Педагогические основы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов (22.06.2009)

Автор: Рябчиков Вадим Владимирович

РЯБЧИКОВ

Вадим Владимирович

Педагогические основы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет»

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор

Переломова Наталья Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор

Романюк Лариса Валерьевна

доктор педагогических наук, профессор

Грачев Владимир Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Новикова Татьяна Геннадьевна

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита диссертации состоится 29 сентября 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, Москва, ул. Юности, 5/1, корпус 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан «______» ___________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Гурова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Для современного общества характерна достаточно глубокая структурно-функциональная трансформация, затрагивающая экономическую, социокультурную и духовную сферы его жизнедеятельности. Возникающие в ходе происходящих преобразований проблемы, которые затрагивают как Россию, так и мировое сообщество в целом, невозможно успешно разрешить без фундаментального пересмотра движущих механизмов общества, в том числе и системы образования. Особую актуальность приобретают проблемы, связанные с организацией и развитием педагогического взаимодействия, поскольку все чаще ставится вопрос о новых методологических положениях, которые обеспечивали бы движение в сторону гуманизации образования. Вполне очевидно, что без замещения одностороннего воздействия на обучающихся взаимодействием равноправных субъектов образовательного процесса невозможна реализация гуманистической парадигмы в образовании.

В настоящее время формируется относительно новое направление в науках об образовании – педагогика взаимодействий, которая изучает закономерности, принципы и методы взаимосвязи, взаимовлияний в образовательном пространстве, начиная с межличностных контактов участников педагогической деятельности и заканчивая общими процессами, происходящими в мировой образовательной системе. В трудах известных педагогов, психологов, философов убедительно обосновывается, что педагогическое взаимодействие выступает не просто средством достижения определенных образовательных целей, но и имеет самоценность, так как именно оно является основным способом контакта между субъектами образовательного процесса в условиях современного общества (В.С. Библер, Дж. Брунер, И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, Э.Ш. Камалдинова, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, Е.В. Коротаева, Вал. А. Луков, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Т.А. Флоренская и др.). Усилия исследователей в данном контексте направлены на формирование научной теории и обобщение имеющейся практики педагогического взаимодействия в образовательном процессе. При этом основной акцент во многих исследованиях делается на необходимость замены учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в образовательном процессе личностно-ориентированной (В.В. Грачев, Э.Н. Гусинский, М.В. Кларин, В.В. Краевский, С.В. Кульневич, В.Г. Маралов, А.В. Мудрик, Н.А. Переломова, О.Л. Подлиняев, Л.В. Романюк, Ю.И. Турчанинова, Е.Л. Федотова, И.С. Якиманская и др.). Этими исследованиями, прежде всего, характеризуется степень разработанности рассматриваемой в диссертации научной проблемы.

Вместе с тем существует недостаток концептуальных разработок различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, учитывающих отличительные особенности видов диалога, специфику уровней образования. В частности, до сих пор в педагогической науке не разработана целостная концепция полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса, глубоко не проанализирована и не осмыслена роль критического диалога в процессе подготовки будущих специалистов. Требуется изучение полемического взаимодействия в образовательном процессе, основывающееся на междисциплинарном подходе, учитывающее достижения различных научных направлений, изучающих человека и аспекты его развития.

Как показывают наблюдения, наибольшую трудность для студентов, обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки, представляет именно полемическое взаимодействие, в ходе которого происходит столкновение альтернативных точек зрения. В частности, многие студенты не умеют внимательно слушать оппонентов, анализировать их суждения и оперативно использовать для решения поставленной проблемы, затрудняются аргументировано и логически последовательно отстаивать собственную смысловую позицию. В значительной степени это объясняется педагогическим взаимодействием традиционного типа, в котором открытость случаю и игре, непредсказуемость и импровизация, позитивная конкуренция практически отсутствуют.

Система высшего образования сегодня призвана помочь студентам «обрести себя», выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем. Важно отметить, что проблемы, которые встали перед современным обществом, имеют комплексный, междисциплинарный и поликонцептуальный характер. Для того чтобы с ними справиться, требуется продуктивное взаимодействие самых разных специалистов, зачастую имеющих существенно отличающиеся мировоззренческие ориентации, отстаивающих противоречащие смысловые позиции. В данном контексте все чаще ставится вопрос о том, что студенты должны быть готовы к осуществлению различных форм взаимодействия в социальной среде, и развитию необходимых для этого умений, способностей должно уделяться большое внимание в процессе вузовской подготовки специалистов.

В целом, анализ существующей ситуации в обществе, на рынке труда, в теории и практике высшего образования позволил выявить объективные противоречия между:

- потребностью общества в подготовке специалистов с навыками критически-рефлексивного осмысления научных, профессиональных и социокультурных проблем, глубинных жизненных ценностей и традиционной информативно-монологической направленностью учебного процесса;

- необходимостью использования в высшей школе формы педагогического взаимодействия, основывающейся на выдвижении, доказательстве и опровержении различных смысловых позиций субъектами образовательного процесса, и отсутствием соответствующей научно проработанной и практически апробированной концепции.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и разработки концепции полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса, ее апробации в ходе вузовской подготовки специалистов.

Ведущая идея исследования основывается на том, что педагогическое взаимодействие в образовательном процессе может осуществляться в различных коммуникативных формах, имеющих свою специфику, обусловленную вариативностью диалога. Замысел исследования состоял в том, чтобы, выявив структуру и сущностные характеристики полемического взаимодействия, разработать концептуальный подход к его организации, развитию и обеспечению условий эффективности в процессе вузовской подготовки специалистов.

Учитывая значимость обозначенных выше противоречий, актуальность проблемы, ведущую идею и объективную потребность практики сформулирована тема исследования: «Педагогические основы полемического взаимодействия в процессе вузовской подготовки специалистов».

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и разработке концепции полемического взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также ее проверке экспериментальным путем в учреждениях высшего профессионального образования.


загрузка...