Педагогические основы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов (22.06.2009)

Автор: Рябчиков Вадим Владимирович

В представленной работе определены условия, препятствующие перерастанию эмоциональной напряженности в деструктивный конфликт, способствующие успешности и продуктивности полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов. Одним из таких условий является реализация основообразующих и регулирующих принципов полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе вузовской подготовки специалистов.

Организация полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов базируется на основообразующих принципах, поскольку они обеспечивают возникновение и развитие критического диалога, базирующегося на наличии и столкновении различных точек зрения. Нарушение любого из основообразующих принципов приводит к трансформации взаимодействия субъектов образовательного процесса и к исчезновению существенных признаков полемического диалога.

В числе основообразующих принципов полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса диссертантом выдвинуты и обоснованы следующие:

принцип стимулирования полемической деятельности;

принцип системной аргументации;

принцип сочетания плюрализма и рефлексии;

принцип децентрической направленности учебного материала;

принцип конструктивной критики.

Реализация регулирующих принципов полемического взаимодействия позволяет субъектам образовательного процесса успешно достигать поставленных целей в ходе обсуждения. Нарушение регулирующих принципов не приводит к трансформации полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса, но значительно снижает его продуктивность и познавательную ценность.

К числу выдвинутых и обоснованных диссертантом регулирующих принципов полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса относятся следующие:

принцип единой терминологии;

принцип демократизма;

принцип объективности;

принцип корректности аргументов;

принцип недопустимости ложных аргументов;

принцип выдержки и хладнокровия;

принцип внимательного слушания;

принцип уважения оппонентов;

принцип регламентации.

В ходе диссертационного исследования были выявлены условия эффективности полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса. В качестве ведущих педагогических условий эффективности полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов выступают следующие:

- представление содержания учебного материала изучаемых дисциплин в качестве совокупности объективных противоречий, отраженных в альтернативных концепциях и теориях;

- обучение студентов способам приобретения, передачи и обработки информации в ходе критического диалога, основывающееся на метазнаниях логико-коммуникативного характера;

- овладение студентами навыками активного слушания оппонентов и продуктивного использования в ходе обсуждения вопросно-ответного комплекса.

Под метазнаниями логико-коммуникативного характера диссертант понимает знания о способах работы с информацией в ходе диалогического взаимодействия, основывающегося на процессах доказательства и опровержения. Речь идет о том, чтобы студенты имели четкое представление о сущности и принципах полемического диалога, о средствах и правилах аргументации, о принципах использования вопросно-ответного комплекса, о некорректных полемических уловках, которые необходимо своевременно выявлять и отклонять, указывая на них оппоненту.

Овладение студентами логико-коммуникативными метазнаниями способствует тому, что в ходе полемического взаимодействия значительно сокращается количество хаотичных, аморфных рассуждений. Студенты, владеющие логико-коммуникативными метазнаниями, значительно реже используют в ходе аргументации своей смысловой позиции псевдодоказательства, а также указывают на их недопустимость своим оппонентам. Кроме того, владение логико-коммуникативными метазнаниями помогает субъекту полемического взаимодействия успешно моделировать смысловое поле оппонентов. Успешное овладение такого рода метазнаниями возможно в процессе изучения студентами специальных дисциплин, имеющих четко выраженную коммуникативную направленность. Такие дисциплины были разработаны и внедрены диссертантом в образовательный процесс в рамках экспериментальной работы по организации полемического взаимодействия будущих специалистов.

Успешность полемического взаимодействия в образовательном процессе в значительной степени обусловлена и личностью преподавателя, его стилем поведения. Преподаватель, организующий полемическое взаимодействие обучающихся, должен иметь ярко выраженную диалогическую направленность в общении, гуманно-ориентированную систему ценностей. Согласно положениям экзистенциально-гуманистического подхода, педагогом, осуществляющим диалогическое взаимодействие с обучающимися, может быть только человек-актуализатор.

Актуализатором является творческая, свободная, ответственная, с высокой степенью собственной автономии личность. Человек-актуализатор позитивно относится к себе, верит в себя и доверяет другим, поэтому не боится и не контролирует их. Уважая и принимая себя, ощущая собственную ценность и уникальность, он также принимает и уважает других, признает их уникальность и личную автономию. В современных психолого-педагогических исследованиях на основе эмпирического изучения стилей поведения преподавателей предлагается достаточно детализированная характеристика педагога-актуализатора (Л.И. Рюмшина и др.).

Об эффективности полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов можно вести речь в том случае, если оно способствует личностному росту студентов. Конкретизируя данное понятие в контексте исследуемой проблематики, диссертант рассматривает личностный рост будущего специалиста как процесс критически-рефлексивного осмысления профессиональных и социокультурных проблем, глубинных жизненных ценностей и обогащения собственных личностных потенциалов для плодотворного осуществления профессиональной деятельности. При разработке критериев эффективности полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов акцент делался на то, чтобы их можно было использовать и для анализа личностного роста студентов.

Анализировать эффективность полемического взаимодействия в процессе подготовки будущих специалистов позволяют такие критерии как критический стиль мышления, способность к овладению поликонцептуальным содержанием учебных дисциплин, общая культура диалога, межличностная толерантность, способность к осуществлению продуктивного диалога в профессиональной среде. Целесообразность использования данных критериев обусловлена тем, что они дают возможность делать выводы о личностном росте студентов.

Перечисленные выше критерии были систематизированы в работе и затем представлены в следующем виде:

Таблица 1

Критерии эффективности полемического взаимодействия

(личностного роста) будущих специалистов

Название критерия Характеристика критерия

Критический стиль мышления - умение отстаивать собственную точку зрения независимо от мнения окружающих;

- умение быстро анализировать новую информацию и с ее учетом принимать решения в нестандартных ситуациях;

- умение объективно оценивать свои действия, свою точку зрения и признавать их ошибочность при наличии для этого веских аргументов;

- умение проверять, всесторонне анализировать и осмысливать поступающую информацию.

Овладение поликонцептуальным содержанием учебных дисциплин - умение сравнивать альтернативные концепции, выделяя их достоинства и недостатки;

- умение сделать выбор в пользу одной из альтернативных концепций, вырабатывая для этого необходимые критерии;


загрузка...