РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКРОРЕГИОНА В КООРДИНАТАХ ИМПЕРАТИВОВ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (22.09.2011)

Автор: Галачиева Светлана Владимировна

Таблица 10 – Комплексная оценка воспроизводственного потенциала

Северо-Кавказских регионов и эффективности его использования

в 2009 г., в относительных единицах

Элементы

воспроизводственного

потенциала

Регион Производственный потенциал Финансовый

потенциал Инновационный

потенциал Трудовой потенциал Интегральный

потенциал

Республика Дагестан 0,505 0,701 0,513 0,949 0,667

Республика Ингушетия 0,157 0,360 0,005 0,000 0,131

Кабардино-Балкарская Республика 0,519 0,355 0,402 0,520 0,449

Карачаево-Черкесская Республика 0,606 0,583 0,553 0,440 0,546

Республика Северная Осетия - Алания 0,697 0,540 0,229 0,520 0,497

Чеченская Республика 0,463 0,452 0,043 0,372 0,332

Ставропольский край 0,585 0,751 0,470 0,994 0,700

Динамика индикаторов включенности регионов Северного Кавказа в глобальную экономику последних лет (таблица 11) дает основание говорить о том, что в макрорегионе сформировались четыре модели:

структурно-консервирующая (Ставропольский край): феномен глобализации проявляется в выходе на внешние рынки отдельных наиболее крупных и устойчивых предприятий; в общем объеме экспорта мала доля продукции высоких переделов и велика доля сельскохозяйственного сырья; иностранные инвестиции сконцентрированы в инфраструктурных отраслях;

импортоориентированная (Дагестан и Северная Осетия-Алания): незначительный объем экспорта при достаточно высокой импортозависимости;

торгово-локализованная (Ингушетия): высокая зависимость количественных и качественных показателей экспорта от осуществления разовых экспортных поставок, которая в значительной степени детерминирующих характер ее экспорта, отсутствием иностранных инвестиции и предприятия с участием иностранного капитала;

локализованного развития (Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики): крайне низкий уровень включенности в мирохозяйственные связи.

Таблица 11 – Индикаторы включенности регионов Северного Кавказа

в глобальную экономику

Индикаторы

Регион Накопленные иностранные инвестиции на душу населения за 1996 – 2009 гг., долл. США на 1 жителя Накопленный объем экспорта за 2000 – 2009 гг., долл. США на 1 жителя Накопленный объем импорта за 2000 – 2009 гг., долл. США на 1 жителя

Республика Дагестан 9,7 188,7 1227,4

Республика Ингушетия - 3196 318

Кабардино-Балкарская Республика 65,4 174,8 318,3

Карачаево-Черкесская Республика 7,4 386,4 502,9

Республика Северная Осетия – Алания 103,2 516,75 835,4

Ставропольский край 559,3 2109,2 855,6

Слабое воздействие глобализации, свойственное регионам в рамках импортоориентированной и локализованной моделей, обусловливает низкий уровень транзита высоких технологий и, соответственно, низкий уровень модернизации и реструктуризации региональных хозяйственных комплексов, не обеспечивает соединения и комбинирования элементов ресурсной базы и факторов производства.

Геоэкономическим императивом устойчивого развития является:

в структурно-консервирующей модели: упрочнение позиций традиционно экспортируемой продукции на мировом рынке и поиск новых ниш, формированием благоприятного инвестиционного имиджа;

в импортоориентированной модели: развитие традиционных направлений АПК в русле современных тенденций с целью импортозамещения, формирование эффективной сельскохозяйственной инфраструктуры (складского, тарного хозяйства, логистических центров и т.д.), использование транзитного потенциала и широкого спектра сопутствующих ему услуг;

в торгово-локализованной модели и модели локализованного развития: использование преимуществ сырьевой структуры хозяйственного комплекса, стратегии кооперации товаропроизводителей, информатизации экономических субъектов и осуществлении проектов, связанных с облегчением получения хозяйствующими субъектами современной релевантной информации о рынках, товарах, ресурсах, контрагентах, конкурентах, инвесторах.

В рамках третьей группы проблем, рассмотренных в третьей главе диссертации – «Стратегические императивы организации экономического пространства северокавказского макрорегиона в контексте устойчивого развития» – обоснованы и верифицированы основные направления реализации региональной социально-экономической политики федерального центра на Северном Кавказе, оптимизации его воспроизводственных пропорций, предложена концептуальная схема адаптивной (учитывающая локальную специфику) институциональной модернизации Северного Кавказа и ликвидации инфраструктурных дефицитов.

Доказано, что концепция федеральной региональной политики на Северном Кавказе не должна быть заложником сложившейся системы перераспределения в виде бюджетных дотаций, субвенций, субсидий, социальных трансфертов и иных налоговых и таможенных преференций, предоставляемых субъектам РФ.

В этой связи региональная политика федерального центра должна быть направлена на инвестиционную поддержку отстающих территорий, что будет способствовать, с одной стороны, сокращению масштабов межрегионального экономического неравенства, с другой – повышению темпов роста национальной экономики за счет рационального использования ресурсного потенциала региональных экономик и углубления межрегиональной интеграции. Целью такой политики является обеспечение превышения темпов роста экономики проблемных регионов над темпами роста экономики регионов наиболее развитых и, как следствие, увеличение темпов экономического роста в стране в целом. В ее основу должны быть положены три ключевые императива: 1) основными реципиентами федеральной поддержки должны быть проблемные, а не наиболее развитые регионы; 2) федеральная поддержка должна быть направлена в большей степени на стимулирование экономического развития, нежели на удовлетворение текущих бюджетных потребностей регионов; 3) экономически неэффективные мероприятия не должны осуществляться, даже если их бенефициариями являются жители проблемных регионов.


загрузка...