Концептуальные принципы и механизм формирования интеграционной системы непрерывного образования (на примере банковской  деятельности) (22.06.2009)

Автор: Насибян Седа Саркисовна

Насибян Седа Саркисовна

Концептуальные принципы и механизм формирования

интеграционной системы непрерывного образования

(на примере банковской деятельности)

Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – сфера услуг)»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре проблем рынка и хозяйственного механизма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации»

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Евенко Леонид Иванович

доктор экономических наук, профессор

Гапоненко Александр Лукич

доктор экономических наук, профессор

Тютюнник Александр Валерьевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российская экономическая академия

им. Г.В. Плеханова»

Защита состоится 25 сентября 2009 года в 13:00 в зале заседаний ученого совета на заседании диссертационного совета Д 504.001.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 119571, Москва, просп. Вернадского, 82.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации».

Автореферат разослан «24» августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 504.001.02

кандидат экономических наук, доцент А.А. Шамов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Мировой кризис, последствия которого так болезненно сказываются на российской экономике, убедил в необходимости ускоренного перевода ее на инновационный путь развития, что, в свою очередь, предполагает возрастание роли человеческого капитала. Без конкурентоспособного специалиста сегодня нельзя рассчитывать ни на конкурентоспособное управление, ни на конкурентоспособный бизнес, особенно банковский. Среди экономических институтов России банковская система наиболее подвержена глобализации, отличается высокими темпами вхождения в мировую банковскую систему в силу повышенной трансграничной мобильности капиталов, что в сложившихся условиях мирового финансового кризиса влечет за собой возрастание рисков для социально-экономической жизни страны и требует от государства принятия превентивных антикризисных мер.

Финансовые кризисы последних 30 лет (например, локально-национальные, мировой долговой 1982–1983 гг., глобальный 1997–1998 гг., ипотечный в США 2007 г., перекинувшийся на мировую финансовую систему) свидетельствуют об отсутствии действенной системы государственного регулирования и контроля над работой финансовых рынков. Продолжающийся кризис мировой финансовой системы – это еще и управленческий кризис, вызванный в том числе провалами в системе государственного контроля за соблюдением международных и национальных норм и правил. В связи с этим возникают проблемы обеспечения достоверности банковской отчетности, уровня ликвидности, платежеспособности, достаточности капитала, достоверности отчетности и др.

Важную роль в нивелировании или предотвращении серьезных социально-экономических последствий мировых и локальных финансовых кризисов призван сыграть высший менеджмент банковского сектора экономики, подготовленный к решению управленческих задач инновационного характера.

Возможности формирования и поддержания на уровне высоких мировых стандартов человеческого капитала на базе традиционной системы подготовки менеджеров для всех сфер экономики, в том числе и банков, ограничены. Очевидно, что отечественная система оказания образовательных услуг в подготовке специалистов высшего звена для банков требует более углубленного методологического осмысления и разработки новых концептуальных основ и механизма перехода к системе непрерывного образования, отвечающих новым вызовам банковскому бизнесу.

Попытки прямого заимствования накопившегося в мировой практике опыта оказания банкам услуг по подготовке квалифицированного менеджмента малоэффективны ввиду существенных, порой принципиальных отличий как самих банковских систем, так и систем высшего профессионального и дополнительного образования. Механизмы экономической оценки конкурентоспособных человеческих ресурсов и управления их формированием в российском банковском секторе экономики пока не отработаны. В частности, отсутствуют эффективное информационное взаимодействие образовательных, научных и бизнес-структур, стратегия государственной поддержки непрерывного образования, система оценки качества непрерывного образования, критерии и методики оценки человеческого капитала и его включения как нематериального актива в капитал российских банков. Это особенно важно для российских банков, обладающих интеллектуально-креативными активами.

Таким образом, научное обоснование и разработка методологических основ построения интеграционной системы непрерывного образования – одно из условий решения актуальной народнохозяйственной проблемы построения инновационной экономики, переход к которой предполагает опережающее развитие качества человеческого капитала. Этому во многом должны способствовать формирование научно обоснованной системы непрерывного образования, обновление институциональных структур (организационного и финансового механизмов), разработка конкурентоспособных программ подготовки специалистов высшего управленческого звена. Динамичные изменения в банковской системе страны, объективная необходимость прорыва в повышении качества человеческого капитала, отвечающего новым вызовам глобальной финансовой системы, с одной стороны, и явно недостаточная степень исследованности проблем и механизма перехода от системы традиционного массового к системе непрерывного индивидуализированного обучения, с другой стороны, также обусловливают актуальность проведенного исследования.

Теория и методология исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практиков в области финансов и банковского дела, оказания образовательных услуг, формирования и развития человеческого капитала, а также по теории спроса.

Изучению экономической сущности, особенностей формирования и использования человеческого капитала в последние десятилетия посвящено довольно много работ зарубежных и отечественных авторов. Отдавая должное значимости проведенных исследований, следует отметить, что их явно недостаточно.

Достоверность и обоснованность результатов исследования основаны на использовании автором диалектической логики и таких общенаучных методов и приемов, как анализ и синтез, группировка, научная абстракция, моделирование, факторный анализ, количественные и качественные экспертные оценки.

В качестве информационной базы использованы данные Правительства РФ, Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, статистические материалы отечественных и зарубежных исследований, научно-исследовательских и экспертно-аналитических центров, научно-практических конференций и семинаров, обзоры периодических изданий, официальных сайтов отечественных и зарубежных научных институтов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является решение крупной народнохозяйственной проблемы – разработка концептуальных принципов, методологических подходов и механизма построения интеграционной системы непрерывного образования (на примере банковской деятельности).

Для достижения поставленной цели в диссертации необходимо решить ряд задач, а именно:

исследовать степень изученности и современные тенденции в развитии мировой и отечественной систем непрерывного образования; определить их сравнительные преимущества и недостатки; выделить те элементы мирового опыта, которые целесообразно адаптировать к особенностям российской экономики;


загрузка...