Власть, профсоюзы, общество: опыт реализации мобилизационных задач на водном транспорте России в 1941-1945гг. (22.06.2009)

Автор: Селюнина Наталья Владимировна

СЕЛЮНИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

ВЛАСТЬ, ПРОФСОЮЗЫ, ОБЩЕСТВО:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ В 1941-1945 ГГ.

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук

Москва 2009

Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт».

Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Малышева Елена Михайловна.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Куманёв Георгий Александрович

доктор исторических наук, профессор

Кондакова Нина Ивановна

доктор исторических наук, профессор

Линец Сергей Иванович

Ведущая организация – Ростовский государственный университет путей сообщения

Защита состоится 30 сентября 2009 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.136.03 по историческим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: г. Москва, Ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова

Автореферат разослан 2009 года

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент А.А.Орлов

Актуальность темы исследования. Изучение истории Великой Отечественной войны относится к наиболее разрабатываемым исследовательским направлениям в современной российской историографии, что во многом объясняется ее значением для судеб нашей страны.

В годы войны для решения военно-стратегических, оборонно-экономических, духовно-идеологических, социально-политических и внешне-дипломатических задач была создана управленческая система, составной частью которой являлись профсоюзы, и в частности, профсоюзы водного транспорта страны.

В обеспечении выдающейся победы Советского Союза над фашистской Германией огромную роль сыграл водный транспорт, являвшийся тогда одной из важнейших отраслей народного хозяйства.

Благодаря эффективному взаимодействию субъекта и объекта управления удалось добиться гармоничной работы всех составных звеньев водного транспорта, обеспечивавшего в течение всего периода войны против агрессоров перевозку разнообразных грузов и пассажиров.

Научный интерес к теме данного диссертационного исследования обусловлен многообразием, неповторимостью, спецификой и сложностью работы профсоюзных структур пароходств, судоремонтных предприятий, портов и пристаней, речных и морских судов.

Комплексное отражение деятельности профсоюзов водников и их роли в сложном процессе руководства коллективами морского и речного флота помогает составить полную картину деятельности управленческой системы и исторических событий периода минувшей войны.

Политический и гражданский интерес к избранной теме исследования обусловлен необходимостью глубокого изучения исторического опыта, приобретённого предыдущими поколениями. В годы Великой отечественной войны борьба против общего врага сплотила народы различных национальностей, вызвав небывалый патриотический подъем. Это сплочение возникло на основе идеи неминуемого и сокрушительного разгрома агрессоров и благодаря консолидирующей нацию деятельности общественных организаций, в том числе и профсоюзов. Достижение победы было целью и мечтой, объединяющей людей.

Объектом исследования является деятельность системы управления морским и речным флотом России в период Великой Отечественной войны.

Предметом исследования выступает реализация профсоюзными структурами водного транспорта функций, характерных для мобилизационного периода 1941-1945 гг.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.). Наряду с этим дается характеристика состояния водного транспорта страны и роли профсоюзов в укреплении мобилизационной готовности морского и речного флота накануне войны, приведены сведения об участии водников в разгроме японских милитаристов.

Территориальные рамки работы включают РСФСР, составлявшую 76 % территории СССР. Ныне Российская Федерация (Россия) стала отдельной страной, поэтому автор сочла возможным использовать это название и для периода Великой Отечественной войны.

Целью работы является комплексное исследование деятельности профсоюзов водного транспорта по решению мобилизационных проблем в период Великой Отечественной войны.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

расширить научную разработку проблем, связанных с деятельностью системы управления водным транспортом в условиях Великой Отечественной войны;


загрузка...