Эпидемиология, клиника, течение и лечение алкогольных психозов (22.06.2009)

Автор: Уваров Иван Анатольевич

Уваров Игорь Артурович

Система военно-учебных заведений России

XVIII - начало XX вв.

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2012

Работа выполнена при консультировании

кафедры истории и политологии

Государственного университета управления (ГУУ)

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор

Козбаненко Виктор Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Грачёва Ольга Анатольевна

Московский пограничный институт

Федеральной службы безопасности

доктор исторических наук, профессор

Горская Наталья Ивановна

(Смоленский государственный университет)

доктор исторических наук, профессор

Машкин Николай Афанасьевич

Российский торгово-экономический

университет

Ведущая организация: НОУ ВПО "Московский государственный

гуманитарный университет"

Защита состоится _29 мая 2012 г.на заседании диссертационного совета Д.212.049.13 в Государственном университете управления по адресу: 109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99, учебно-административный корпус. Зал заседания Учёного Совета Института государственного управления и права. (ауд. А-319)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Государственного университета управления по адресу: 109542 г. Москва, Рязанский проспект, 99.

Автореферат разослан _____ апреля 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент А.В. Лопарёв

I. Общая характеристика работы

История свидетельствует, что могущество Российского государства сопровождалось увеличением его территории, ростом численности населения, постоянной готовностью к отражению нападений соседних государств. Все это вынуждало правительство создавать соответствующую систему подготовки военных кадров. Функции армии и военно-учебных заведений на протяжении довольно длительного периода в развитии России тесно переплетались. Отсюда складывалась традиция осуществлять обучение будущих офицеров на общих основаниях, в одних и тех же военных заведениях. Подобный подход диктовался требованием времени и существовал на протяжении длительного периода развития вооруженных формирований России – вплоть до 1917 г.

Российское офицерство всегда считалось цветом нации. Почти три века насчитывает русская военная школа. Впитав в себя лучшие традиции военно-педагогической мысли, она на протяжении столетий была эталоном военного воспитания и образования. Питомцами российских военно-учебных заведений были государственные деятели и известные ученые, полководцы и мастера культуры. Славные победы русского оружия, достижения отечественной военной науки – все это плоды национальной системы военного образования.

История формирования и развития военно-учебных заведений – неисчерпаемая тема для исследования. Богатейшие архивы содержат массу интересных и важных документов о деятельности военного ведомства по организации военного образования, а также документы и материалы большинства военно-учебных заведений за все время их существования. Всё это способствует изучению этой важной страницы нашей истории.

Подготовка военных кадров является важнейшей функцией государства, так как от уровня профессионализма офицерского состава зависит боеспособность армии и защита суверенитета страны. Именно государство рассматривается народом, как самый мощный организатор обеспечения безопасности истории, культуры и традиций страны.

Данное научное исследование связано с насущной потребностью в осмыслении процесса становления российских военно-учебных заведений, выявлении особенностей их развития на протяжении двух столетий и анализе результатов их деятельности для применения на современном этапе. Изучение системы военного образования в России во многом помогает воссоздать и скорректировать реальный образ русского офицера. Военно-учебные заведения были именно той формой подготовки офицерских кадров, которые формировали личность будущего офицера. В советское время оценки образовательного, культурного и нравственного облика офицеров «царской армии» были достаточно поверхностными, в них преобладали негативные оценки, упрощённый взгляд на их внутренний мир. Повезло только декабристам и героям войны 1812 г. – их имена известны, они были патриотами и революционерами. Все остальные, особенно гвардия, - это игроки, пьяницы, дуэлянты, службисты или дураки в стиле полковника Скалозуба. Конечно, подобные личности были в среде русского офицерства в разное время. Но были и другие черты и явления их жизни. Именно в военно-учебных заведениях закладывались те главные черты характера, которые и составляли реальный облик офицера русской армии того или иного времени.

Кроме того, изучение истории военно-учебных заведений представляет также интерес в связи с исследованием российского образования вообще. Ещё с XVIII в. при неразвитости системы гражданского общества эти учебные заведения выполняли функции и гражданских учебных заведений, занимаясь подготовкой гражданских чиновников. Они совмещали, по сути, начальное, среднее и в какой-то степени высшее (университетское) образование. Только в XIX в. военно-учебные заведения постепенно становятся профессиональными, готовя именно офицеров для военной службы. Была осуществлена централизация управления военно-учебными заведениями, они находились под постоянным контролем Главного начальника военно-учебных заведений. А этими Главными начальниками были, как правило, великие князья и даже будущие императоры – Александр I, Николай I, Александр II. Таким образом, существовала тесная связь между правительством и военным образованием, что превращало последнее в особую сферу внутренней политики государства, без учёта которой было бы сложно составить адекватное представление о содержании этой политики в целом.

В общем, вне проблемы истории военно-учебных заведений нельзя уяснить многие важнейшие вопросы: истоки декабризма, жёсткой николаевской внутренней политики, истоки либеральных реформ 60-70-х годов XIX в. и многие другие. Проводниками тех или иных реформ как раз и были питомцы военно-учебных заведений. Понять противоположные по направленности политические тенденции невозможно без учёта роли военно-учебных заведений, как главного источника военных и административных кадров во многом определивших лицо как александровской и николаевской, так и пореформенной России в целом.

В этой связи актуальность исследования определяется следующим:


загрузка...