Федерализм: политико-институциональная организация и практика функционирования (22.06.2009)

Автор: Родионова Антонида Кузьминична

Современный период отличается разнообразным политологическим материалом, по федерализму: исследуется концепция федерализма, его эволюция, анализируются его модели, принципы и т.д. Это научные публикации Р. Абдулатипова, С.Д. Валентея, А.А. Галкина, О. Гаман-Голутвиной, А. Захарова, М.В. Ильина, М.Г. Миронюк, В. Д. Соловья, М.В. Столярова, С. Митрохина, Р.Ф. Туровского, П.А. Федосова .

Российские юристы изучают федерализм с использованием формально-юридического метода, геополитического сравнения, структурного подхода (М.В. Глигич-Золотарёва, Н.М. Добрынин, И.П. Ильинский, Б.С. Крылов, Л.М. Карапетян, И.А. Конюхова, Н.А. Михалева, М. Саликов, С. Шахрай, Б. Эбзеев ). Исследований, где федерализм рассматривается как целостное самостоятельное явление, немного . Большинство разработок федерализма отличаются фрагментарностью, в центре внимания оказываются его свойства, модели и т.д. , поскольку редко используется институциональный подход.

К авторам, высоко оценивающим роль институционального подхода, следует отнести следующих российских и зарубежных исследователей: Р.М. Атнагулова, Л.Е. Бляхера, В.В. Гайдука, В.Я. Гельмана, П.Н. Лоханова, А.Г. Дугина, Ю.М. Захарченко, В.И. Пантина, П.В. Панова, Т. Парсонса, О. Уильямсона . Особого внимания заслуживают работы социолога С.Г. Кирдиной, которая разрабатывая теорию институциональных матриц, выделяет федерализм как институт политической системы . Институциональный подход позволяет оценить роль властных политических институтов в обществе, роль общественного мнения в формировании новых институтов. Однако можно назвать только несколько диссертационных исследований, где федерализм рассматривается как политический институт. В.В. Гайдук исследует институт федерализма как систему, представленную тремя взаимосвязанными элементами: федеративными идеями; федеративными учреждениями; федеративными нормами. Ю.М. Захарченко Н.И. Жучкова, раскрывая предмет своих диссертационных работ в контексте института федерализма, не уточняют, что представляет собой федерализм как политический институт . Известны научные работы, где речь идет об институтах федерализма, под которыми понимаются «институты кооперативного и дуалистического проектов федерации» .

Предмет данного диссертационного исследования связан с исследованиями концептуальных основ сущности, понятия власти, ее специфики в федерации, вопросами демократии (А. Кожев, А.А. Козырев, Г.Д. Лассуэлл, П.Г. Лощилов, А.Ю. Мельвиль, В.Д. Нечаев, Л.В. Поляков, А.А. Рогоу, В.Ф. Халипов, Ж.-Л. Шабо ).

Проблематика современного российского федерализма высветила целесообразность обращения к работам А.Х. Амирова, В.Ф. Белькова, Н.А. Бородулиной, Е.М. Бухвальда, А.М. Кареевой, Ю.Б. Смоляковой, В.Ф. Пенькова, исследующим государственное управление и современную геополитику .

Осуществленный анализ весьма многочисленных источников и направлений исследований федерализма позволяет прийти к однозначному выводу. Различные концептуальные варианты и разновекторные видения федерализма не создали единого целостного понимания федерализма.

Объект исследования – институциональные политико-правовые начала федеративной государственности за рубежом и в России.

Предметом исследования является федерализм в его институциональной организации и политико-правовой реализации.

На основе анализа изученности проблемы исследования были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

1) федерализм рассматривается как целостный самостоятельный структурированный политический институт, организующий на территории конкретного федеративного государства в процессе политического строительства многоуровневую государственную власть, функционирующую посредством механизмов государственного управления через государственный аппарат, использующий ресурсы власти для создания и укрепления федеративных отношений;

2) федерализм обладает признаками, которые будучи монопольно-активными в определенных условиях политико-правовой практики, влекут формирование моделей федерализма и являются основанием для периодизации эволюции федерализма;

3) возникая под воздействием гражданской союзнической идеи, федерализм становится важнейшим элементом в жизнедеятельности федеративной системы, средством создания федеративного государства из ранее самостоятельных государств, а также предотвращения атомизации государства в связи со сменой унитарной формы государства на федеративную, т.к. и в этом случае государство остается единым и целостным;

4) федерализм выступает одним из факторов установления демократии, который своей организацией предполагает утверждение демократических начал государственности, предотвращает политико-социальные и национальные конфликты, но не является гарантом демократии, т.к. утверждение демократии определяется сущностью государственного политического режима, устанавливаемого политической властвующей элитой;

5) моделируя политическую реальность, федерализм высвечивает проблематику федерализации государства, определяемую государственным управлением, федеративной культурой, политической и социально-экономической самодостаточностью членов федерации и всего федеративного государства.

Цель исследования – проанализировать совокупность российских и зарубежных концептуальных вариантов политико-правовых исследований федерализма и, опираясь на институциональный подход, дать комплексную организационно-функциональную характеристику федерализму как политическому институту, выявляя его основополагающие особенности (принципы, признаки, модели), которые проявляются в российских и зарубежных федеративных государствах.

Цель диссертационного исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

- выработать концепцию федерализма на основе институционального подхода;

- выделить признаки федерализма, отражающие качественные особенности федерализма как политического явления, вытекающие из политической практики установления и функционирования зарубежного и российского федерализма;

- выявить принципы федерализма, как основные начала его организации и функционирования на основе отечественного и зарубежного политико-правового опыта федеративного строительства;

- выделить основания возникновения моделей федерализма и типизировать модели существующие (существовавшие) за рубежом и в России;

- дать понятие «федеративная система», определить роль и место в ней федерализма как одного из основных элементов данной системы;

- обосновать взаимосвязь демократии и федерализма;

- рассмотреть эволюцию российского федерализма, выделив основания для периодизации и обозначив основные ее этапы;

- выявить современные модели российского федерализма, выделить на основе российской политико-правовой практики императивную модель российского федерализма.

Теоретические и методологические основы исследования. Использованы классические и современные политические, правовые, философские, социологические доктрины, опирающиеся на совокупность групп научных методов: общенаучных, частно-научных, междисциплинарных.

На основе конкретно-исторического, диалектического, социологического методов проанализированы важнейшие доктринальные положения федерализма, раскрыта динамика федерализма в различных федеративных государствах, в том числе в России.

Структурно-функциональный анализ и системный метод позволили выявить составные элементы института федерализма, взаимосвязь между ними, что дало возможность исследовать федерализм как самостоятельную целостную функционирующую политическую систему.

Сравнительный подход способствовал выявлению специфики федерализма, утвердившегося в различных федеративных государствах.

Ценностно-нормативные методы позволили увидеть способы решения внутренних социальных конфликтов в федеративном государстве, современные механизмы государственного управления.

Обращение к методологии синергетики дало возможность получить представление о феномене федерализма как сложной саморазвивающейся системы, позволило выявить тенденции и закономерности ее развития.

Традиционные методологические подходы позволяют качественно изучить отдельные стороны федерализма, что важно для его характеристики как важнейшего механизма в государственном строительстве, но выстроить логически стройную концепцию на основе традиционных методов ученым не удалось. Для исследования федерализма нами была использована методологическая основа, сочетающая новые и традиционные методы, междисциплинарные подходы, которыми располагает политология в силу своего междисциплинарного характера.

Рассмотренные методы необходимы для научного познания федерализма, но даже в своей совокупности они не могут дать цельной картины данного явления. В большей мере исследование федерализма требует институционального подхода. Институциональный подход позволяет показать структуру, раскрыть содержание федерализма и оценить его назначение в обществе и государстве. Он в должной степени дает возможность корректно показать сущность и назначение федерализма, являющегося основополагающим началом организации и функционирования государственной власти, средством сохранения целостности государства и поддержания стабильности в государстве. Данное диссертационное исследование выполнено в рамках институционального подхода, совмещенного с традиционными научными методами исследования.

Эмпирическая база диссертационного исследования включает анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов (конституций РСФСР; Конституции РФ; конституций зарубежных федеративных государств; основных законов субъектов РФ и членов федерации зарубежных государств; нормативных актов СССР), что было необходимо для раскрытия эволюции федерализма в России, закрепленных в нормативных установлениях институциональных элементов федерализма и его моделей. В целях исследования опыта политического институционального строительства федерализма использованы работы руководителей СССР, выступления и послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, других официальных лиц российского государства.

Использованы отечественные и зарубежные научные публикации политологических, социологических, правовых научно-практических конференций, конгрессов, материалов круглых столов, исследований, проводимых ведущими исследовательскими центрами России, официальные и информационные российские и зарубежные Интернет сайты, касающиеся концептуальных положений федерализма и практики его реализации за рубежом и в России.

Социологические и исторические данные, демографическая и социально-экономическая статистика по России, субъектам РФ, другим федеративным государствам позволили сделать аргументированные выводы о закреплении в советских конституциях института федерализма, о состоянии модели современного бюджетного федерализма, выделить эволюционные этапы российского федерализма и др.

Научная новизна диссертационной работы заключается в исследовании федерализма как политического института, опирающегося на конкретные принципы, имеющего специфические признаки, формирующего свои модели в процессе эволюционного развития, и являющегося основным элементом федеративной системы.

В работе получены следующие научно обоснованные положения, обладающие новизной:

- дано авторское обоснование федерализма как самостоятельного политического института, направленного на сохранение целостности государства, предотвращения социальных конфликтов на консенсусно-договорных технологиях; выявлена его структура, включающая системные элементы, коммуникативные связи;

- сформулировано понятие федерализма;

- выделены признаки федерализма, определяемые политической практикой федеративного строительства за рубежом и в России, раскрывающие организационно-функциональные и дуалистические особенности федерализма;


загрузка...