитии положения лингвометодики о закономерностях освоения языка и речи, в создании типологии учебных текстов, несущих системную информацию о функциях языковых единиц в тексте;

– дано научное обоснование понятиям «функциональный принцип при изучении морфологии», «лингвостилистический анализ текста в аспекте стилистики текста», «система упражнений при изучении морфологии на функциональной основе»;

– выделены и методически описаны диагностические критерии определения уровня употребления грамматических форм в речи учащихся;

– определены основы построения системы «речевых фрагментов» и типы речевых уроков в методике реализации функционального принципа.

Выделение в результате исследования методики реализации функционального принципа изучения морфологии в отдельное теоретико-прикладное направление методики обогащает теорию и методику русского языка в аспекте разработки принципов обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1)предложена Программа, предполагающая функциональную акцентацию учебного материала, дающая целостное видение функций грамматических форм и ориентирующая учителя на практику реализации функционального принципа в уроке морфологии;

2)апробированы конкретные модели уроков, ориентированные на освоение функций грамматических форм в школьном курсе морфологии русского языка;

3)разработаны методические рекомендации для учителей русского языка, отраженные в следующих публикациях: монографии «Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка», учебно-методических пособиях «Функциональный подход к изучению глагола в школе», «Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению», методических статьях в журналах «Русский язык в школе», «Начальная школа плюс до и после», «Русская словесность в школах Украины», а также в материалах Всероссийского фестиваля «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября»;

4)разработана модель организации исследовательской деятельности студентов по проблеме диссертационного исследования, что нашло отражение в учебно-методическом пособии «Формируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка».

Результаты исследования могут использоваться при разработке курса лекций и практических занятий по методике преподавания русского языка, а также методических рекомендаций по совершенствованию формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении русскому языку.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций, определённых на основе обращения к смежным отраслям научного знания (философии, лингвистике, педагогике, психологии); адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, опорой на данные анализа классической и современной научной литературы по проблематике исследования; подтверждены данными серии констатирующих экспериментов, достаточным объёмом выборки при их осуществлении, методами математической статистики при обработке результатов; личным исследовательским опытом автора, проводившего в течение 4 лет поисковый эксперимент и в течение 7 лет опытное обучение (всего экспериментальной работой было охвачено более 900 учащихся); многоаспектной апробацией основных концептуальных положений исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены:

1)личным опытом преподавания русского языка в НОУ-школе «Светлана» г. Воронежа, а также опытно-экспериментальной работой в школах г. Воронежа и Воронежской области, в школах с русским языком обучения Украины и Молдовы;

2)проведением семинаров для учителей на базе Воронежского областного института повышения квалификации работников образования (ВОИПКиПРО 2007г.), лекций для учителей школ с русским языком обучения Украины и Молдовы (ВОИПКиПРО 2007г., 2008г.);

3)организацией научно-исследовательской работы студентов по проблеме диссертационного исследования в рамках подготовки выпускных квалификационных работ на базе Воронежского государственного педагогического университета (2006-2010гг.);

4)сообщением результатов исследования на конференциях, совещаниях, семинарах международных: «Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий» (Воронеж, ВГПУ, 2007, 2009), «Психолого-педагогические проблемы преподавания основ наук в современной школе» (Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007, 2008), «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» (Воронеж, ВГПУ, 2008), «Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни)» (Москва, МПГУ, 2009), «Преподавание русского языка в контексте межкультурной коммуникации» (Москва. МПГУ, 2010); всероссийских: «Современное состояние и перспективы развития русского языка» (Москва, РАО, 1993), «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» (Воронеж, ВГПУ, 1995, 1998, 2001, 2004), «Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий» (Воронеж, ВГПУ, 2003), «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования» (Москва, МПГУ, 2004), «Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений» (Москва, МПГУ, 2007), «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учётом традиций современной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева» (Москва, МПГУ, 2008), «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (Москва, МИОО, 2008, 2009), «Современные подходы к преподаванию русского языка в школе и вузе: методические традиции и новаторство» (Саранск, Мордовский госпедуниверситет им. М.Е.Евсевьева, 2009), «Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: опыт применения» (Нижний Новгород, НГПУ, 2010); межвузовских: «Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков педвузов» (Москва, МПГУ, 1995), «Профессионально-методическая подготовка студентов в педуниверситете и педвузе» (Москва, МПГУ, 1996), «Современный учитель русского языка: его научно-методическая подготовка, учебно-научная речь, общение с детьми в учебном процессе», (Москва. МПГУ, 1999), «Роль научной школы в методической подготовке учителя-словесника: К 80-летию со дня рождения М.Т.Баранова» (Шуя, ШГПУ, 2004), «Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития» (Москва, МПГУ, 2006), «Проблемы личностно-ориентированного обучения русскому языку в школе и вузе. Х Ушаковские чтения» (Иваново, Ивановский госуниверситет, 2009);

4)публикацией интернет-материалов в рамках Всероссийского фестиваля «Открытый урок» Издательского дома «Первое сентября» (2006, 2007, 2008).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка МПГУ (2007– 2010гг.), на заседаниях кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского государственного педагогического университета (2007 – 2010 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1.Функциональный принцип изучения единиц языка является стратегическим в методике преподавания русского языка, так как обеспечивает связь языка и речи в процессе обучения и может быть востребован в новых подходах, отражающих современную парадигму образования. Реализация функционального принципа изучения морфологии позволяет одновременно формировать у учащихся лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции.


загрузка...