Ранняя российская грамзапись как новое информационное явление. 1899 – 1917 гг. (22.09.2011)

Автор: Грюнберг Пантелеймон Николаевич

III. Другие производства звуконосителей с «шрифтом Эдисона» не оставили сколько-нибудь заметных следов своей деятельности в России. Некоторые производства, начинавшие выпуск пластинок с «вертикальной» записью, быстро перешли на «горизонтальный» шрифт. Это «Acolian company», выпускавшая фонографические диски с 1916 по 1919 гг. в США (на дисках 1920-х гг. записаны видные русские артисты), и «Okеh», тогда же продуцировавший фонографические пластинки в Америке.

IV. «Приватные» записи на фонограф. Самая первая и самая крупная коллекция принадлежала изобретателю фонографа Томасу Алве Эдисону. В ней были фоновалики с записями деятелей мировой культуры и политических деятелей: И.Брамс и Ханс фон Бюлов, А.Г.Рубинштейн и П.И.Чайковский, Лев Толстой, Отто Бисмарк и многие другие. Коллекция почти полностью погибла во время пожара.

Крупные русские коллекции фонографных записей.

1. Коллекция В. Всеволожского, директора императорских театров в 1890-х гг. В ней были фонограммы скрипачей Пабло Сарасате и Леопольда Ауэра, великого тенора Франческо Таманьо, молодого Ф.И. Шаляпина и мн. др. Фрагменты коллекции находятся в Российском государственном архиве фонодокументов (РГА ФД) и в Центральном государственном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки в Москве.

2. Коллекция Юлия Блока, друга С.И.Танеева и московских музыкантов. Часть его коллекции находится в настоящее время в собрании Пушкинского дома (ИРЛИ РАН) в Петербурге. В ней уникальные фонограммы 1890–1910-х гг., все они выполнены Ю.Блоком в Москве. Коллекция представляет исключительную для отечественной и мировой культуры ценность. Отметим некоторые из особо ценных фонограмм. Записи голоса М.Н.Климентовой-Муромцевой (Татьяна в премьере «Евгения Онегина» П.И.Чайковского), пианистов С.И.Танеева, П.Пабста, А.Аренского, тенора Большого театра Л.Донского, юного скрипача-виртуоза Яши Хейфеца, пианиста-виртуоза И.Гофмана, сказителей Рябининых и писателя Л.Толстого, молодого Рахманинова, артистов Малого театра А.Х.Ленского и А.И.Южина-Сумбатова, голоса П.И.Чайковского.

Частные записи на фонограф являются основой фольклорных коллекций в фондах фонограммархивов Вены, Берлина и Пушкинского дома в Санкт-Петербурге.

Важным источниковым элементом «приватных» фоноваликов является объявление, зачитанное или владельцем коллекции, или исполнителем в начале или в конце фонограммы. Например, «играет Сергей Иванович Танеев в Москве, в 1891 году», или «поет Мария Николаевна Кузнецова-Муромцева в аудитории Исторического музея в Москве».

ЧАСТЬ II. НАЧАЛО ГРАМЗАПИСИ. ГРАМЗАПИСЬ В РОССИИ.

Вторая часть работы посвящена собственно грамзаписи. В ней девять глав. Главная - вторая, посвященная транснациональной компании «Граммофон» (The Gramophone Company Ltd.), ее русскому филиалу, ее продукции, и источниковым признакам этой продукции. Последующие главы посвящены другим действовавшим в России производствам.

Изобретение грамзаписи. Начало промышленной грамзаписи. В основе грамзаписи - дисковый звуконоситель с звуковой дорожкой, в которой звуковые колебания зафиксированы колебаниями иглы рекордера в горизонтальной плоскости при постоянной глубине дорожки. В грамзаписи реализованы идеи первооткрывателя Шарля Кро. Патенты изобретателя грамзаписи Эмиля Берлинера датируются 26 сентября 1887 г. в США и 8 ноября 1887 г. в Германии. Звуконоситель представлял собой цинковый диск, покрытый тонким слоем воскового сплава. Звуковые колебания воспринимались через рупор и наносились на диск рекордером, состоявшим из мембраны и иглы. Затем следы, оставшиеся в восковом сплаве после прохождения иглы, протравливались кислотой и переходили в цинковую основу диска. Восковое покрытие с диска удалялось, и получался цинковый оригинал. Гальваническим путем получали негативную копию – матрицу, с которой можно было прессовать копии, идентичные оригиналу. Первоначально материалом для оттисков служил эбонит. Совершенствование этого метода позволило наладить тиражирование оригинальной фонограммы. Значительные усовершенствования всей необходимой техники через несколько лет обеспечили грамзаписи триумфальный успех. В 1893 г. основано первое коммерческое граммофонное предприятие – «US Gramophone Company» Э.Берлинера в Вашингтоне. Осенью 1895 г. была основана «Berliner’s Gramophone Company» для производства аппаратов и дисков по лицензии «US Gramophone Company». К 1896 г. в качестве материала для тиражных дисков была внедрена щеллачная масса, основной материал для грампластинок в течение последующих шестидесяти лет. Тогда же механик Элдридж Джонсон создал «улучшенный граммофон», позволивший стабилизировать скорость вращения диска. С этого времени началось победное шествие грамзаписи.

В 1896 г. «Граммофонная компания Берлинера» доверила рекламу и торговлю коммерсанту Фрэнку Симену. Симен стал исключительным агентом по продаже аппаратов и дисков в США и заключил договор на 15 лет с правом создания собственной компании. За 1898 г. продажа граммофонов и дисков принесла около миллиона долларов. Успех грампластинки озаботил фонографные производства, и они начали в 1898 году процесс против Берлинера, обвинив его в плагиате, сделав ставку на раскол компаний Берлинера. Компания Симена «National Gramophone Company» (торговая марка «Zonophone») выступила на стороне противников Берлинера. В 1900 году в результате одного из самых грязных процессов в истории Америки право пользования патентами Берлинера получили его конкуренты и бывший союзник. Только Э.Джонсон продолжал выплачивать отчисления Берлинеру, как держателю патентов, когда сам приступил к выпуску пластинок. Он выиграл процесс, открытый против него Сименом. В Америке было запрещено само слово «граммофон», вместо него распространение получил термин «фонограф», что, относительно граммофонной продукции, противоречит истине. Джонсон назвал свою компанию «Victor», ее эмблема перешла и на пластинки, и на «фонографы», т.е. граммофоны. Вскоре компания Джонсона заключила союзный договор с европейскими преемниками компании Берлинера, которые действовали через своих агентов в Европе уже с 1896 г. Но экспорт аппаратов и дисков был еще мизерным и полностью зависел от европейских заказчиков на продукцию Берлинера.

Начало грамзаписи в Европе было положено в августе 1898 г., когда в Лондоне вступила в действие первая студия грамзаписи, принадлежавшая «Berliner’s Gramophone Company». Вскоре в Ганновере, на телефонной фабрике брата Берлинера вступили в действие прессы для дисков, и был основан филиал «Deutsche Grammophon Aktien Gesellschaft». С весны 1899 г. начинаются выездные сессии в города континентальной Европы. Первым был Санкт-Петербург (апрель 1899 г.). Затем последовало основание дочерних компаний, филиалов лондонской «Berliner’s Gramophone Company» в ряде европейских стран. Граммофонная пластинка имела в Европе быстрый и шумный успех. Помимо популярного, «коммерческого» репертуара «граммофонщики» обратились к записи крупных артистов. Первой пробой стала уже апрельская сессия 1899 г. в Петербурге. Деятели граммофонной компании оказались значительно дальновиднее своих конкурентов из фонографных предприятий. В Европе «Gramophone Company» опередила все фонографные производства, и только компания «Пате» составила им посильную конкуренцию, будучи в репертуарной политике подражателем «Граммофона». В России деятельность компании «Gramophone» до 1903 г. курировалась отделением немецкого филиала компании. С 12 декабря 1900 г. компания получила наименование «Gramophone and Typewriter Company».

Действия лондонской компании, находившейся в тесном контакте с Э.Берлинером и Э.Джонсоном, приобрели такие внушительные масштабы, что Ф.Симен решил также завоевать европейский рынок. В 1900 г. его агент Прескотт создал в Европе «International Zonophone Company». «Gramophone Compаny» попыталась уничтожить конкурента в тяжбе о патентных правах. Летом 1903 г. «Zonophone» стал придатком «Gramophone Co.», а его этикетка стала использоваться для дешевой продукции компании. Патентный спор все же остался нерешенным, и Ф.М.Прескотт создал в 1904 г. в Германии «International Talking Machine Company» с маркой «Odeon». Патентный приоритет «Gramophone Co.» в Европе был забыт. В США в 1901 г. Берлинеру и Джонсону удалось отвоевать свои патентные права и создать новую компанию «Victor Talking Machine Company». С 1902 г. началась длительная конкуренция «Victor» и «Columbia». Запутанный в тяжбах вопрос о патентном приоритете был оставлен нерешенным. Поэтому возникло множество независимых граммофонных производств и их торговых марок. Почти каждое из новых производств стремилось распространить свою деятельность на Россию и включить в свои каталоги пластинки «русского» репертуара.

КОМПАНИЯ «ГРАММОФОН» В РОССИИ. Деятельность «Gramophone Company» (компания «Граммофон») имеет первостепенное значение для всей истории звукозаписи. С компанией «Граммофон» связано создание всех технических и производственных параметров граммофонной пластинки, а также выработка общих принципов формирования каталога. Структура производства компании «Граммофон» и основные признаки ее продукции во многом характерны для всей старой грамзаписи в целом. Продукция других производств может наилучшим образом изучаться в сопоставлении с дисками компании «Граммофон».

Начало записей на граммофонные пластинки и действия компании «Граммофон» в России. Граммофон и граммофонные пластинки появились в России как импорт из США не позднее 1896 г. Компания «Граммофон», тогда еще «Berliner’s Gramophone Company», начала записи в России с апреля 1899 г., но еще в марте 1899 г. первые русские пластинки были записаны в Лондоне. В 1902 г. была основана фабрика граммофонных пластинок в Риге. В 1899 - 19034 гг. интересы компании «Граммофон» в России практически единолично представлял Норберт М. Родкинсон (Макс Рубинский). Только в 1903 г. в Петербурге было учреждено акционерное общество по образцу европейских филиалов компании. В России раньше, чем в других странах, грампластинка сделала ставку на самых выдающихся артистов. К концу 1901 г. были записаны великие Л.В.Собинов, супруги Н.Н. и М.И.Фигнеры, А.В.Вяльцева, Ф.И.Шаляпин. С записью «звезд» было окончательно сломлено предубеждение, неприятие граммофонной пластинки. С 1902 г. компания «Граммофон» начала записи лучших артистов в других странах. Кроме «русского» репертуара в России распространялись также пластинки, отпечатанные с матриц, записанных в других европейских странах и в США (компанией «Victor» по «союзному» договору с компанией «Граммофон»).

Основные источниковые элементы пластинок компании «Граммофон».

Формат пластинки (диаметр диска). С начала производства существовал единственный формат – 7 дюймов (17,5 см.) в диаметре. В 1901 г. начался выпуск пластинок диаметром 10 дюймов (25 см), с надписью на этикетке: «Gramophone Concert Record». В 1902 г. появился формат 12 дюймов (30 см), на этикетках - «Gramophone Monarch Record». В России распространились иные названия, соответственно: «миньон», «гранд», «гигант». Все три формата впервые появились в производстве Берлинера-Джонсона и, благодаря компании «Граммофон», стали общепринятыми. Иные форматы пластинок появились после 1903 г. и не продержались более 10–15 лет. Форматы, установленные компанией «Граммофон», были приняты всеми без исключения производствами в мире. Более того, после появления «долгоиграющей» пластинки все три формата сохранились без изменения. Форматы «гранд» и «гигант» появились не случайно, а благодаря аналитическому подходу их создателей к проблеме соотношения времени звучания фонограммы и наиболее удобного формата пластинки.

Размещение фонограммы. Расположение фонограммы от края диска к центру впоследствии было усвоено всеми граммофонными производствами. Компания «Граммофон» придерживалась выпуска пластинок в одностороннем варианте до 1909 г. (в России до 1910 г.), но еще раньше двусторонние пластинки были в серии «Зонофон». Выпуск односторонних пластинок был сохранен компанией «Граммофон» в виде привилегии для самых выдающихся артистов, среди русских - Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, Л.Я.Липковская, Л.В.Собинов, Д.А.Смирнов, В.П.Дамаев, Г.А.Бакланов.

Этикетка и наименование компании. Первые пластинки компании «Граммофон» по 1901 г. не имели вклеенной бумажной этикетки. Наименование компании (первоначальное «Berliner’s Gramophone») и другие данные клишировались непосредственно на самой массе в центре пластинки. Это - так называемый «тисненый этикет» («этикет» - термин каталога компании). Известные образцы «берлинеров» (от «Berliner’s Gramophone») имеют «гравированные», очевидно, вычерченные рукой производившего запись данные: название произведения, имя артиста, точную дату записи. Наименование «фирмы» и номер диска клишированы. Начиная с 1902 г. все пластинки снабжены бумажными, вклеенными в массу горячим способом этикетками. На них обозначено новое название компании «Gramophone and Typewriter and Sister Company». Это название сохранялось до 1907 г., а на этикетках пластинок фигурирует по 1909 г. В последующие годы на пластинках указывается полное название компании – «Gramophone Company Limited» или сокращенное – «Gramophone Co Ltd.». Для русских пластинок характерно указание в этикетке завода в формуле «Изготовлено обществом Граммофон с ограниченной ответственностью в Риге». Это указание имеется и на этикетках пластинок серии «Зонофон». Указание на формат диска на этикетке соблюдается в формулах «Concert Record Gramophone» для «гранда» и «Monarch Record Gramophone» для «гиганта». Зарубежные пластинки «Граммофона» имеют указание на дочерние предприятия: «Compagnia Francaise du Gramophone», «Compagnia Nazionale del Gramophono», «Deutsche Gramophone A.G.» и т.д. Эти указания появляются на этикетках с 1909 г. а итальянская надпись «Societa Nazionale del Gramophono» или просто «Gramophono» – с 1912 г. Наименование «фирмы» печаталось бронзовой краской по верхней полуокружности этикетки и поперек этикетки, приблизительно по ее диаметру над центральным отверстием. Принцип изложения информации в этикетке пластинки компании «Граммофон» послужил образцом для других граммофонных производств.

Bи после 1909 г. В европейских странах она была заменена другой известной маркой «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»). Она появилась еще в 1899 г., когда у художника Барро была приобретена картина с таким названием. В 1900 г. Э.Берлинер приобрел право использовать ее как торговую марку в США. Марка «His Master’s Voice» сразу же появилась на дисках и аппаратах компании «Виктор». Обе знаменитые эмблемы и сейчас являются главными для продукции концерна EMI. Название марки «His Master’s Voice» давалось в различных филиалах компании в соответствующих переводах с английского – «Le Voce del Padrone», «Stimme des seines Herrn», «Voice de son Maitre».

Вторая распространенная марка пластинок компании «Граммофон» – «Zonophone» - появилась в 1903 г и использовалась для дешевой, многотиражной продукции. Марка «Angel» («Пишущий амур») до 1908–1909 гг. была контурной, печаталась той же бронзовой краской, что и наименование «фирмы». С 1909 г. она становится многоцветной, так же как и марка «His Master’s Voice». Компания «Victor» использовала только контурный вариант марки «His Master’s Voice». На этикетках торговая марка располагается в верхней половине в обрамлении надписи с названием «фирмы» (по полуокружности).

Цвет этикетки. Первые бумажные этикетки пластинок компании «Граммофон» были исключительно черного цвета. В конце 1901 г., когда в России была записана группа артистов экстра-класса (Н.Н.Фигнер, М.И.Мей-Фигнер, А.Д.Вяльцева, Ф.И.Шаляпин, С.-Петербургский вокальный квартет), для этих пластинок была назначена особая цена и принят индикатор высшей ценности - этикетка красного цвета. «Красный этикет» был заимствован филиалами компании «Граммофон», а вскоре (1902 г.) и компанией «Виктор» в США. В конце 1903 г. появилась марка «Зонофон» с этикеткой зеленого цвета. В 1907 г. вводится оранжевый цвет этикеток только для новых пластинок Ф.И.Шаляпина в России и М.Баттистини в Италии. В 1913 г. сформировались новые разряды пластинок с маркой «Пишущий амур» (в основном для записей популярных жанров): «зеленый этикет» и «синий этикет». Категорию «экстра» в каталоге сменил раздел «специальных» пластинок, почти исключительно односторонних. В этом разделе каталога наблюдается настоящая «игра красок» на этикетках. Пластинки Шаляпина, Собинова и Смирнова имели этикетки розового цвета, так же как и пластинки Карузо, Патти, Титта Руффо. Красный цвет этикетки был на пластинках Неждановой, Липковской, Дамаева, Бакланова, Де Лючия, Арнольдсон, Гальвани; фиолетовый – у Крейслера, Цимбалиста, Никиша; желтый цвет сохранился на пластинках Баттистини; пластинки Франческо Таманьо - с этикеткой зеленого цвета, но отличной тональности от дешевых пластинок раздела «зеленого этикета». Лиловый цвет этикетки – у пластинок австралийской певицы Нелли Мельба, голубой цвет – только на двух записях квартета с участием Энрико Карузо, белый – на самой дорогой пластинке (15 рублей): секстет из «Лючии ди Ламмермур» Г.Доницетти с участием Карузо. Цена пластинок «специального» раздела была индивидуальной. Основной раздел пластинок компании в каталогах после 1909 г. – «черный этикет», на них представлен широкий круг выдающихся артистов оперы, оперетты, популярных жанров.

Реверсы односторонних пластинок. Пластинки компании «Граммофон» раннего периода имеют на реверсе только штамп завода в Ганновере: «Printed in Hannover». Позднее на реверсе почти во всю плоскость диска клишировалась марка «Angel» («Пишущий амур»). Штамп «Printed in Russia» принадлежал Рижскому заводу. Возникшие позже заводы в Хейсе (Англия) и др. обычно своего штампа на реверсе не ставили. Значение штампов: дополнительное указание на место изготовления диска.

Системы каталожной и матричной нумерации пластинок компании «Граммофон». Все пластинки компании «Граммофон» и влившегося в нее в 1903 г. «Зонофона» имеют двойную нумерацию. Один из номеров – каталожный, под которым пластинка заносилась в каталоги компании и в проспекты торговых домов. Для торговых целей каталожный номер являлся основным идентификатором диска. Он печатался на этикетке (внизу), а также клишировался на «зеркале» диска («зеркало» – пространство между окончанием фонограммы и краем этикетки), как правило, над этикеткой. Другой номер, .матричный, клишировался только на «зеркале» под этикеткой. Каталожная система компании «Граммофон» сложилась в 1898–1903 гг. Начало было положено в Лондоне в конце 1898 г. Тогда вновь записанным пластинкам присваивали простые восходящие номера. В начале 1899 г. (февраль, март) в Лондоне были сделаны первые записи на языках с «нелатинским» алфавитом – на восточных (еврейский, персидский, урду и пр.) и русском языках. В апреле 1899 г. в Петербурге состоялась первая сессия записей компании за пределами Лондона. В мае 1899 г. «эксперты» Ф.Гайсберг и У.С.Дарби начали записи и в других европейских странах, и к лету 1899 года уже выработалась система «языковой» нумерации для создания «национальных» каталогов фонограмм компании. Кроме четырехзначной «английской» нумерации, было решено создать девять групп с пятизначной нумерацией, в которых сохранялась внутренняя система тематических блоков по типу первой «английской» группы, а пятая (справа налево) цифра в номере указывала язык, на котором записана фонограмма или территорию распространения данной пластинки. За «восточными» записями была сохранена первой цифрой слева – «единица» (существовала с февраля 1899 г.), за «русскими» – «двойка» (существовала с апреля 1899 г.).

В 1903 г., когда «International Zonophone Company» стала составной частью компании «Граммофон», еще сохранялась ее прежняя нумерация для ранее выходивших дисков. Новые записи серии «Зонофон» нумеровались по системе «Граммофона», но с новыми индексами языковых групп:

0000 50000

Венгрия и Чехия 70000 -»-

Скандинавская 80000 70000

Голландская 90000 30000

10000 не использована

Значительное число записей из основного каталога компании «Граммофон» переводились на этикетку с маркой «Зонофон» с присвоением нового «зонофоновского» каталожного номера. Отождествить диск «Зонофона» и предшествовавший диск собственно «Граммофона» можно только по матричному номеру на «зеркале» пластинки.

Максимально точную информацию о фонограмме дают вместе каталожный и матричный номера.

Система матричной нумерации компании «Граммофон». Матричный номер диска – первичный номер. Он присваивался восковому оригиналу непосредственно во время сеанса записи. Матричный номер вычерчивался на «зеркале» воскового диска (а ранее, в 1898–1900 гг. протравливался на цинковом оригинале) звукотехником и заносился в протокол. Этот же номер клишировался на «зеркале» диска под этикеткой. Матричные номера исключительно важны для относительной и абсолютной датировки фонограмм.

Первая система матричной нумерации, по существу, является схемой работы ее инженеров-звукотехников компании во всех странах, где компания действовала на протяжении 20-ти лет. В матричных номерах заложена информация о времени и месте записи, о формате диска, а также об инженерах, осуществлявших запись. Классический матричный номер состоит из цифрового шифра и буквенного постфикса. Буквенная часть матричного номера сообщает о том, кто произвел данную запись и указывает формат диска. Цифровая часть косвенно сообщает дату и место записи. Благодаря этой информации мы можем узнать, когда и где работали в студии компании такие великие артисты, как Шаляпин, Сарасате, Собинов... Можно узнать и имя звукотехника, сохранившего это искусство на конкретном диске.

Приведены таблицы с основными сведениями о матричных номерах, «привязанных» к именам восьми первых экспертов компании. В табличном виде расписана работа в России главных экспертов компании «Граммофон» по системе матричных номеров с максимально точной датировкой.

Знание системы матричной нумерации компании «Граммофон» необходимо для квалифицированной работы с пластинками «Граммофон», «Зонофон» и ранними дисками «Виктора». Они составляют наиболее представительный раздел среди всего арсенала записей первой четверти ХХ века.

Дополнения к матричной системе компании «Граммофон». 1.Дополнительные серии матричных номеров 2. Случаи дублирования матричных номеров. 3. Соотношение матричного и каталожного номера. 4. Использование матриц союзной компании «Victor».

Характеристика фонда записей компании «Граммофон» (включая марку «Зонофон»). Компания «Граммофон» в большей мере, чем какая-либо иная, отразила в своей продукции эпоху расцвета академического вокального искусства начала ХХ века. Она первой стала заключать исключительные контракты с выдающимися артистами (с Ф.И.Шаляпиным в 1907 г.). Прижизненная мировая слава Ф.И.Шаляпина, А.В.Неждановой, Л.В.Собинова. Л.Я.Липковской, Д.А.Смирнова, В.С.Розинга, Г.А.Бакланова подтверждается, прежде всего, записями компании «Граммофон». В каталоге компании множество «исторических» артистических имен. В русский каталог входят и пластинки польских знаменитостей, а также украинцев.

Интересны и другие тематические разделы русского каталога. Синодальный хор под управлением А.Кастальского, хор А.Архангельского, киевские церковные хоры, старообрядческий хор Морозова. Лучшие военные оркестры; виолончелисты А.Вержбилович и А.Любошиц, скрипачи К. Григорович, М.Эрденко, арфист Д.Андреев, балалаечник Б.Трояновский.

Раздел эстрады и оперетты очень пестр, но содержит и множество фонограмм безусловной эстетической и историко-культурной ценности. Великолепные образцы «цыганского» пения в записях хора Лебедева и Вари Паниной. Классики исполнения романсов А.Д.Давыдов и А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая, Ю.Морфесси, В.Сабинин, «звезда» оперетты В.Кавецкая соседствуют в каталоге с шансонетками и куплетистами. Есть и уникальные записи народных исполнителей, в том числе «Хор владимирских рожечников».


загрузка...