Демографическое развитие  Беларуси, России и Украины в условиях депопуляции (22.06.2009)

Автор: Ревун Владимир Иванович

Объемные потоки постоянных и временных мигрантов в Беларусь, Россию и Украину из республик бывшего СССР сформировались в сочетание с географической близостью, существованием безвизового режима и «прозрачностью» границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых отношений. Иммиграция в три славянских государства из прочих стран СНГ частично компенсирует в Беларуси и России естественную убыль населения, в Украине - лишь усугубляет процесс депопуляции. Миграция на постоянное место жительства в целом имеет неоднозначные последствия для славянских стран не только по количественным, но и по качественным показателям. С одной стороны, она обеспечивает приток представителей титульных национальностей, с другой стороны, имеют место эмиграционные потери молодых и квалифицированных специалистов.

Миграция тесно связывает между собой славянские страны СНГ. Миграционные потоки в России, и особенно в Украине и Беларуси формируются в значительной степени в результате взаимного обмена населением. Вместе с тем, миграционные потоки на постоянное место жительство носят ярко выраженный этнический характер, их можно назвать возвратными этническими потоками. Результативность миграционного обмена между Беларусью Россией и Украиной, вместе с тем, детерминируется не только возвращениями соотечественников на историческую родину, но и различиями в уровнях и темпах социально-экономического развития этих государств.

Согласно данным статистического комитета СНГ на всем постсоветском пространстве за 1991-2000 гг. только два государства (Россия и Беларусь) имели положительное сальдо миграции в межгосударственном миграционном обмене. В условиях современной депопуляции, которую Беларусь, Россия и Украина переживают с начала 90-х гг. XX в. миграционный прирост имеет различную результативность и вклад в динамику численности населения изучаемых стран. В частности, в России показатель сальдо миграции, хотя и имел тенденцию к сокращению, тем не менее, оставался всегда положительным. Международная миграция в России хотя и не полностью, но компенсировала сокращение численности населения. За период 1992-2004 гг. ее масштабы достигли 10,3 млн. человек, но в результате положительного миграционного сальдо в 5,2 млн. человек общая убыль оказалась равной 5,1 млн. человек.

В России с начала XXI века происходило сокращение сальдо миграции преимущественно за счет сокращения объемов прибытия мигрантов из стран СНГ, являющихся основными миграционными партнерами России в части прибытий на постоянное место жительства. Россия в миграционном обмене с Беларусью имела итоговое сальдо миграции, близкое к нулю. Сальдо миграции в этническом разрезе за тот же период было по белорусам отрицательным, а по русским напротив – положительным. Таким образом, в миграционном обмене с Беларусью Россия приобретала русских, но теряла белорусов. Украина в миграционном обмене с Россией играла роль донора. За период 1989-2005 гг. Россия получила из Украины 394 тыс. человек, в том числе 362 тыс. русских. Украинцев Россия напротив, отдавала. Здесь сальдо миграции было отрицательным и составило более 12 тыс. человек в пользу Украины. Однако в последнее время вектор миграции украинцев изменился – они в большей степени приезжают жить в Россию, чем выезжают в Украину.

В Украине отрицательная динамика международной миграции отмечается с 1994 г., до этого времени результативность миграционных процессов была положительной. Тем не менее, абсолютные масштабы отрицательного сальдо миграции в Украине за последние годы имеют тенденцию к сокращению. При этом Россия была и остаётся основным миграционным партнером Украины.

Наконец, в Беларуси миграционный прирост имел крайне неровную динамику. В своих абсолютных показателях он невелик на фоне России и Украины. Суммарно за протяжение 1990-х гг. Беларусь имела положительное сальдо миграции в объеме 125 тыс. человек. Отрицательная динамика миграции сменялась положительной на протяжении всех 90-х годов. Последние годы (с 1999 по настоящее время) в Беларуси отмечается положительное сальдо миграции, с тенденцией к сокращению.

Далее в четвертой главе выявляются региональные особенности миграционного обмена России, Украины и Беларуси. В силу культурно-исторической и географической близости изучаемые страны имеют тесные связи в миграционном обмене на уровне приграничных регионов. Имеются довольно существенные особенности миграционного обмена приграничных российских регионов с отдельными регионами Украины и Беларуси.

Во взаимном миграционном обмене с Украиной активно участвуют российские регионы, в которых повышена доля украинцев, а также приграничные регионы. Между Россией и Беларусью практически сформировался общий рынок труда в рамках Союзного государства, в значительной степени унифицировано законодательство в социально-трудовой сфере и подходы к обеспечению социальных гарантий.

Наиболее велика в миграционном обмене роль близ расположенных и приграничных к Украине территорий, население которых в прошлом возрастало в существенной мере за счет выходцев оттуда - Краснодарский край, Белгородская и Ростовская области. Около 67% миграционного прироста России за счет Украины в 2000-2005 гг. пришлось на приграничные территории, в том числе Краснодарский край обеспечил порядка 7,9% миграционного прироста для России и 29,7% миграционного прироста приграничных территорий. Также велика значимость таких территорий как Белгородская и Ростовская области – примерно 6,3% и 5,2% миграционного прироста страны соответственно и 23,7% и 19,4% миграционного прироста приграничья соответственно.

На приграничные регионы приходилось порядка 1/5 всей миграционной убыли населения России в обмене с Беларусью. Наиболее ярко миграционная убыль населения оказалась выраженной в Смоленской области. Интенсивность миграционного обмена приграничных регионов России, Украины и Беларуси находится в прямой зависимости от нескольких факторов. Первый из них - географическая близость к стране – миграционному партнеру, второй - этнический состав населения. Кроме того, местоположение усиливает роль этнического фактора (доля русских, украинцев и белорусов в населении регионов).

Трудовая миграция является одним из самых масштабных и значимых с социально-экономической точки зрения миграционных потоков в СНГ, в том числе в изучаемых славянских странах. Однако, достоверные оценки трудовой миграции затруднительны в связи с нечеткостью государственной статистики. По оценке С.В. Рязанцева в трудовой миграции задействовано приблизительно 8-11 млн. человек, или примерно 6-8% экономически активного населения стран региона.

Трудовая миграция в славянских странах СНГ стала способом адаптации населения к новым экономическим условиям. Беларусь, Украина и Россия тесным образом связаны между собой трудовыми миграциями. При этом основными донорами рабочей силы являются Украина и Беларусь, а основной принимающей страной – Российская Федерации. При этом в России значительная доля украинских мигрантов является незаконными, т.к. не получает разрешения на работу и регистрацию. Для украинцев целесообразно упрощение формальностей при регистрации и получении разрешения на работу в России.

Основными странами расселения и трудоустройства белорусских мигрантов можно назвать три государства: Россию (порядка 1,2 млн.), Польшу (около 165 тыс.) и США (примерно 20 тыс. человек). По данным официальной статистики и социологических исследований в Беларуси отмечается стабильный рост масштабов трудовой миграции. Анализ профессиональной структуры трудовых мигрантов из Беларуси показывает, что около 92% трудовых мигрантов выезжало на строительные и сельскохозяйственные работы, на временные работы по благоустройству территорий, на предприятия с тяжелыми и вредными условиями труда, а также в сферу обслуживания.

В Украине трудовая миграция получила значительное распространение, что объясняется напряженной ситуацией на рынке труда. На одно свободное рабочее место (вакантную должность) в Украине в 2004 г. претендовали до 6 человек. Необходимость самостоятельного поиска новых источников дохода толкает жителей Украины за ее пределы в поисках любой работы. По экспертным данным Министерства иностранных дел Украины в незаконной трудовой миграции в зарубежных странах принимают участие более 2 млн. украинских граждан. Социально-экономическая роль украинской диаспоры велика. По данным МВФ украинские трудовые мигранты в 2002 г. на родину перевели около 133 млн. долларов. С учетом неофициальных переводов в страну поступает от мигрантов порядка 4 млрд. долларов. Трудовые мигранты являются «главными инвесторами Украины».

Для Российской Федерации постоянные и трудовые мигранты из славянских стран СНГ наиболее предпочтительны по квалификационным, образовательным, языковым и культурным характеристикам. В настоящее время между Беларусью и Россией сложился единый рынок труда со свободным перемещением рабочей силы. Учитывая демографическую ситуацию в России желательно присоединение к тому пространству Украины, что, безусловно, положительно отразилось бы на развитии всех славянских стран СНГ.

В пятой главе «Демографическая политика в Беларуси, России и Украине» даётся развернутая характеристика стратегических документов по демографической политике, принятых в трёх славянских государствах. В главе анализируются цели, задачи, основные направления реализации демографической политики, содержащиеся в этих документах, исследована их преемственность.

Вначале рассматриваются основные этапы разработки мер демографической политики в Республике Беларусь. В отличие от России и Украины, в этом государстве меры по улучшению демографической ситуации начали вырабатываться и реализовываться достаточно рано. В 1998 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь были одобрены: «Концепция государственной демографической политики» и «Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период». Целью государственной демографической политики Республики Беларусь было определено создание на основе повышения уровня и качества жизни условий, обеспечивающих реализацию национальных демографических интересов в сочетании с интересами человека.

В 2002 г. в Республике Беларусь был принят уникальный по статусу документ в сфере демографии – Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Под демографической безопасностью в Законе понимается «состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами». Демографическими угрозами, в свою очередь, названы «демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых, оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь». К их числу отнесены: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи.

Для характеристики демографических угроз в Законе предлагалось использовать показатели, адекватно характеризующие демографическую ситуацию, такие как нетто-коэффициент воспроизводства населения, коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся), суммарный коэффициент рождаемости, коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, коэффициент старения населения, и т.п. По этим показателям предусмотрена разработка научно обоснованных величин, «определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности».

Целью демографической безопасности в Законе определено «создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз». Основными задачами Закона явились: улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения; поэтапное обеспечение и совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания; оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения; противодействие нелегальной миграции; содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину; стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности; формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе; обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения.

Первая Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы была принята в 2005 г. Целью Программы было определено «создание условий для предотвращения дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь». К числу основных демографических угроз в Программе были отнесены: сокращение рождаемости до уровня, не обеспечивающего воспроизводства населения, снижение социальных норм детности, высокий уровень смертности, прежде всего, мужчин трудоспособного возраста. Предельно допустимыми значениями названы коэффициенты смертности населения в трудоспособном возрасте: оба пола – 4,3‰, мужчины – 6,7‰, женщины – 1,9‰ и ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: оба пола – 72,0, мужчины – 67,0, женщины – 76,0. Программа состоит из трех подпрограмм. Первая - «Снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности и увеличение продолжительности жизни населения», вторая – «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи», третья – «Оптимизация миграции».

Спустя всего полтора года утверждена новая Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Цель в этой Программе была поставлена иначе, чем в предыдущей Программе. Вместо «создания условий» и «формирования предпосылок» целью заявлено «стабилизация демографической ситуации и формирование предпосылок демографического роста в Республике Беларусь». В отличие от России и Украины, в Национальной программе демографической безопасности Беларуси основная цель сформулирована в чисто демографическом ключе. Первой задачей указана реализация системы мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми. Среди основных задач можно также выделить: реализацию комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения; снижение заболеваемости и смертности за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания; ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всех причин; оптимизацию внутренних и внешних миграционных потоков.

Далее в пятой главе раскрывается эволюция демографической политики в России. В 2001 г. была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Она была разработана в соответствии с Указом Президента «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Целью демографического развития России в ней объявлена «стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».

Задачи были сформулированы применительно к каждому из демографических процессов. В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни были поставлены задачи: увеличение общей ожидаемой и здоровой (активной) продолжительности жизни, улучшение репродуктивного здоровья, качества жизни хронически больных и инвалидов. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи задачами в Концепции определены: создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннее укрепление института семьи. В отношении миграции и расселения в Концепции были поставлены задачи: регулирование миграционных потоков с целью замещения естественной убыли населения, повышение эффективности использования миграционных потоков через достижение соответствия интересам социально-экономического развития России, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

В 2007 г. была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, содержащая только чисто демографические цели и задачи. Целью демографической политики заявлена стабилизация численности населения страны к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек. Основными задачами являются: повышение средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни для обоих полов до 70 лет к 2015 г. и до 75 лет к 2025 г.; повышение в 1,5 раза суммарного коэффициента рождаемости за счет рождения вторых и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, обеспечение их социальной адаптации и интеграции. Здесь тоже можно говорить о конкретизации задачи по сравнению с Концепцией 2001 г., где, по сути дела, тоже говорилось о привлечении мигрантов, но в более обтекаемой форме – регулирование миграционных потоков с целью замещения естественной убыли населения. В отличие от рождаемости и смертности, в задаче по миграции нет никаких количественных параметров, но они присутствуют в ожидаемых результатах – к 2016 г. предполагается обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно, а к 2025 г. – более 300 тыс.

Далее в пятой главе раскрывается эволюция демографической политики в Украине. В 2004 г. была одобрена Концепция демографического развития Украины на 2005-2015 годы. В отличие от программ предшествующих двух государств, в украинской Концепции указывалось на причины сложившейся демографической ситуации, ее динамики в тех или иных ее аспектах, так как без их адекватного понимания невозможна разработка эффективной демографической политики. В самом начале Концепции было заявлено, что «задача состоит не столько в преодолении депопуляции, сколько в повышении качества и уровня жизни населения, сохранении его жизненного и трудового потенциала». Представляется, что эта задача выходит за рамки собственно демографической политики.

В отличие от Концепций Беларуси и России, в украинской программе в формулировке цели демографического развития вообще не задаются никакие параметры демографической динамики, но зато акцентируется внимание на качественных характеристиках. Среди них можно выделить: предоставление социальных налоговых льгот родителям в случае получения ребенком дошкольного образования в семье; развитие социального страхования с поощрением «застрахованных лиц и работодателей за отсутствие страховых случаев»; «усиление государственных гарантий относительно обеспечения охраны материнства и детства»; разработка и реализация просветительских программ поощрения самосохранительного поведения; создание инфраструктуры предоставления семьям различного рода услуг, консультаций по вопросам брака и семьи; содействие развитию кредитования семейного предпринимательства. Кроме того предусматривалось «обеспечение научного сопровождения государственной демографической политики», формирование государственной программы проведения комплексных фундаментальных демографических исследований; создание системы мониторинга социально-демографической ситуации, состояния реализации демографической политики и соответствующих государственных целевых программ, их влияния на демографическую ситуацию в регионах и стране в целом, информационного обеспечения демографических исследований.

В 2006 г., была утверждена новая программа - Стратегия демографического развития Украины в период до 2015 года. Основной целью в ней «является формирование системы личных и общественных ценностей, ориентированных на создание семьи с двумя детьми, укрепление и повышение ее воспитательного потенциала как основной ячейки воспроизводства населения». В качестве объектов «непосредственного внимания государства» определены молодые семьи и семьи с детьми.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Концепции Украины объявлены: создание условий для улучшения материального положения семей, развитие кредитования семей, улучшение жилищных условий семей, формирование фондов социального жилья и предоставление его нуждающимся в улучшении жилищных условий; утверждение высокого социального статуса семьи, и т.п. Стратегическими направлениями в Концепции объявлены следующие направления: повышение качества жизни; уменьшение социально детерминированных различий в заболеваемости и смертности населения; профилактика воздействия на здоровье вредных производственных факторов; улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации; реформирование системы здравоохранения; стимулирование положительных сдвигов в поведении и образе жизни людей.

В сфере миграции ставилась задача уменьшения масштабов внешней, в частности трудовой, миграции, преодоление ее негативных последствий, экономического регулирования внутренних миграционных потоков.

В сфере преодоления негативных последствий старения населения к числу приоритетных направлений были отнесены: создание механизма обеспечения жизнедеятельности людей пожилого возраста, их привлечение к активному образу жизни вне сферы трудовой деятельности, эффективное использование остаточного трудового потенциала лиц пенсионного возраста.

В Концепции были сформулированы две взаимосвязанные задачи в отношении решения проблем регионального демографического развития: сокращение межрегиональных различий по демографическим параметрам и обеспечение стабильного, сбалансированного демографического развития каждого из регионов. Этому должно способствовать «дифференцированное предоставление государственной поддержки регионам», а также реализация различных государственных и региональных программ в экономической и социальной сфере.

В пятой главе отдельно выделен параграф «Помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей как одно из основных направлений демографической политики». В нём проводится сравнительный анализ последних мер по стимулированию рождаемости, поддержке материнства в трех славянских странах. Так, если в России выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, то в Республике Беларусь и в Украине – до 3 лет. С января 2007 г. размер ежемесячного пособия в России составляет 40% среднегодового (за год, предшествующий началу отпуска по уходу за ребенком) заработка, а женщины, родившие второго, третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г. имеют право на материнский (семейный) капитал.

В Республике Беларусь размер пособия составляет 80% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. В Украине пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста равняется разнице между 50% прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным среднедушевым доходом семьи за предыдущие шесть месяцев. Таким образом, это пособие призвано обеспечить доходы для семьи на период до 3 лет ребенка, по крайней мере, на уровне половины прожиточного минимума.

Сравнительный анализ системы помощи семьям в связи с рождением и воспитанием детей в Беларуси, России и Украине показал, что в Украине предусмотрен не только существенно больший, чем в Беларуси и в России, размер пособия в связи с рождением ребенка, но и его значительная дифференциация в зависимости от очередности рождения. В Беларуси разделены только первые и вторые рождения, т.е. имеет место наибольшая поддержка вторых и, особенно, третьих рождений.

Одной из важнейших мер социально-экономического характера, призванной способствовать созданию в семьях благоприятных условий для рождения детей, является содействие им в улучшении жилищной обеспеченности. В Республике Беларусь, в России и в Украине в той или иной форме действует система кредитования семей на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ демографической политики в Беларуси, России и Украине, показал, что наряду с общими чертами в каждой из трёх стран была своя специфика как по содержанию программ, по подходам к проведению демографической политики, так и по их форме, статусу. Например, в Беларуси в 2002 г. был принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь», основной формой реализации которого призваны быть Национальные программы демографической безопасности. В настоящее время действует такая программа на 2007–2010 гг. В качестве цели в ней заявлена стабилизация демографической ситуации и формирование предпосылок демографического роста. По сути дела, такая же цель стоит и в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., но с указанием конкретных ориентиров по численности населения. В Украине утверждена и реализуется Стратегия демографического развития в период до 2015 г. Её целью, в отличие от Беларуси и России, является улучшение качественных характеристик уровня жизни населения и гармонизация процессов его воспроизводства.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Монографии и статьи в журналах, рекомендованных ВАК

Демографическое развитие Беларуси, России и Украины в конце ХХ-начале ХХI веков. М. «Экон-Информ». 2009. 14 п.л.


загрузка...