Концептуальные принципы и механизм формирования интеграционной системы непрерывного образования (на примере банковской  деятельности) (22.06.2009)

Автор: Насибян Седа Саркисовна

выявить особенности человеческого капитала и обосновать необходимость повышения его качества как основного фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики и банковского бизнеса в условиях повышенной неопределенности и риска. Предложить авторское понимание экономического содержания и роли человеческого капитала в формировании ресурсного потенциала кредитных организаций;

обосновать методологические принципы и разработать механизм функционально-структурной модернизации системы непрерывного образования как стратегического условия опережающего роста качества человеческого капитала, адекватного требованиям инновационной экономики;

аргументировать необходимость модернизации системы формирования институтов и методов государственной, законодательной и финансовой поддержки непрерывного образования;

обосновать и дополнительно (на примере финансового мирового кризиса) аргументировать вывод, что развитие интеллектуально-креативного потенциала банковского менеджмента является доминантным фактором и необходимой предпосылкой обеспечения конкурентоспособности и устойчивости банковской деятельности;

предложить новые принципы и механизмы формирования и использования человеческих (интеллектуально-креативных) ресурсов в коммерческих банках. На их основе разработать программы развития персонала и пути их интеграции в структуру системы непрерывного профессионального образования банковских менеджеров;

обосновать методологические принципы и на их основе разработать методику интегральной оценки интеллектуально-креативного потенциала банковских специалистов, позволяющую выявить способности менеджеров к креативному использованию знаний и опыта. Предложить целевую программу подготовки высшего управленческого звена банков и диверсифицировать долгосрочные программы бизнес-образования;

исследовать возможности использования информационно-коммуникационных технологий для усиления организационного взаимодействия институтов в системе «наука – образование – производство» как необходимого условия повышения адаптационных возможностей конкурентоспособности человеческого капитала.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает интеграционная система непрерывного образования в процессе ее формирования и развития. Предмет исследования: принципы, методологические подходы и механизм построения интеграционной системы непрерывного образования, включающей методологию формирования интеллектуально -креативных ресурсов (на примере подготовки специалистов управленческого звена для банковской сферы).

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Научно обоснованы и выработаны направления функционально-структурной модернизации системы непрерывного образования, реализация которых способствует повышению ее роли как стратегического условия повышения качества человеческого капитала – основного фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики и ее банковского сектора. При этом:

определены сравнительные преимущества и недостатки современных тенденций и накопленного отечественного и зарубежного опыта формирования и развития системы непрерывного образования. Выявлены причины, в силу которых российская система непрерывного образования пока не может считаться целостной, интеграционной;

выявлены узкие места в действующей системе непрерывного образования. Среди них: отсутствие действенного механизма реализации обратного (от потребителя образовательных услуг) воздействия на формирование профессиональной структуры и качество системы непрерывного образования; ведомственная и организационная разобщенность процессов непрерывного образования; мотивационная рассогласованность интересов персонала и организации в развитии человеческого капитала. Предложены пути их нейтрализации как отправного пункта форсированного перехода от режима выживания организации к режиму ее динамичного развития (на примере банковской деятельности);

определены основные требования и разработана научно-методическая база повышения инновационного потенциала управленческого персонала банковского сектора экономики, учитывающие такие его особенности, как высокая интегрированнность в мировую финансовую систему, широкое использование передовых информационных технологий, необходимость оперативного реагирования на изменение внешней среды.

2. Доказана необходимость модернизации методологических принципов, моделей и институтов развития системы непрерывного образования, в совокупности обеспечивающих опережающее развитие человеческого капитала как важнейшего условия перехода к инновационно ориентированной экономике. В этих целях на принципах вертикальной и горизонтальной интеграции разработана целостная, внутренне непротиворечивая развернутая модель непрерывного образования, предусматривающая:

кооперацию на основе сетевой инфраструктуры вузовской и академической науки, а также прикладных исследований с реальным сектором экономики;

повышение уровня организационно-экономического взаимодействия сети учреждений, связанных с оказанием образовательных услуг, в частности, путем усиления координации между органами управления образовательными учреждениями (формирующими стандарты и требования к программам обучения) и профессиональными сообществами (определяющими спрос на специалистов новых уровней и профилей), отвечающих потребностям работодателей.

новые формы интеграции, позволяющие синтезировать инновационные подходы в образовательных системах, в том числе касающиеся унификации требований к оценке качества образовательных результатов на постоянно действующей основе;

использование нового методологического синергетического подхода, позволяющего достояние одной области науки делать доступным для понимания в других областях знаний и способствующего формированию системно - креативного мышления специалиста.

3. Разработаны концептуальные принципы и методические рекомендации по построению интеграционной системы подготовки и переподготовки специалистов по программам высшего и дополнительного образования в рамках инновационно-образовательной сети «наука – образование – банковское предпринимательство», отличающейся упором на использование интерактивных методов обучения. На их основе разработан механизм, обеспечивающий повышение уровня креативности банковского специалиста, в том числе путем разработки программ развития персонала, соединяющих креативность и социально ответственный подход к ведению банковского бизнеса.

4. Сформированы научно-методические положения по организации (с привлечением независимых экспертов, в том числе уполномоченных представителей Банка России) системы периодической аттестации и сертификации – как органической части интеграционной модели непрерывного образования банковских специалистов. При этом предложено использовать те элементы зарубежного опыта, которые могут быть относительно легко адаптированы к специфике работы российской банковской системы, в первую очередь в области банковского обслуживания, создания новых банковских продуктов и технологий, регулирования банковской деятельности.

5. Разработана и внедрена в деятельность Банка России матричная модель оценки профессионального уровня специалистов как критериальной основы развития персонала, нацеленная на максимальное использование творческого потенциала для реализации стратегии банка.

6. Разработана методика интегральной оценки степени соответствия интеллектуально-креативного потенциала банковских менеджеров решению новых задач, адекватных вызовам финансового рынка. На ее основе выработаны типовые научно-методические рекомендации по наиболее рациональному использованию персонала. В качестве ее информационного обеспечения предложено путем создания персональных карт сформировать банк данных об интеллектуально-креативных способностях специалиста.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, получили практическое применение.

Ряд научно-методических разработок автора, в частности методика оценки интеллектуально-креативных ресурсов, внедрены в практику работы Банка России (Департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом) и используются при конкурсном отборе на соответствующие должности, выявлении и подготовке резерва на замещение ответственных должностей, включая топ-менеджеров, а также при формировании программ развития персонала.

Методологические и прикладные результаты работы, могут быть использованы высшими учебными заведениями страны при разработке инновационных стратегий подготовки специалистов управленческого звена.

Наиболее важные положения диссертационного исследования освещались в докладах на международных и региональных научных и научно-практических конференциях, в частности: Международной научной конференции «Современные методы управления персоналом коммерческого банка» (Австрия, 2006г.); Межбанковской научной конференции «Организационные технологии в банковском деле» (Москва, 2007 г.); на VII, VIII и IХ традиционных международных конференциях женщин–руководителей финансового и банковского бизнеса в рамках ежегодного проекта «Женщины на уровне принятия решений в России третьего тысячелетия» (ОАЭ, 2007 г.; Австрия–Венгрия, 2007 г.; Швеция–Дания, 2008 г.; Швейцария, 2009 г.). Об их международном общественном признании свидетельствуют дипломы Банковской Ассоциации Центральной и Восточной Европы (2007 г.), Торговой палаты Стокгольма (2008 г.), Ассоциации российских банков и Московской ассоциации предпринимателей (2006–2009 гг.).

Выводы и предложения работы включены в аналитические записки и программы, направленные в Банк России для организации и проведения системы регулярной переподготовки менеджеров, в том числе руководителей главных территориальных учреждений.

Основные положения и прикладные результаты диссертационного исследования вошли в программы высшего (специальность «финансы и кредит») и дополнительного образования факультета финансов и банковского дела ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации».

Научно-методические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке менеджеров и в других финансово-кредитных организациях.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в 38 опубликованных работах общим объемом 43 п. л., в том числе в двух монографиях, учебных и учебно-методических пособиях, статьях, тезисах докладов и выступлений.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений. Работа изложена на 280 страницах, содержит 12 таблиц, 16 рисунков, 7 приложений.

Основные положения работы

Во введении обоснованы актуальность исследования, сформированы его цели и задачи, раскрыта новизна и показана практическая значимость диссертационной работы.

Первая группа проблем, рассматриваемых в диссертационном исследовании, –выявление возрастающей роли качества человеческого капитала как фактора, определяющего возможности и результативность реализации стратегии инновационного развития российской экономики. При этом определена высокая значимость для решения народнохозяйственной проблемы создания эффективно работающей системы непрерывного образования как условия интеллектуализации человеческого капитала. Показано, что базовые знания – необходимый входной, но недостаточный компонент инновационной экономики. Базовые знания требуют постоянного обновления для оперативной адаптации к быстро меняющимся условиям глобальной экономики, что предполагает устойчиво высокие инвестиции в процессы производства, накопления и использования знаний. Данный вывод проиллюстрирован на примере банковской деятельности. В этой части работы сформулированы основные методологические принципы построения интеграционной системы непрерывного образования.

Современные тенденции развития мировой экономики показывают, что процесс глобализации финансового рынка, сопровождаемый развитием информационных, технологических структур, расширением возможностей свободного перемещения капитала и труда, поднимает ценность человека как экономического ресурса на качественно новую ступень. Достаточно заметить, что приходящую на смену индустриальному производству экономику называют экономикой, основанной на знаниях.

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики догнать развитые страны по технологическому укладу (эффективности труда и основного капитала) и благосостоянию невозможно, не обеспечив прорывного развития человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал сегодня приобретают не меньшее, а скорее большее значение, чем инвестиции в технологию или организацию производства товаров и услуг.

Анализ происходящих в экономике изменений позволил выявить целый ряд факторов, определяющих принципы формирования новых стереотипов подготовки менеджеров в современной инновационно-креативной экономике. К ним относятся:

доминирование сферы услуг и отраслей, занимающихся обработкой информации;

развитие процессов интернационализации и глобализации рынков;

интеллектуализация труда, сокращение объема необходимых рутинных операций, широкое внедрение информационных технологий, электронных средств программирования и контроля, гибких систем автоматизации, альтернативных технологий, компьютеризация деятельности;


загрузка...