Салон как феномен культуры XIX века: традиции и современность (22.09.2008)

Автор: Палий Елена Николаевна

ПАЛИЙ Елена Николаевна

САЛОН КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ РОССИИ XIX ВЕКА:

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание ученой степени

доктора культурологии

Москва, 2008

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры

Государственной академии славянской культуры

Научный консультант: доктор философских наук, профессор И.К. Кучмаева

Официальные оппоненты:

доктор культурологии, профессор В.А. Ремизов

доктор философских наук, профессор В.Н. Ксенофонтов

доктор исторических наук, профессор И.В. Левочкин

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 10 декабря 2008 г. В 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.044.01 по присуждению ученой степени доктора наук при Государственной академии славянской культуры.

Адрес: Москва, 125480, ул. Героев Панфиловцев, д.39, корп.2.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственной академии славянской культуры.

Автореферат разослан «____»___________________2008 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 212.044.01

кандидат философских наук,

профессор ГАСК С.И. Бажов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Развитие русской культуры XIX века отличается сложностью и многогранностью. Именно в данный период она переживает этап мощного подъема, что обусловлено целым рядом причин: влиянием идей Просвещения, событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, развитием экономики, падением крепостного права, развертыванием освободительного движения и пр. Не менее важны и внутренние факторы развития культуры, обусловливающие логику ее поступательного движения.

Подъем русской национальной культуры составлял основное содержание социокультурного процесса XIX столетия в России. Особенностью отечественной культуры была ее «всемирная отзывчивость», способность к усвоению элементов других культур, но при этом сохранялись национальная цельность и самобытность. Хозяйственные и культурные связи русского народа с другими народами Российской империи существовали постоянно, и это оказывало на них благотворное влияние. Через взаимные контакты национальная интеллигенция других народов России овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур других народов.

Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Видовые характеристики культуры вообще и русской в частности, во многом обусловлены ее субъектным составом, в связи с этим можно говорить о культуре определенных социальных групп, о культуре тех или иных сословий. Среди высших сословий было и дворянство, с существованием которого связывают появление салонной культуры.

Зарождение салонной культуры в России можно отнести к XVIII веку, но ее расцвет, безусловно, приходится на первую половину XIX века. Салонная культура оказала огромное влияние на развитие практически всех видов искусства того времени, целый ряд философских направлений (например, на славянофильство), а также и на рост политического сознания.

В среде поместных дворян было немало истинных ценителей литературы и театра, образованных помещиков, собиравших прекрасные библиотеки, бывавших за границей и применявших европейские новшества в хозяйстве и в быту. Некоторые из них имели свои литературные и музыкальные салоны. Широкие круги поместного дворянства увлекались деятельностью Вольного экономического общества, распространявшего в России научные достижения и передовой сельскохозяйственный опыт. Среди родовитой дворянской знати были и подлинные поборники науки, ученые-просветители, такие, как князь В.Ф. Одоевский, граф Н.П. Румянцев.

Следует также отметить, что в XIX веке к салонной культуре имело отношение не все дворянство, а только тонкий слой образованной, мыслящей его части. Деятельность дворянско-аристократической интеллигенции в России (в том числе и благодаря салону) способствовала последующему мощному культурному и художественному развитию страны.

«Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40-50-м годам XIX века, когда в общественное движение, просвещение, науку, литературу и искусство приходят представители иной социальной группы - разночинцы. Начинается следующий этап и в развитии салонной культуры, связанный с так называемыми «салонами разночинцев». Хотя эти салоны и назывались литературными, но, по сути, выступали формой легальной пропагандистской работы, становясь предельно политизированными. В конце 90-х годов XIX века такие салоны действовали в Москве, Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже и других городах. В них активную роль начали играть революционеры-демократы.

Салон в своем изначальном предназначении – в художественной направленности - вновь возрождается в культуре начала ХХ века. Это было время напряженных духовных исканий, расцвета отечественной науки, искусства. В тот период возникло немало литературно-философских, религиозно-философских, музыкальных салонов, обществ. Их достижения сыграли в дальнейшем важную роль в развитии отечественной культуры.

Однако с началом Февральской, а затем Октябрьской революций салон как явление культурной жизни прекращает свое существование, а сама салонная культура начинает восприниматься как пережиток дворянского прошлого. Целый пласт русской культуры, таким образом, был вычеркнут из процесса культурного наследования. И лишь совсем недавно пришло осознание всей ценности того, что оказалось незаслуженно забыто.

Зарождение и развитие салонной культуры представляет несомненный научный интерес, всецело связанный с преемственностью культурных традиций на современном этапе развития России. Без прошлого, как известно, нет будущего. Вместе с тем особенности возникновения и развития салонной культуры, ее роль в истории российского общества, благотворное влияние на развитие русской культуры исследованы лишь фрагментарно. С этим связана актуальность диссертационного исследования.

Современная социокультурная ситуация характеризуется утратой многих преемственных связей и традиций, сложившихся в отечественной культуре. Остро стоит вопрос о духовном возрождении России, которое, как известно, невозможно без обращения к ее историко-культурному прошлому. В связи с этим важно обратиться к тем феноменам культуры прошлого, которые могут быть использованы в процессах духовного подъема современной России. И одним из таких феноменов является русская салонная культура XIX века.

Вместе с тем изучение салонной культуры должно строиться на основе объективного анализа, который позволит исследовать этот феномен всесторонне, акцентируя внимание как на его позитивных, так и негативных сторонах. Необходимо получить целостное представление о данном культурном феномене, но главное - важно понять, насколько необходимо возрождать салонную культуру, и если необходимо, то в каких формах.

Обращение к исследованию русской салонной культуры XIX века поднимает одну их сложнейших проблем культурологии - проблему культурного наследования, которую, к сожалению, нельзя назвать достаточно проработанной в современной научной литературе. Именно анализ проблем культурного наследования может дать ответы на вопросы: как объективно оценить культурную значимость того или иного культурного феномена? насколько рассматриваемый феномен может обрести актуальную культурную ценность?


загрузка...