Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка (22.11.2010)

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

Для определения качественной характеристики результатов опытного обучения мы проанализировали изменение коэффициента выразительности грамматических форм изложений учащихся на начало опытного обучения и конец эксперимента. Используя математические расчёты на основе формулы пропорции, мы получили предполагаемый коэффициент выразительности при допущении, что уровень умений учащихся остался без изменений. Сравнение предполагаемого коэффициента выразительности (0,42) и реального, выявленного в ходе экспериментальной работы (0,54), показывает, что коэффициент выразительности реальный увеличился на 0,12 по сравнению с предполагаемым. Следовательно, имеет место положительная динамика умений учащихся (в целом класса) воспроизводить глаголы в выразительно-изобразительной функции.

Представим результаты второй серии срезовых работ, которые обрабатывались по критериям реализации текстообразующих и выразительно-изобразительных функций частей речи в балльной системе (см. таблицу 4).

Таблица 4

Сравнительно-сопоставительный анализ овладения девятиклассниками текстообразующими и изобразительно-выразительными функциями грамматических форм частей речи (в %)

Уровень выполнения контрольного среза ЭК КК

ниже базового уровня – 42

базовый уровень 74 54

выше базового уровня 26 4

Результаты сравнительно-сопоставительного анализа подтверждают эффективность разработанной методики, успешность овладения учащимися в ходе экспериментального обучения текстообразующими и изобразительно-выразительными функциями грамматических форм частей речи.

Таким образом, опытное обучение показало доступность нового материала о роли грамматических форм в тексте: учащиеся усваивают знания о текстообразующей и изобразительно-выразительной функциях частей речи на основе анализа текстов и сознательно употребляют грамматические формы, обосновывая выбор их позицией автора.

В заключении содержатся выводы по результатам диссертационного исследования, определены его перспективы.

Применение разработанной методики позволило повысить возможности курса русского языка для формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций учащихся, способствовало более глубокому пониманию языка как коммуникативной системы, обеспечило целостное восприятие грамматического строя в языке и речи.

Результаты проведенного исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Реализация функционального принципа в методике преподавания обеспечивает глубинные связи между грамматикой и развитием речи:

– даёт осознанное употребление грамматических форм в их текстообразующей и выразительно-изобразительной функциях,

– обогащает грамматический строй речи учащихся,

– расширяет палитру выразительно-изобразительных средств языка,

– даёт учащимся осознание ценности грамматической формы как проявления богатства и красоты русского языка,

– развивает чувство языка,

– развивает мышление через постижение смыслов текста, освоение авторского замысла на уровне языковых средств,

– формирует языковую личность.

Уроки русского языка по данной методике в 5-7 классах обеспечивают базовый уровень освоения содержательного аспекта проблемы, в 8-9 классах обращение к жанрам речи обогащает опыт школьников в употреблении грамматических форм, а старшеклассники, исследуя стиль мастеров слова – писателей, корректируют свой индивидуальный стиль. Таким образом, методика реализации функционального подхода к изучению языковых единиц позволяет учащимся перспективно совершенствовать уровень своей речевой подготовки.

Дальнейшее развитие основных положений исследования возможно в следующих направлениях: 1) углублённое изучение функций частей речи при изучении синтаксиса на основе реализации принципа внутрипредметных связей; 2) изучение индивидуального стиля писателя в 10–11 классах для совершенствования речевых умений старшеклассников в аспекте употребления грамматических форм; 3) развёртывание иллюстративного описания технологии обучения речи при изучении морфологии.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях общим объёмом 55,96 п.л.

Монография

Алексеева, О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка / О.В. Алексеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – 186 с. 11,65 п.л.

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях,

включённых в перечень научных изданий ВАК РФ

Алексеева, О.В. Траектория функциональности в преподавании русского языка / О.В. Алексеева. // Наука и школа. – 2009. – №4. – С.30–33. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Путь «от текста к тексту» (Функциональный подход при изучении грамматики) / О.В. Алексеева. // Русский язык в школе. – 2008. – №8. – С.15-18. 0,4 п.л.

Алексеева, О.В. Текстовое образовательное пространство современного урока русского языка / О.В. Алексеева. // Наука и школа. – 2010. – №1. – С.80–85. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Лингвостилистический анализ текста на уроке грамматики при функциональном подходе к изучению единиц языка / О.В. Алексеева. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия « Педагогика». – №1. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – С.99–103. 0,7 п.л.

Алексеева, О.В. Содержательный компонент урока морфологии при функциональном подходе к изучению единиц языка / О.В. Алексеева. // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №9. – С.86–90. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Современный урок морфологии (К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) / О.В. Алексеева. // Русский язык в школе. – 2010. – №4. – С. 3–9. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Урок-исследование в методике функционального подхода к изучению морфологии / О.В. Алексеева. // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №2. – С.31–35. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Творческие мастерские как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся / О.В. Алексеева. // Русский язык в школе. – 2010. –№3. – С.9–13. 0,5 п.л.

Алексеева, О.В. Функциональный подход к изучению глагола / О.В. Алексеева. // Русский язык в школе. – 2002. – №5. – С.10–15. 0,6 п.л.

Алексеева, О.В. Михаил Трофимович Баранов (К 85-летию со дня рождения) / О.В. Алексеева. // Русский язык в школе. – 2009. – №6. – С.46-48. 0,2 п.л.

Учебно-методические пособия

Алексеева, О.В. Функциональный подход к изучению глагола в школе: Учебно-методическое пособие / О.В. Алексеева. – Воронеж: Изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004. – 126 с. 7,9 п.л.

Алексеева, О.В. Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению: Учебно-методическое пособие / О.В. Алексеева. – Воронеж: Изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2004. – 49 с. 3,1 п.л.


загрузка...