Концептуальные основы воспроизводства человеческого капитала в предпринимательской экономике (22.06.2009)

Автор: Казарян Маргарита Альбертовна

Понятие, сущность, сфера реализации человеческого капитала

Воспроизводство человеческого капитала в контексте развития предпринимательской деятельности

Формирование концептуальных основ развития человеческого капитала в системе высшего образования

Глава 2. Формирование концепции развития человеческого капитала в рыночных условиях

2.1. Временные и экономические аспекты формирования цены потребления образовательных услуг

2.2. Поиски нового качества развития системы высшего профессионального образования

2.3. Объективная необходимость создания рыночной информационной системы

Глава 3. Концептуальные основы повышения эффективности подготовки человеческого капитала в контексте инновационного высшего образования

3.1. Влияние качества обучения на развитие человеческого капитала

3.2. Особенности и целевая направленность научных исследовательских систем

Глава 4. Развитие общеметодологических положений воспроизводства человеческого капитала в условиях рыночной динамики

4.1. Концептуальные основы стратегических перемен в системе высшего образования

4.2. Решение концептуальных проблем коммуникационной политики. Медиапланирование в воспроизводстве образовательных услуг

Глава 5. Инновационное предпринимательство в системе воспроизводства человеческого капитала

5.1. Формирование ценовых стратегий в зависимости от состояния спроса и предложения образовательных услуг

5.2. Особенности конкурентоспособности в системе высшего образования

5.3.Новые формы развития высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ диссертационной работы

Во введении обосновывается актуальность темы и степень ее разработанности в экономических исследованиях, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, характеризуется теоретико-методологическая и информационная база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования.

В первой главе диссертации рассматривается эволюция теоретических представлений о человеческом капитале, направления трансформации этих представлений в конкретно – исторических условиях развития рыночной экономики.

В этой связи отмечается, что истоки концепции человеческого капитала базируются на положениях, выдвинутых классиками политической экономии. Так, А. Смит указывал, что в состав основного капитала входят не только орудия и средства труда, но и капитализированная ценность полезных способностей всех членов общества. По его мнению, капитал, который воплощен в мастерстве, опыте и знаниях работников должен приносить общую (среднюю) прибыль подобно тому, какую приносят составные части вещественного капитала. Исходя из этого, А. Смит сделал вывод о том, что расходы на обучение мастерству нужно считать капиталовложением в способность работника обеспечивать в будущем получение дохода, по аналогии с вложением средств в физический капитал.

Важный вклад в осмысление данной проблемы внес Ж.Б. Сэй. Выдвинув трехфакторную концепцию производства, он утверждал, что профессиональные навыки и способности, приобретенные посредством затрат, ведут к росту производительности труда и в силу этого могут рассматриваться как капитал. Полагая, что способности человека могут накапливаться, Ж.Б. Сэй называл их капиталом.

Проводя различие между трудом и рабочей силой, К. Маркс указывал, что последняя является одним из ключевых факторов процесса производства. По его мнению, затраты на ее приобретение образуют переменный капитал. При этом он подчеркивал, что эффективное функционирование этого капитала определяется способностью работника к труду, его знаниями и умениями, которые используются ими в производстве определенного продукта.

Свое видение трактовки человеческого капитала изложили и представители исторической школы. Так, один из ее предшественников Ф. Лист считал, что приобретенные способности людей являются наиболее важными компонентами национального капитала и указывал на необходимость вклада этих способностей в производство продукции.

Аналогичную точку зрения развивал и В. Рошер. Он включил в состав национального капитала высшую производительную способность, приобретенную работником благодаря образованию. Поэтому он был убежден в том, что приобретение новых профессиональных навыков неизбежно ведет к повышению производительности труда.

Следует отметить, что в противоположность подобным воззрениям на человеческий капитал, такие экономисты, как Дж. Мак-Куллох, Г.Д. Маклеод, Эгон фон Тюнен, Л. Вальрас, И. Фишер, Дж. Б. Кларк, объявляли капиталом самого человека. Так, по определению И. Фишера, капитал есть не только полезный присвоенный материальный объект, но и сам «человек, поскольку он материален». Согласно Л. Вальрасу « человек – это естественный и вечный капитал».

Таким образом, в рамках указанных подходов, человеческий капитал трактуется в аспекте созидательных способностей человека, обеспечивающих, подобно физическому капиталу, возможность получения доходов в будущем. Вместе с тем за внешним сходством между этими видами капитала, необходимо видеть и их существенные различия, именно на эти различия обратили внимание теоретики концепции человеческого капитала, появившейся в 60-х годах XX в. Ее сторонники (Т.Шульц, Г. Беккер, Л. Туроу, П. Гутман и др.) исходят из существования двух факторов производства: физического капитала, объединяющего все элементы производительных сил, за исключением самого работника и человеческого капитала, включающего как врожденные способности и таланты, физическую силу и здоровье, так и приобретенные в течении всей жизни человека знания, опыт, навыки. Исходя из этой посылки, они утверждают, что инвестиции в человеческий капитал осуществляются всю жизнь, относя к ним расходы на образование, поддержание здоровья и миграцию.

Заметим, современные представления человеческого капитала не ограничиваются анализом знаний, воплощенных в человеке и способствующих созидательному труду, демонстрируя более широкий подход, рассматривая как капитал не только знания, воплощенные в человеке, но и накопленные научные знания, объективированные в новых технологиях, методиках производства, базах данных, программном обеспечении, а также отношениях с другими экономическими субъектами (потребителями, конкурентами и т.д.).

Человеческий капитал можно характеризовать как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей, на индивидуальном уровне он соответствует рабочей силе.

Сфера реализации человеческого капитала ограничена производством материальных и нематериальных благ и услуг, т.е. трудовой деятельностью. В экономической теории человеческий капитал подлежит рассмотрению не во всем многообразии его характеристик, но лишь в той мере, в которой его развитие и реализация определяют социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов. Поэтому внимание акцентируется на сфере трудовой деятельности и сфере потребления. Другие аспекты развития человеческого капитала являются предметом исследования таких наук, как психология, медицина, эргономика, социальная и историческая антропология, биоэтика, социальная генетика, этнография и др.

Исследуя капитал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность.

Современные ученые уделяют значительное внимание вопросам формирования человеческого капитала через образование как средство обучения людей с целью повышения их производительной отдачи обществу.

Стремление к более полному изучению факторов, участвующих в процессе производства, привело к необходимости углубленного анализа современного человеческого потенциала, его детального исследования. Эта категория занимает определенное место в системе смежных (соподчиненных и однопорядковых) категорий: природный, вещественный, невещественный капитал, интеллектуальный капитал.

По нашему мнению, знания, интегрируемые производством в разных формах, могут быть одним из важных факторов, формирующим человеческий капитал. Знания, воплощенные в невещественных объектах, приобретают социально-экономическую форму капитала. Это обосновано тем, что они могут быть объектом собственности индивида или фирмы; их формирование требует значительных инвестиций (отдельных индивидов, предприятий, общества) в ущерб текущему потребителю; они способны накапливаться. Поскольку затраты на формирование знаний приносят длительный производственный эффект, они являются реальными (производительными) инвестициями. Производительное использование образованного человеческого капитала обеспечивает получение более высокого дохода в будущем (за счет отказа от части текущего потребления); причем это использование способно приносить не только денежный доход, но и морально-психологическое удовлетворение.

Методология анализа экономической сущности человеческого капитала, распространенного на невещественные объекты, позволяет определить человеческий капитал современного общества как общественное отношение, выражающее социально-экономическую форму невещественных ценностей физической и интеллектуальной природы, накапливаемых и производительно используемых в общественном хозяйстве с целью получения дохода в денежной или неденежной форме.

Человеческий капитал воплощен в невещественных элементах производства, которые могут быть оценены и превращены в прибыль. Такое определение объединяет научные, технические, управленческие и рыночные идеи. Знания в форме человеческого капитала становятся своего рода средством производства, поскольку способны создавать богатство, которое ранее было достижимо благодаря концентрации физического капитала.

На уровне микроэкономики, будучи фактором производственного процесса, человеческий капитал является важным источником добавленной стоимости и прибыли компании.

В контексте макроэкономики человеческий капитал определяет уровень развития экономики страны в будущем, становясь фактором экономического роста. В настоящее время развитие интеллектуального и образовательного капитала работников является определяющим фактором прогресса общества и экономики всех стран.


загрузка...