Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие (22.08.2011)

Автор: Якутина Ольга Ивановна

Якутина Ольга Ивановна

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ УСПЕХА:

ДИСКУРС ПОВСЕДНЕВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ

09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Курбатов Владимир Иванович

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится «____»________ 20__г. в ______ на заседании диссертационного совета__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ______________________________________________________

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке______________________________________________________________ ____________________________________________________________

Автореферат разослан «___»________ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Среди многообразия социальных практик современного российского общества, среди происходящих в последние десятилетия в российском социуме трансформаций, являющихся результатом как общецивилизационных процессов, так и вызванных факторами внутреннего развития, весьма значимым и требующим своего осознания, объяснения и оценки в рамках социальных наук является процесс, характерный для социальной реальности современной России - повсеместное распространение идеи социального успеха, утверждение особой ценности успеха личности. Можно с уверенностью утверждать: не менее актуальной для современного российского общества, чем знаменитое бухаринское «Обогащайтесь» в конце 20-х годов, становится максима «Стань успешным!».

Нам представляется возможным говорить о формировании идеологии социального успеха в современном российском обществе, об утверждении в общественном сознании доктрины социального успеха. Нацеленность на успех, стремление к достижению успеха в различных сферах общественной жизни, следование определенным стандартам успешности, демонстрация социальными субъектами символов социальной успешности особенно в условиях виртуализации социального пространства становится фактором в значительной степени структурирующим социальную реальность и определяющим поведение социальных субъектов.

Важно отметить, что авторы, занимающиеся исследованием феномена социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху в системе жизненных ценностей личности и детерминант ее социального поведения, неоднозначно трактуют происходящие в современном российском обществе процессы. Одни исследователи обращают внимание на гипертрофию идеи личного успеха и рассматривают данный факт в качестве одной из причин дезинтеграции российского общества. Другие, напротив, подчеркивают неразвитость и неприемлемость достижительских стратегий в российском социуме, объясняя данным фактом низкую эффективность социальной системы в целом и недостаточно быстрые темпы общественных преобразований.

При этом большинство из них сходится во мнении, что в современном российском обществе утверждается одна модель жизненного успеха, успех понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, денежный, карьерный, происходит смещение значимых критериев успеха из сферы деятельности в сферу потребления материальных благ. В социальной реальности современной России социальным субъектам навязывается некий универсальный жизненный проект, предлагаются одинаковые способы достижения и презентации собственной успешности без учета специфики сфер общественной жизни, в которых реализуют себя социальные субъекты. Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией социальных практик современного российского общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках, в большей степени являясь элементом повседневного дискурса. Даже в тех случаях, когда успех выступает предметом научного анализа, данный анализ предусматривает рассмотрение его не как понятия, описывающего и структурирующего жизненное пространство индивидуального или группового социального субъекта, не как показателя эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной.

Нам представляется, что назрела необходимость провести комплексное и всестороннее исследование такого феномена как социальный успех. Следует проанализировать успех на различных уровнях его проявления: индивидуально-личностном, корпоративном, социетальном, охарактеризовать мобилизующую роль и функции стремления к успеху, критерии успешности в различных типах общественных систем, институциональные и неинституциональные способы достижения успеха, их соотношение в различных обществах и представленность в современных российских социальных практиках. Одним из направлений анализа может являться исследование социальных факторов, обусловивших активизацию достижительских стратегий и формирование идеологии социального успеха, выявление того социального слоя, который выступил в качестве заказчика данной идеологии.

По нашему глубокому убеждению, подобный анализ возможен только в рамках социальной философии посредством формирования социально-философского понятия «социальный успех» и разработки принципов социально-философского исследования данного феномена и понятия.

Актуальность философского анализа проблемы успеха обуславливается также следующими причинами. Прежде всего, исследование содержания понятия «успех», «социальный успех» позволяет сформировать представление о субъекте и формах существования социального знания (обыденного, социально-практического, теоретического). Кроме того, несомненна социокультурная значимость исследования понятия «успех», предполагающая взаимодействие социального и гносеологического анализа. И, наконец, понятие «успех» чаще всего ассоциируется с его обыденными смыслами, сформированными и отраженными в повседневном дискурсе о феномене успеха, его повседневных практиках, в то время как социально-философское обоснование этого феномена и понятия имеет прямое отношение к анализу современной социальной реальности – реальности бытия социального субъекта достижительной деятельности.

Это и определяет направленность нашего исследования: анализ повседневного феномена успеха и социально-философского понятия успеха, при этом вектор направления исследования отталкивается от форм повседневности, от феноменальных проявлений успеха к социально-философскому обобщению этих проявлений, что и выражается в формулировании социально-философского понятия успеха.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных исследованию успеха. Их анализ позволяет выделить следующие основные подходы, в рамках которых ведется его исследование зарубежными и отечественными учеными: психологический, социологический, культурно-антропологический, философский.

Наибольшим количеством работ, связанных с исследованием проблематики успеха, представлен психологический подход. В рамках данного подхода исследователи делают акцент на изучении отдельных аспектов психологической сущности успеха: проблематика представленности в структуре личности мотивации достижения успеха либо стремления к избеганию неудачи (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Х.Хеккаузен, У.Макдауголл, Г.Мюррей, Ф. Хоппе, Дж. Мэндлер, Р. Уайт, Я. Алстед, Р.С. Вайсман, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, В.И. Степанский, М.Л. Кубышкина и др.), анализ успеха в контексте проблематики уровня притязаний личности (К. Левин, Т. Дембо, О.Г. Мельниченко, В.К. Гербачевский, И.М. Палей, В.А. Аверин. М.Ш. Магомед-Эминов и др.), исследования связи мотивации достижения с профессиональной деятельностью (Е.В. Козиеская, П.Т. Долгов и др.)

Исследовательский интерес представителей социологического подхода сосредотачивается вокруг следующих проблем: анализ сущности, структуры, специфики и типологии успеха социального субъекта, зависимости моделей успеха от характеристик тех социальных систем, в рамках которых они сформированы (М. Вебер, К. Мангейм, Г.Л. Тульчинский, Ю.В. Согомонов, А.Ю.Согомонов, В.А.Чурилов, М.А.Александрова); изучение успеха как форма самоутверждения социального субъекта (Е.П.Никитина, Н.Е.Харламенкова); выявление факторов формирования жизненного успеха социального субъекта и его показателей (П. Бергер, У. Бек, Т. Веблен, Дж.Мид, А. Щюц, Т. Лукман, Э. Гидденс).

Для представителей культурно-антропологического подхода к изучению проблемы успеха центральной проблемой является детерминация достижения успеха социокультурными факторами, специфика культурных моделей успеха, а жизненный успех личности понимается как реализация ее жизненной стратегии, сформированной в системе определенных культурных норм, представлений и идеалов (В. Малиновский, Б. Тернер, Ф. Боас, Д. Шнейдер и др.).

Проблема успеха и его достижения в рамках философского подхода рассматривается в контексте смысложизненной проблематики: успех понимается как решение проблемы смысла жизни, а смысл жизни видится в достижении успеха (Аристотель, Ф. Бекон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Т. Мор, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, У. Джемс, Ф. Ницше, Р. Хубер, М. Мольц и др.). Отметим, что понимание сущности успеха представителями данного подхода весьма разнообразно (успех-счастье, успех-удача, успех-самореализация и др.). В целом, в философской литературе мало работ, освещающих собственно проблему успеха (Канарский Д.И., Караханян Е.В.) чаще представители философии анализируют категории, сопряженные с понятием успеха: активность, деятельность, личность, воля, целеполагание.

Разнообразие выше указанных подходов еще раз подтверждает то, что трактовка успеха многообразна и противоречива, как следствие того, что сам успех представляет собой сложное многоплановое явление социальной действительности. Успех имеет результирующий характер, является следствием реализации социально-одобряемых и личностно-значимых целей, в значительной степени определяет поведение социальных субъектов и влияет на эффективность социальной системы в целом.

Многообразие подходов к анализу специфики успеха отражает тот факт, что социальный успех проявляется на разных уровнях: на уровне личных и социальных свершений и достижений, на уровне организационного и социального лидерства, на уровне социальной состязательности и соревновательности, на уровнях карьеры и гендерных ролей, на уровнях социализации и социальной адаптации, на уровнях социальных качеств, социальных чувств и социальной ответственности, на уровнях различных социальных институтов, структур и процессов. Социальный успех на уровне повседневного дискурса выражается в таком емком понятии, как жизненный успех.

Все это делает исследование социального успеха многоплановым, предполагающим использование принципов и методов, понятий и представлений из разных систем научного знания и социальной практики, что представляется возможным осуществить в рамках и средствами социально-философского анализа.

Основная цель исследования заключается в проблематизации и концептуализации социально-философского понятия «социальный успех» на основе анализа социальных практик успеха.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

выявить смысложизненное наполнение, смысловую многозначность и специфику риторических формул успеха индивидуального и социального успеха;

осуществить социально-философскую экспликацию многозначности и многофакторности индивидуально-личностного и социально значимого успеха;


загрузка...