Федерализм: политико-институциональная организация и практика функционирования (22.06.2009)

Автор: Родионова Антонида Кузьминична

РОДИОНОВА АНТОНИДА КУЗЬМИНИЧНА

Федерализм: политико-институциональная организация

и практика функционирования

Специальность 23.00.02 – Политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные

и политические процессы и технологии (политические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Чита-2009

Работа выполнена на кафедре государственного, муниципального

управления и политики Читинского государственного университета

Научный консультант Бейдина Татьяна Евгеньевна

доктор политических наук, профессор

Официальные оппоненты: Русакова Ольга Фрейдовна

доктор политических наук, профессор

Смоляков Владимир Александрович

доктор политических наук, профессор

Фомина Марина Николаевна

доктор философских наук, профессор

Ведущая организация Бурятский государственный университет

Защита состоится 30 сентября 2009 г. в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.299.03 при ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» по адресу: 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний ученого совета.

Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью организации, просим направлять по адресу 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, ученому секретарю диссертационного совета. Факс: (302-2) 41-69-08.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» по адресу: 672000, Чита, Кастринская, 1.

28 августа 2009 г.

Автореферат разослан 28 августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук Лобцова О-В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Необходимость укрепления государственности в условиях глобализации и влияния одной политико-правовой системы на другую обуславливает поиски средств, минимизирующих и предотвращающих социальные конфликты, устраняющих атомизацию государств и сохраняющих их единство и целостность. Одним из важнейших средств реализации названной проблемы является федерализм.

Федерализм как базовый политический институт федерализм представляет собой сложное структурированное явление, определяющее и обеспечивающие всю политическую организацию и функционирование федеративной системы, превращаясь в ее основной элемент. Благодаря властным организующим началам, он может разделить унитарное государство на составляющие части, но при этом вновь сформировать федеративное государство. Федерализм объединяет ранее суверенные государства в единое федеративное (союзное) государство. Ценность федерализма в том, что он один из способов сохранения единства государства.

Закрепляя суверенитет за союзным государством, федерализм превращается в средство социальной стабильности, обеспечивая целостность государства. При этом федерализм оставляет за членами федерации право на самодостаточность, закрепленную в объеме совместных полномочий органов власти федерального Центра и органов власти членов федерации, а также в исключительных полномочиях органов власти членов федерации, закрепленных федеральным законодательством и законодательством членов федерации.

Утверждая равноправие народов, вошедших в состав федерации и членов федерации, федерализм становится необходимым условием решения национальных проблем в полинациональных федерациях, предоставляя территориям, с компактно проживающими нациями и народами, возможность развивать свои национальные, конфессиональные, исторические, бытовые и другие особенности, предупреждая конфликты на национальной почве.

Федерализм своей организацией преследует демократизацию общества и государства. Но, как показывает политическая практика, организационные начала федерализма не всегда влекут реальное утверждение демократии в федерации.

Роль федерализма в федеративном государстве и обществе столь велика, что данное сложное политико-правовое, социальное явление требует институционального исследования, которое позволяет раскрыть его роль как организующей и функционирующей силы, направленной на создание и укрепление единого целостного государства, сохранение социального спокойствия и развитие проживающих в федеративном государстве народов и наций.

Степень научной разработанности проблемы. Научные разработки, касающиеся федерализма и его роли в укреплении государственности федераций, можно объединить в две группы: зарубежные и российские исследования федерализма.

Особое внимание своей фундаментальностью и продолжительностью обращают доктринальные исследования федерализма за рубежом, как гражданской идеи, способа разделения власти по образуемым уровням, его модификация, осуществляемая в Германии, Канаде, Бельгии, США (R. Agranoff, N. Bolleyer, D.J. Elazar, N.Verrelli, P. King, H. Rosen, A. Stepan, G.Sartori, B. Taylor, R. Watts ). Однако указанные исследования федерализма касаются либо некоторых сторон теоретико-методологической сущности, генезиса федерализма, либо отдельных проблем его практического функционирования.

В рамках исследуемой проблемы мы выделяем публикации отечественных авторов, анализирующих российскую государственность в контексте предполагаемых изменений федеративной организации государственной власти на основе компаративистских исследований государственности в США, Швейцарии (Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, А.П. Щапов, А.С. Ященко, С.А. Корфа ).

В советский период, исходя из марксистско-ленинских ценностных ориентаций, федерализм рассматривался как средство укрепления социалистической государственности (Г.Н. Манов, А.И. Спасов, Д.Л. Златопольский, О.И. Чистяков, А.И. Лепешкин ).


загрузка...