Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития (22.08.2011)

Автор: Стукалова Ольга Вадимовна

Таблица №4

Оценка уровня профессионального становления студентов экспериментальной, опережающей и контрольной групп на этапе профессионализации. (IV этап) –в %.

Критерии

Экспериментальная группа

Опережающая

Контрольная группа

ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ ВУ СУ НУ

Мотивационные 46 50 4 92 8 - 38 48 14

Когнитивные 58 40 4 87 13 - 46 44 10

Коммуникативные 75 23 2 95 5 - 44 40 16

Операциональные 49 41 10 78 12 - 24 40 36

Условные обозначения: ВУ – высокий уровень профессионального становления,, СУ – средний уровень, НУ – низкий уровень.

В ходе исследования установлено, что 55% участников экспериментальной группы продемонстрировали проявления, отражающие высокий уровень готовности к созданию коллективного творческого продукта (это интегративный показатель различных проявлений личности, включая мотивацию, коммуникативную культуру, уровень профессионального становления и др.).

Обобщение результатов эксперимента показало, что интерес студентов к самостоятельной творческой деятельности связан с осознанием значимости просветительской миссии избранной профессии.

Выдвинутая гипотеза подтверждена, так как внедрение в образовательный процесс вуза педагогической системы дало возможность значительно модернизировать его и обеспечило условия для освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности, развития мотивации к самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию, для гармонического единства культурно-творческого развития и профессионального становления будущих специалистов. Заключительный срез диагностики результативности педагогической системы развития образования в сфере культуры и искусства показал, что в экспериментальной группе по большинству критериев достигнут достаточный уровень (в частности, по критериям «высокие показатели динамики культурно-творческого развития и профессионального становления студентов», «хорошие показатели профессиональной занятости выпускников»).

Результативность проявлена по критериям «высокий уровень творческой активности и коммуникативной культуры студентов и преподавателей», «самостоятельные творческие работы высокого уровня», «высокие показатели занятости выпускников»).

В заключении делаются выводы, обобщающие теоретические и экспериментальные итоги исследования:

1) Современное состояние высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства характеризуется наличием следующих проблем: а) недостаточная разработанность теоретических аспектов его развития, включая: критерии отбора и структурирования содержания образования, систему оценки качества профессиональной подготовки, методики перехода на уровневую модель подготовки кадров, переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений к решению современных образовательных задач, недооценку роли художественной культуры как фактора развития общества и др.; б) отсутствие эффективных универсальных подходов к внутреннему и внешнему структурированию связей образовательных учреждений, принципов и условий интеграции образовательных и научных учреждений для внедрения в практику образовательного процесса инновационных педагогических моделей и технологий, адекватных требованиям общественного развития.

2) Перспективы развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства связаны с усилением гуманитарной составляющей подготовки будущих специалистов и использованием воспитательного потенциала искусства. В этом случае студенты начинают осознавать социальную и просветительскую миссию своей деятельности. Эффективным направлением воплощения перспектив развития является реализация разработанной педагогической системы, когда создаются условия для развития у будущих специалистов коммуникативных и организационных способностей, мотивации к самоопределению и самосовершенствованию путем освоения реального исторического времени через категории искусства и органичной адаптации в современном в социокультурном пространстве на основе многомерного, нелинейного художественного мышления.

3) Теоретическими основаниями развития высшего профессионального образования являются положения авторской концепции, направленной на раскрытие приоритета гуманитарной составляющей высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Опора на эти положения обеспечивает моделирование образовательного процесса на основе приоритета ценностных критериев в отборе и композиции учебного материала, раскрытии воспитательного потенциала искусства, индивидуализации педагогической поддержки студентов с учетом психолого-педагогической специфики освоения профессии в вузе культуры и искусства, развитии у студентов коммуникативной культуры и диалоговой позиции, сочетания теоретических знаний с обращением к практическим ситуациям.

4) В исследовании выявлены:

- качества развивающей образовательной среды: целостность, спектральность, фундаментальность, открытость к конструктивному диалогу культур, преемственность.

- этапы профессионального становления: I этап – формирование образа профессии. II этап – развитие профессионально значимых качеств личности. III этап – повышение творческой активности; IV этап - профессионализация;

- педагогические ситуации, направленные на профилактику кризисов профессионального становления, на развитие коммуникативной культуры, творческого воображения и творческой активности студентов;

- компоненты культурно-творческого развития: мотивационный; креативный; коммуникативный.

5) Изучение уровней профессионального становления студентов по выделенным критериям демонстрирует значительную позитивную динамику у студентов экспериментальной и опережающей групп. Определено, что наибольшие проблемы в профессиональном становлении будущих специалистов возникают по операциональным критериям, включающим уровни сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду и т.д. Путями решения этой проблемы являются включение студентов в реальный профессиональный процесс, организация встреч с деятелями культуры и искусства, непосредственное общение с которыми влияет на все параметры профессионального становления.

6) Эффективными направлениями культурно-творческого развития студентов являются: раскрытие культуротворческого потенциала избранной профессии; внедрение в образовательный процесс новейших технологий развития креативных способностей и раскрепощения творческих сил личности; активизация самостоятельной творческой деятельности студентов в условиях взаимодействия с различными учреждениями культуры и искусства; взаимосвязь традиционных и инновационных методов гуманитарной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства; реализация разработанной в исследовании педагогической модели культурно-творческого развития студентов.

7) В работе доказано, что применение в образовательном процессе разработанных педагогических моделей, направлений, компонентов развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства позволяет совершенствовать профессиональную готовность будущих специалистов к выполнению в своей деятельности важнейших функций по сохранению культурных ценностей, культуротворчеству в организации содержательного досуга. Студентов, участвовавших в эксперименте, отличают глубоко осознанные мировоззренческие позиции, наличие системы устойчивых ценностных ориентаций. Они проявляют высокий уровень коммуникативной культуры, устойчивую диалоговую позицию и мотивацию на творческую самореализацию в избранной специальности.

Проведенное исследование подтвердило, что реализация педагогической системы развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства позволяет осуществлять процесс подготовки специалистов, опираясь на идеи воспитания человека нравственного, ответственного, обладающего широким спектром знаний и одновременно высококвалифицированного специалиста в своей области, стремящегося к достижению не только материальных, но и духовных жизненных и профессиональных целей.

По содержанию исследования опубликовано более 50 работ (общим объемом 54,5 п.л., доля авторского участия – 50, 4 п.л.), в том числе в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК:

Монографии

1.Стукалова О.В. Cовременныe концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании. – М.: ИП «Эльф», 2010. – 13,5 п.л.

2.Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. – М.: ИХО РАО, 2011. – 11 п.л.

Научные статьи

3. Стукалова О.В. Проблемы обогащения вербального опыта старшеклассников и студентов// Развитие художественного и эстетического опыта личности в образовательном процессе школы и ВУЗ: Сборник науч. ст. - М.: Институт художественного образования РАО, 2003.- С. 16-24. - 0.5 п.л.

4.Стукалова О.В. Проблемы развития творческого воображения студентов// Проблемы молодежи глазами студентов: Сборник науч. ст.- Тула: ТГПУ им. Л.Толстого, 2005.- С. 14-16. 0.4 п.л.

5. Стукалова О.В. Развитие творческого воображения личности как проблема науки и культуры// Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сборник науч. ст. - М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – С. 12-18. - 0.5 п.л.

7. Стукалова О.В. Театрально-игровая ситуация урока: актуальность, технологии, педагогический потенциал// Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сборник науч. тр. - М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – С. 10-18. - 0.5 п.л.

9.Стукалова О.В. Созвучие идей (о философских основах теории Б.П. Юсова)// Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сборник науч. тр. - М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – С. 16-20. - 0.5 п.л.

10.Стукалова О.В. Волжский богатырь. К 1000-летию Ярославля// Инициатива XXI века: научный и общественно-просветительский журнал, 2010. – № 4-5.- С. 116-119. -0, 5 п.л.


загрузка...