Ценностно-ориентированный подход к управлению мезологистическими системами (22.06.2009)

Автор: Терешкина Татьяна Руфьевна

Для эффективной организации стратегического планирования логистической деятельности предприятия необходимо руководствоваться следующими методологическими принципами:

• разработку и анализ моделей внешней и внутренней сред следует проводить совместно, так как только при этом условии можно правильно определить стратегические цели и задачи;

• необходимо учитывать роль человеческого фактора – мотивацию, внутренние ценности и уровень подготовки разработчиков стратегий и тех, кто будет их реализовывать;

• для эффективного внедрения стратегий необходимо на стадии планирования разрабатывать систему стратегического контроля и управления реализацией стратегии;

• обратная связь в стратегическом планировании должна осуществляться последовательно, не минуя промежуточные этапы, на которых создаются базовые элементы плана.

Ключевыми результатами стратегического планирования логистической деятельности являются:

– концепция развития логистики на предприятии, формулируемая в виде миссии, программных заявлений руководства, стратегических установок, политики компании;

– комплекс стратегических целей логистики;

– стратегические сценарии;

– стратегические планы в соответствии с разработанными сценариями;

– стратегические целевые программы;

– стратегические логистические проекты, требующие решения высшего менеджмента для их инвестирования и реализации;

– стратегические логистические бюджеты, графики финансирования плана, сопоставляющие результаты с затратами;

– система управления реализацией стратегического плана;

– система стратегического контроля.

Поскольку предприятия ЦБП являются капиталоемкими, достаточно привлекательной стратегией развития предприятий отрасли, позволяющей повысить величину стоимости бизнеса, являются сделки слияний и поглощений. В диссертации проведена систематизация факторов, влияющих на величину стоимости компании, выявлены логистические факторы формирования стоимости, приводящие к получению синергетического эффекта от слияний и поглощений.

В контексте формирования ДДП и оценки его величины одним из важнейших и актуальных вопросов для построения эффективной логистической цепи является рассмотрение издержек в логистических системах. Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия. В диссертации представлена структурно-аналитическая типология факторов, влияющих на формирование логистических затрат, а также структурированы отраслевые особенности определения себестоимости продукции, оказывающие влияние на уровень расходов. Стоит подчеркнуть, что управление логистическими издержками как отдельная часть управления издержками на предприятиях отрасли в нашей стране практически нигде не поставлено. Более того, ЦБП в целом относится к группе отраслей, наименее активно применяющих принципы и подходы логистического управления и учета логистической составляющей в затратах компаний.

В рамках исследования был проведен комплексный анализ логистических издержек Каменской бумажно-картонной фабрики (БКФ). Предприятием выпускается 31 вид бумаги, а также 53 вида обычного картона и 33 - гофрокартона. У компании налажена клиентская сеть, насчитывающая несколько сотен заказчиков продукции, вывозящих готовую продукцию различными способами. Производство расположено в Тверской области, на так называемом «транспортном узле», и имеет многовариантные маршруты доставки товаров. Все эти характеристики свидетельствуют о том, что логистическая составляющая в деятельности фабрики очень велика, и организация эффективного учета и управления логистическими издержками даст предприятию конкурентные преимущества.

Для целей исследования была проведена оценка логистических издержек по доле затрат в стоимости производимой продукции (табл. 3).

Таблица 3

Оценка доли логистических издержек в стоимости реализованной

продукции Каменской БКФ за 2007 г., %

Логистические издержки1-й кв.2-й кв.3-й кв.4-й кв.Среднее за годНа доставку сырья и материалов7,68,79,68,08,5На хранение сырья и материалов 2,82,92,82,72,8На хранение готовой продукции 1,11,11,21,21,15На доставку готовой продукции 3,93,63,64,53,9Итого15,416,317,216,416,35

Из данных таблицы видно, что среднегодовая доля затрат на доставку и хранение сырья, материалов и готовой продукции составляет 16,35 % от стоимости готовой продукции.

Анализ логистических издержек проводился в разрезе их постоянной и переменной составляющих по основным функциональным областям логистики, причем в рамках различных функциональных областей соотношение постоянных и переменных издержек в структуре значительно различалось.

Например, в структуре транспортных затрат на Каменской БКФ преобладают переменные издержки, а в затратах на хранение – постоянные. Следует отметить, что доля постоянных затрат как логистических, так и совокупных в структуре общих издержек растет.

Графическая модель структуры общих постоянных затрат с декомпозицией логистической составляющей представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура общих постоянных затрат с декомпозицией логистической составляющей

Основная доля постоянных затрат приходится, как видно из представленных данных, на логистические постоянные (69 %), в составе которых превалируют издержки на хранение готовой продукции.

Высокая доля логистической составляющей в условно-постоянных затратах свидетельствует о значительном влиянии логистики на уровень операционного левериджа и, соответственно, операционного (производственного) риска. В целях анализа влияния логистических затрат (ЛЗ) на уровень операционного левериджа предлагается рассчитывать следующие показатели:

- доля условно-постоянных логистических затрат (ДЛЗпост) в общей сумме условно-постоянных затрат предприятия (ОЗпост) и аналогичный показатель по переменным затратам (ДЛЗпер, ОЗпер.) дополнительно к соотношению постоянных и переменных логистических затрат в целом ( СЛЗ пост ) :

- отношение чистой прибыли (ЧП) к общим условно-постоянным затратам (Роз), а также к условно-постоянным логистическим затратам (Рлз):

В диссертации предлагается алгоритм оценки влияния логистических факторов на эффект операционного и финансового рычагов. Сущность и значимость этого влияния выражается в следующем:

- при прочих равных условиях рост в динамике показателей ДЛЗ пост и СЛЗ пост, а также снижение показателя Pлз означают повышение операционного левериджа и риска достижения заданной прибыли;

- логистическая составляющая финансового левериджа выражается, в первую очередь, в объеме и сроке оборачиваемости запасов, при росте которых предприятие вынуждено увеличивать величину заемных источников для пополнения оборотных средств, тем самым, увеличивать финансовый риск;

- взаимоотношения с поставщиками и потребителями выливаются в объем и сроки оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей, которые непосредственным образом влияют на структуру собственных и заемных источников финансирования, т.е. на изменение финансового левериджа;

- для предприятий с высоким уровнем операционного левериджа даже небольшое изменение объема производства может привести к существенному изменению операционной прибыли, а высокая доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования характеризует высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска;

- управление операционным и финансовым левериджами и выявление силы влияния логистических факторов означает не достижение их некоторого целевого значения, а, прежде всего, контроль за их динамикой и обеспечение резерва безопасности в плане превышения маржинального дохода над суммой условно-постоянных расходов и превышения операционной прибыли (т.е. прибыли до вычета процентов и налогов) над суммой условно-постоянных финансовых расходов (в годовом исчислении).

Таким образом, используя предложенные показатели, можно выявить влияние логистики на операционный и финансовый риск предприятия. Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости пространственно-временной сопоставимости и аналитичности. В принципе, эти индикаторы могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений. Однако основное их назначение - контроль и анализ в динамике.

В диссертационной работе предложена формула для расчета уровня логистического левериджа (ЛЛ):


загрузка...