Концептуальные основы воспроизводства человеческого капитала в предпринимательской экономике (22.06.2009)

Автор: Казарян Маргарита Альбертовна

Казарян Маргарита Альбертовна

Концептуальные основы воспроизводства

человеческого капитала в предпринимательской экономике

Специальность 08.00.01. – Экономическая теория

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

Москва, 2009

Диссертация выполнена на кафедре основ экономической теории Московского государственного института электроники и математики (Технический университет)

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Титова Наталья Евгеньевна

доктор экономических наук, профессор Митрофанов Валентин Дмитриевич

доктор экономических наук, профессор Сычев Николай Васильевич

Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия инноваций»

Защита состоится «24» сентября 2009 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета по экономическим наукам Д 212.154.31. при Московском педагогическом государственном университете по адресу:

111571, г. Москва, пр-т Вернадского, 88, ауд. 802

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу:

119991, ГСП-2, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д.1

Автореферат диссертации разослан «____» __________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета В.Е.Ковалева

ОБЩАЯ характеристика работы

Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях устойчивое и стабильное развитие экономики определяется происходящими в ней глубокими инновационными преобразованиями, что обуславливает резкое возрастание роли человека в воспроизводственных процессах, выдвигает на первый план проблемы формирования и эффективной реализации человеческого капитала. Это диктует необходимость кардинальной смены образовательных парадигм, ориентированных на подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики, основанной на знаниях.

В этой связи все более актуальной становится задача разработки теории воспроизводства человеческого капитала. Решение этой задачи позволит дать целостное представление о человеческом капитале как ключевом факторе социально-экономического развития, выявить особенности воспроизводства человеческого капитала в предпринимательской экономике, определить главные тенденции ее развития на современном этапе, научно обосновать на этой основе конкретные рекомендации по выработке новой концепции стратегического развития нашей страны с качественно иными социальными ориентирами и приоритетами.

Следует, однако, отметить что указанные вопросы относятся к числу наиболее сложных и в силу этого наименее разработанных, что нашло отражение в различных концептуальных подходах к их трактовке. Это обстоятельство определяется рядом факторов: среди экономистов нет единства взглядов о сущности человеческого капитала, методологии его исследования, эффективной системы обучения, роли предпринимательского вуза в рыночных условиях, специфике конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в многочисленных работах, посвященных воспроизводству человеческого капитала, освещаются преимущественно лишь общие вопросы без должного учета специфических особенностей, характерных для сферы высшего образования. В частности, конкретно не проработаны многие вопросы развития человеческого капитала применительно к высшим учебным заведениям, в том числе с учетом специфики регионов. Это свидетельствует об актуальности и масштабности темы диссертационного исследования, направленного на решение важной теоретической и практической проблемы, касающейся стратегического развития человеческого капитала в современной предпринимательской экономике.

Выявление концептуальных основ в воспроизводстве человеческого капитала в российской экономики, поиск оптимального сочетания и активизации механизмов, обеспечивающих его сбалансированное развитие и эффективное использование, приобретает первостепенное теоретическое и практическое значение.

Степень научной разработанности темы. Воспроизводство человеческого капитала является комплексной научной проблемой, объединившей концептуальные положения классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй), марксистского учения; теоретический потенциал неоклассической экономической теории (А. Маршалл, Л. Вальрас, С. Джевонс, А. Пигу и др.), некоторые принципы институционального направления, а также исследования современных ученых по различным аспектам данной проблемы.

Общетеоретические аспекты функционирования и реформирования человеческого капитала в образовательном секторе России стали объектом внимания отечественных экономистов сравнительно недавно. Дискуссионность и неоднозначность представлений по ряду таких вопросов, как, например, особенности обмена результатами образовательной деятельности, правомерность включения последней в экономическую сферу, институциональные аспекты ее функционирования, до настоящего времени остаются предметом различных точек зрения, аргументов и доводов.

Отдельные проблемы процесса воспроизводства человеческого капитала в рыночных условиях представлены в работах A.M. Бабич, Т.В. Блиновой, Н.А. Восколович, М.А. Лукашенко, Е.Б. Мухановой, А.С. Новоселова, Е.М. Песоцкой, Ю.Б. Рубина, Ф. Ф. Стерликова и других отечественных экономистов, а также в работах зарубежных ученых Б. Хамори, М. Седлака, М. Костецки, К. Ланкастера, Дж. Стиглица, С. Фишера и других. В то же время в экономической литературе фактически отсутствуют комплексные политэкономические исследования развития человеческого капитала в системе высшего образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что в современной отечественной литературе не в полной мере проработаны методологические проблемы, касающиеся особенностей формирования рыночных отношений в сфере воспроизводства человеческого капитала, места и роли системы высшего образования в этих отношениях, указанные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретико-методологическое обоснование и разработка целостной концепции воспроизводства человеческого капитала как ключевого фактора конкурентоспособности предпринимательской экономики, выявление общих и специфических закономерностей его сохранения, развития и эффективного использования в рыночных условиях.

Постановка данной цели обусловлена необходимость решения следующих задач:

- проанализировать эволюцию теоретических представлений о человеческом капитале, обобщить и систематизировать концептуальные идеи о его роли в рыночной среде;

- выявить отличительные особенности конкурентоспособности человеческого капитала в системе предпринимательства современной России;

- исследовать взаимосвязь обучения в системе высшего образования и эффективности функционирования человеческого капитала в постиндустриальном обществе;

- раскрыть роль инновационных исследований рынка образовательных услуг для высших учебных заведений с учетом современного маркетингового инструментария;

- показать возможности функциональной и организационной структуры информационной системы субъектов рынков труда и образовательных услуг, основанной на новых информационных технологиях;

- раскрыть особенности ценообразования на рынке образовательных услуг;

- обосновать концептуальные положения по развитию человеческого капитала с позиций социально-ориентируемой стратегии включения России в постиндустриальную систему;

- разработать методические основы и практические рекомендации по улучшению использования рыночных инструментов в работе высшего учебного заведения;

- определить наиболее эффективные пути инновационного развития человеческого капитала в России, в связи с чем разработать модель подготовки выпускников в условиях информационного общества;


загрузка...