Эпидемиология, клиника, течение и лечение алкогольных психозов (22.06.2009)

Автор: Уваров Иван Анатольевич

- в научно-познавательном плане – необходимостью глубокого изучения процесса организации и совершенствования подготовки военных кадров, выявлением основных составляющих воспитания подрастающего поколения, ролью офицерских воспитательных кадров при передаче опыта и в учебно-воспитательной работе;

- в военно-прикладном отношении – возможностью использовать исторический опыт воспитания и обучения в военно-учебных заведениях и организации профильной подготовки в XXI в.

На сегодняшний день опыт, приобретенный российскими военно-учебными заведениями, является достаточно ценным, так как за столетия офицерской школой были выработаны основные направления в области воспитания и образования офицерского состава русской армии. Осознание необходимости возрождения высокопрофессиональной подготовки русского офицерства – важный путь в достижении высокой обороноспособности России и укрепления ее международного авторитета.

В данном исследовании предпринята попытка показать развитие системы военного образования в контексте событий той или иной эпохи, выявить взаимосвязь между событиями, происходившими в военно-учебных заведениях и теми процессами, которые происходили во внутренней жизни России. В силу этого представленное научное исследование позволяет глубже осмыслить систему военно-учебного образования за длительный период - XVIII – начало XX веков. В результате является возможность творчески использовать исторический опыт в современных военно-учебных заведениях, в деле улучшения подготовки будущих офицеров.

Автор ограничивается рассмотрением истории военно-учебных заведений только низшего и среднего уровня, не касаясь военно-учебных заведений высшего уровня - военных академий. Это связано с тем, что взяты очень широкие хронологические рамки исследования – более двух столетий; кроме того, история военных академий весьма специфична, последние развивались чаще всего по своим законам и имели отличные от других военно-учебных заведений задачи.

Задачи, поставленные для достижения поставленных целей, могут быть сформулированы в следующем виде:

проанализировать отечественную историографию, выявив глубину исследования тех или иных вопросов, а также наличие дискуссионных проблем;

рассмотреть процесс зарождения первых военно-учебных заведений в России, определить основные принципы и особенности их работы;

показать этапы становления системы военно-учебных заведений, определить влияния внутренней и внешней политики на содержание подготовки офицерских кадров;

проследить содержание подготовки (обучения) учащихся (юнкеров, кадетов и пр.) в различные периоды истории России;

раскрыть принципы формирования и механизмы функционирования центральных органов управления военно-учебными заведениями, в зависимости от задач поставленных императорами и вызовов времени;

показать историю отдельных типов военно-учебных заведений - кадетских корпусов, юнкерских училищ, военных училищ, военных гимназий и пр.

проанализировать в динамике социальный и возрастной состав учащихся военно-учебных заведений, их образовательный, моральный и культурный уровень, содержание преподавания;

исследовать в исторической динамике педагогические приёмы, используемые в военно-учебных заведениях, для формирования особого типа личностей верных трону и Отечеству;

выявить фундаментальные обстоятельства, определяющие структуру военно-учебных заведений и географию их размещения;

определить характер и особенности использования зарубежного опыта в создании системы военно-учебных заведений (особенно в XVIII в.);

определить влияние военно-технической революции конца XIX - начала XX в. на изменения содержания обучения и структуру военно-учебных заведений.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что развитие системы военно-учебных заведений является отражением того или иного внешнего и внутреннего политического курса государства. Выпускники военно-учебных заведений на протяжении почти двух столетий были опорой власти, обеспечивая не только армию, но и госаппарат соответствующими кадрами. От качества подготовки офицерских кадров во многом зависели успехи или неудачи во внешней политике, победы или поражения в войнах.

Объектом исследования является система военно-учебных заведений в России XVIII - начала XX вв. в её развитии.

Предметом исследования являются военно-учебные заведения различных типов и определение влияния исторической и политической обстановки на их функционирование.

Хронологические рамки исследования заданы временем функционирования системы военно-учебных заведений. Точкой отсчёта исследования является время правления Петра I, который начал создавать некоторое их подобие. Второй хронологический рубеж – начало XX в., конкретно – 1917 г., когда практически все военно-учебные заведения были закрыты или перепрофилированы в связи с новой идеологической парадигмой.

Методологической основой исследования являются общенаучные и общеисторические подходы.

Принцип объективности, который лежит в основе общенаучного подхода, предполагает анализ и оценку используемого материала без «давления» личной оценки автора. Автор стремился максимально объективно анализировать процессы происходящие в истории военно-учебных заведений России за более чем два столетия.

Принцип историзма используется для рассмотрения процессов в их развитии и взаимосвязи.

Цивилизационный подход выявил связь между процессом развития российского общества в целом и процессами происходящими в русской армии вообще и в её офицерском корпусе, в частности.

Историко-генетический метод необходим для понимания предпосылок тех реформ и преобразований в сфере подготовки офицерских кадров в Российской империи, которые происходили на протяжении более двух столетий.

Историко-системный метод применялся при рассмотрении структуры военно-учебных заведений в различные периоды и для уяснения роли властных структур самодержавного государства в организации подготовки офицерских кадров.

Историко-сравнительный метод использовался для сопоставления содержания преподавания и принципов воспитания в военно-учебных заведениях в различные периоды истории и для уяснения степени личностных ("царственных") влияний на содержание преподавания в вузах и их структуру. Метод использовался также для сравнения содержания нормативных документов, регламентировавших деятельность военно-учебных заведений.

При подготовке работы применялись также специальные методы: статистический и источниковедческий.

Использовались элементы формационного подхода: учёт классовой структуры общества при анализе социальной и политической ситуации особенно в период реформ 60-70-х годов и в годы первой российской революции.

Исследование проведено в историко-проблемном и аналитическом ключе.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту заключаются в следующем:

- На протяжении XVIII и первой половины XIX в. учебные заведения готовили не только военных, но и гражданских чиновников. Для многих небогатых дворян и детей разночинцев это была единственная возможность получения высшего образования, включения в государственную службу и общественную жизнь. Обучение в привилегированных военно-учебных заведениях (например в Сухопутном корпусе) преследовало две цели: подготовить не только военных офицеров, но и гражданских чиновников.

- Характерной чертой многих военно-учебных заведений со времён П.И. Шувалова (середина ХVIII в.) была так называемая «многопредметность», которая была следствием стремления подготовить чиновника "широкого профиля". Исследователи прошлого считали это очень существенным недостатком в деятельности военных корпусов.

- Во второй половине ХVIII века наблюдались следующие тенденции в развитии профессионального военного образования: дальнейшая специализация военного образования; гуманизация содержания; разворачивание системы стимулов обучения; придание обучению планово-организующего начала; выделение необходимых приоритетов в подготовке будущих офицеров. Эти тенденции в той или иной степени продолжали проявляться и в XIX в.

- До середины ХVIII века имела место всесословность обучаемых, то есть дворянские дети обучались вместе с детьми разночинцев. Но это, по взглядам большинства представителей правящего класса того времени, подрывало устои самодержавия. Такой "демократизм", введённый Петром I, был вызван потребностями быстро растущей и постоянно воюющей армии. Потомки Петра I на троне постепенно отказались от привлечения разночинцев в военно-учебные заведения.

- В первой половине XVIII в. дворянство с большой неохотой посылало своих детей учиться по причине того, что обучение носило принудительный характер, и, в основном, школа комплектовалась под угрозой ослушникам «потеряния чести и живота». У большинства кадетов было желание уклониться от этой повинности - отсюда побеги, симуляция, нежелание учиться и т. п. Дворянство не видело практической целесообразности в этом обучении, так как та или иная степень родовитости позволяла получить чины и без образования. Чтобы избежать этого, уже в конце XVIII в. было принято решение в корпусах готовить молодежь не только для службы в армии и на флоте, но также и давать гражданское образование, что сразу повысило рейтинг данных учебных заведений.

- С середины XVIII в. и вплоть до последней трети века XIX военно-учебные заведения были дворянскими по своему составу и только поражение в Крымской войне и торжество здравого смысла в ходе реформ 60-70-х годов привели к постепенному изменению социального состава военно-учебных заведений, к их демократизации.. Это дало возможность улучшить подготовку офицеров во всех типах военно-учебных заведений.

- Вплоть до начала XIX в. немногочисленные военно-учебные заведения управлялись по личному усмотрению своих непосредственных начальников. Отсутствовала унификация, как в вопросах организации учебного процесса, так и в характере обучения и воспитания кадет. Централизованное управление было осуществлено только после создания в начале "Совета о военных училищах», а затем "Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗа)".

- К середине XIX века в России сложилась система подготовки офицеров, объединяющая 23 кадетских корпуса, которые подразделялись на 5 групп. Были сформулированы основные правила приема и выпуска, внутреннее устройство учебных заведений, а также определены задачи физического, нравственного и интеллектуального развития кадетов. Впервые выделяются как самостоятельные учебные заведения, осуществлявшие подготовку молодежи к поступлению в военно-образовательные учреждения, готовившие офицеров.


загрузка...