Психология семейного совладания (22.08.2011)

Автор: Куфтяк Елена Владимировна

В современных исследованиях широко изучены самые разные характеристики семьи и происходящие в ней процессы: удовлетворенность супругов браком (M.A. Whisman, L.A. Uebelacker, 2004; Е.Н. Спирёва, 2004), структура семейных ролей (Т.В. Андреева, 2005; Н.О. Белорукова, 2007), распределение власти (В.П. Левкович, 2004; Д. Майерс, 2004), детско-родительские отношения (J. Belsky, M. Rovine, 1990; C.P. Cowan, P.A. Cowan, 1992; Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, 2000; Т.А. Гурко, 2000) и т. д. 

К настоящему времени значительно расширены представления об онтогенезе родительства (материнства, отцовства) (J. Belsky, 1994; Г.Г. Филиппова, 2000; Р.В. Овчарова, 2003, 2005; Ю.В. Борисенко, 2007), периодизации жизненных циклов семьи и их содержании (G.R. Birchler, 1992; N.M. Newby, 1996; А.В. Черников, 2001; И.В. Добряков, 2001; Н.С. Сафина, 2006; С.Ф. Шаймухаметова, 2010), семейных кризисах (J. Gottman, 1994; H. I. McCubbin, M. A. McCubbin, 2001; Т.В. Гущина, 2005; Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2006), межпоколенных отношениях в контексте семейного наследования (Е.Л. Михайлова, 2003; И.Ю. Хамитова, 2003; К. Бейкер, Ю.Б. Гиппенрейтер, 2005; Е.А. Петрова, 2008; М.В. Сапоровская, 2008; М.А. Сизова, 2009).

Изучение адаптивного поведения в ситуациях угрозы для продуктивности, здоровья и благополучия человека не является новым (R. Lazarus, 1980, 1986; R. Lazarus, S. Folkman,1984; N. Endler, J. Parker, 1990; Л.А. Китаев-Смык, 1983; Ф.Е. Василюк, 1984; Л.И. Анцыферова, 1994; В.М. Ялтонский, 1995; С.К. Нартова-Бочавер, 1997; К.А. Абульханова, 2001; Т.Л. Крюкова, 2005, 2008; В.А. Бодров, 1995, 2006). Понятие «совладающее поведение» (coping) используется для обозначения поведения личности в любых ситуациях, категоризуемых человеком как критические или же «трудные». Совладающее поведение понимается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями с целью лучшей адаптации к требованиям реальности.

В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий сущность, закономерности, динамику, факторы становления и выбора способов совладания со стрессом в разные периоды жизни (В.М. Ялтонский, 1995; Т.Л. Крюкова, 2001 – 2010; Е.А. Сергиенко, 2007 – 2010; М.В. Сапоровская, 2001 – 2010; С.А. Хазова 2001 – 2010; Е.В. Куфтяк, 2002 – 2010; А.В. Смирнова, 2010). Изучение совладающего поведения личности ведется в возрастном диапазоне – от преддошкольного детства до старости (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000; С.А. Хазова, 2002; Е.В. Куфтяк, 2002, 2004; Т.Л. Крюкова, 2005; М.А. Холодная, 2007; Н.Е. Харламенкова, 2008; И.И. Ветрова, 2009; Е.Б. Лунина, 2009; Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, 2010; О.Р. Тенн, 2010 и др.).

Определенное количество исследований посвящено различным аспектам совладающего поведения личности в контексте более широкой проблемы социальной адаптации (Г.С. Корытова, 2007; Е.Р. Исаева, 2010; Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, 2010).

Особое внимание при разработке проблемы совладания уделяется изучению ресурсов личности в трудных жизненных ситуациях (А. Antonovsky, 1979; S.E. Hobfoll, 1988; S. Taylor, 1995; С.А. Хазова, 2002; В.А. Бодров, 2006; Е.А. Петрова, 2008; Е.А. Сергиенко, 2007, 2009).

Активно ведутся исследования семейного стресса и копинга в здоровых семьях, людей групп риска и лиц с хроническими заболеваниями (В.А. Ташлыков, 1982, 1992; Н.А. Сирота, 1994; Н.Ф. Михайлова, 1998; Н.О. Белорукова, 2005; И.Р. Абитов, 2007; Н.В. Тарабрина, 2008; Е.А. Иванова, 2010). В последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные изучению совладания с жизненными трудностями детей с нарушениями в развитии и их семей (М.С. Голубева, 2006; А.А. Вербрюгген, 2008; Е.В. Куфтяк, 2004, 2007, 2010; М.П. Билецкая, 2010).

Современные тенденции развития психологии стресса и совладающего поведения ставят вопрос о смещении фокуса внимания при изучении копинг-поведения и его механизмов с индивида на группу. Теоретические и прикладные исследования зарубежных психологов свидетельствуют о том, что копинг-поведение не является отдельным, независимым явлением, это неотъемлемая часть сложного, динамического процесса личности, социального окружения и их взаимоотношений (J.C. Coyne 1991; T.A. Revenson 1994; S.E. Hobfoll, 1997; G. Bodenmann 2000, 2005; A.K. Randall, G. Bodenmann, 2009). В зарубежной психологии для обозначения социального контекста копинг-поведения широко используется понятие «совместный копинг» (communal coping).

К настоящему времени накоплен достаточный материал, в котором, исследователи не употребляя термин «групповые защитные механизмы», описывают феномены, направленные на сохранение групповых отношений (I.L. Janis 1982; Ю.Б. Захарова, 1991; В.А. Штроо, 2007). Групповые защиты присущи устойчивым замкнутым группам (которыми выступают и организации, и семья). Но проблема изучения и развития механизмов защитной активности семьей остается в семейной психологии неразработанной, и общим ограничительным моментом в ее изучении является игнорирование дифференциации копинг-поведения индивидуального и группового субъектов, а также отсутствие в теоретико-эмпирических исследованиях попыток рассмотрения природы саморегуляции семьи.

Интеграция двух научных направлений – психологии семьи и концепций стресс-копинг процесса, позволит оформить в области изучения семьи подход к семейному совладанию в качестве вектора научного интереса. Совладающее поведение выступит основанием для изучения системного понимания семьи, ее структуры, динамики, развития и факторов, обеспечивающих ее жизнеспоспособность.

Неизученность в сочетании с ее высокой значимостью для дальнейшего развития психологии семьи делают актуальной проблему, послужившей основой для проведения настоящего исследования, а именно: каковы структура, динамика семейного совладания, условия сохранения жизнеспособности семьи и какова организация семьи с позиции развития в ней процесса защитной психологической активности.

Цель исследования – теоретико-методологическая разработка и эмпирическая проверка концепции психологии семейного совладания.

Объект исследования: психология семейного совладания.

Предмет исследования: структура и динамика совладающего поведения в семейной системе.

Теоретическая гипотеза: психология семейного совладания характеризуется специфической структурой и динамикой, обеспечивающей целостность семьи на разных этапах ее существования.

Частные гипотезы:

1. Семейное совладание представляет собой ведущий механизм защитной активности семьи, объединяющий совместные копинг-усилия членов семьи при столкновении с нормативными и ненормативными трудностями и кризисами.

2. Своеобразие и изменение структурно-функциональных и ролевых параметров семейной системы определяет задачи совладания на каждом из этапов развития.

3. Семейная целостность имеет четырехкомпонентную структуру, включающую в себя трансгенерационный, структурный, динамический и пространственный компоненты, имеющие разный уровень связанности, сохранности и восстановления, которые обеспечиваются действием механизмов защитной активности.

4. Семейное совладание характеризуется динамическим порядком выбора стилей / стратегий совладания: как в иерархической последовательности – от индивидуальных к групповым способам, так и с учетом этапа семейного развития.

5. Субъективная оценка внешних и внутренних стрессоров, совладание и факторы восстановления обеспечивают процесс устойчивости семьи, определяющей способность семьи восстанавливаться после перенесенного стресса.

6. Валентность и контролируемость стрессовой ситуации, степень выраженности совладающего поведения определяют различные варианты сохранения семьей целостности.

7. Становление копинг-поведения ребенка сопряжено с воздействием как индивидуальных, так и семейных факторов.

Объект, предмет, цель и гипотезы исследования обусловили постановку и решение следующих задач.

В теоретической части исследования:

1. Провести теоретический анализ направлений исследования совладающего со стрессом и защитного поведения в зарубежной и отечественной науке и разработать концепцию психологии семейного совладания, включающую теории стресс-копинга и системный подход к семье.

2. Разработать представление о семейном совладании как ведущем механизме защитной активности семьи в сохранении ее целостности, так и группового способа ее регуляции.

3. Определить структурные компоненты семейной целостности, уровни их связанности, особенности организации и результат динамического процесса поддержки семейной целостности.

В эмпирической части исследования:

4. Разработать комплекс психодиагностических методов, направленных на изучение совладающего поведения и трансгенерационных, структурных, динамических и пространственных параметров семьи.

5. Расширить комплекс методов психодиагностики на изучение совладающего поведения в семейных отношениях посредством апробации в данном исследовании двух новых методик диагностики супружеского и диадического копинга, ранее не применявшихся на российской выборке.

6. Изучить структуру, динамику и формы совладающего поведения, согласованность копинг-поведения в супружеской паре, вклад стилей совладания в общее совладающее поведение семьи.

7. Выделить особенности структурно-функциональных и ролевых параметров семейной системы в соответствии с задачами семейного совладания.

8. Исследовать устойчивость семьи и факторы восстановления в разных типах жизненных событий.

9. Определить особенности функциональности семьи с учетом валентности и контролируемости стрессовой ситуации и специфики совладающего поведения.

10. Выявить влияние индивидуальных (качество привязанности ребенка к родителю, система личностного отношения, особенности психического развития) и семейных (семейного контекста, характера детско-родительских отношений, родительского паттерна копинг-поведения) факторов на формирование копинг-стиля ребенка.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные методологические положения системного подхода в психологической науке (Л. фон Берталанфи, Дж. фон Нейман, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

Теоретической основой исследования послужили теория стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, В.А. Бодров) и когнитивно-поведенческая концепция совладающего поведения личности (Р. Лазарус, С. Фолкман), модель многоосевого копинга С. Хобфолла, отечественный подход к психологическому совладанию с трудными жизненными ситуациями (В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.М. Ялтонский), концепция защитных механизмов групповой динамики (А.И. Донцов, К.М. Гайдар, В.А. Штроо, Ю.Б. Захарова), основные положения психологии субъекта и психологии человеческого бытия (Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикина,), теории семейных систем (М. Боуэн, А.Я. Варга, К. Витакер, С. Минухин, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер), концепции социально-клинических аспектов психологии семьи и теоретико-эмпирические достижения в исследованиях семьи и брака (В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, В.Н. Мясищев, Э.Г. Эйдемиллер, Д. Майерс, R. Hill, H.I. McCubbin, Z. Rubin).

Методы исследования. В теоретико-эмпирическом исследовании использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ, сопоставление и обобщение современных теоретико-эмпирических исследований отечественной и зарубежной психологии, интерпретация и реинтерпретация психологических трудов по проблеме; 2. Организационные: сравнительный («метод поперечных срезов»); 3. Эмпирические: современные психологические методики, техники диагностики семейной структуры, метод экспертных оценок, интервью и сочинения; 4. Методы обработки данных: количественный (ранжирование, оценка значимости различий, графический анализ, корреляционный анализ) и качественный анализ (контент-анализ материалов полуструктурированного интервью и самоописаний, анализ рисунков, анализ отдельных случаев), статистический с использованием методов математической статистики (программный пакет SPSS for Windows V. 15.0). Для изучения семьи как системы использовались «семейные» методики, разработанные на основе системных концепций семьи.

Общая схема эмпирических исследований, предпринятых в рамках диссертационной работы, может быть представлена следующим образом (табл. ).


загрузка...