Методология  формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в едином образовательном пространстве (22.06.2009)

Автор: Бездудная Анна Герольдовна

вуза 2 Программа

вуза 1 Программа

1 Доля собственных учебников последних лет издания по программе обучения 0,3 5 1 1,5 0,3

2 Наличие проверочных тестов по основным курсам 0,2 1 5 0,2 1,0

3 Доля аудиторных часов, проведенных штатными профессорами, докторами наук 0,2 5 1 1,0 0,2

4 Доля занятий, проведенных на иностранных языках 0,2 1 5 0,2 1,0

5 Наличие дистанционного обучения 0,2 1 5 0,2 1,0

6 Количество полученных дополнительных сертификатов на уровень знания иностранных языков 0,5 1 5 0,5 2,5

7 Наличие современной электронной библиотеки с доступом к зарубежным первоисточникам 0,5 1 5 0,5 2,5

8 Доля аудиторного фонда, оборудованного микрофонами и другим учебным оборудованием 0,2 3 3 0,6 0,6

9 Наличие свободного доступа студентов в Интернет 0,3 5 1 1,5 0,3

10 Количество ПЭВМ на одного студента 0,5 5 1 2,5 0,5

Окончание табл. 5

№ Критерии

программ Значение

весового

коэффициента Частная программа Взвешенная

Программа

вуза 1 Программа

вуза 2 Программа

вуза 1 Программа

11 Наличие пакетных заказов на новые технологии вместе с кадровым сопровождением 1,9 5 1 9,5 1,9

12 Участие ППС с докладами в международных конференциях и семинарах в зарубежных странах 0,5 5 1 2,5 0,5

13 Доля включенного обучения в университетах ведущих зарубежных стран 1,0 1 5 1,0 0,5

14 Удельный вес «двойных» дипломов (своего вуза и зарубежного университета) в общем количестве полученных дипломов 2,0 1 5 2,0 10,0

15 Доля учебных практик на иностранных предприятиях в общем количестве часов учебных практик 1,5 1 5 1,5 7,5

ИТОГО 10,0

25,2 34,8

Определение динамических изменений отдельных показателей конкурентоспособности образовательных программ по отношению к значениям показателей в предшествующем анализируемом периоде, или значениям показателей в году, предшествующем анализируемому периоду, позволяет осуществлять мониторинг и проводить количественную оценку мероприятий, проводимых каждым вузом, по повышению конкурентоспособности международной образовательной деятельности.

Расчет конкурентоспособности образовательных программ вузов производится сопоставлением достигнутых значений показателей с базовыми значениями показателей (ф. 3).

– индекс конкурентоспособности образовательной программы;

Пф – фактически достигнутое значение показателя конкурентоспособности образовательной программы;

ПБ – базовое значение показателя конкурентоспособности образовательной программы.

В качестве базовых значений показателей рекомендуется принимать средние значения показателей за три года предыдущего периода либо значения показателей в году, предшествующем анализируемому году. При отсутствии статистических данных в качестве базовых по всем показателям оценки могут быть приняты их значения в году, предшествующем анализируемому году.

Статистическая и динамическая оценка конкурентоспособности образовательных программ российских вузов – важнейший фактор оценки конкурентоспособности реализации международной политики российских организаций высшего профессионального образования.

9. Разработан механизм стратегического контроля адекватности условий повышения конкурентоспособности образовательных услуг в соответствии с международными требованиями.

Механизм стратегического контроля конкурентоспособности образовательных услуг вуза является организационной основой образовательной политики вуза и представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в системе управления, в структуре, содержании и технологиях обучения, институциональных формах организации деятельности и финансовых механизмах.

Разработанная в диссертации программа стратегического контроля носит комплексный характер, затрагивает все субъекты образовательной деятельности вуза, что позволит проводить единую образовательную политику, решить проблемы диспропорции в развитии структурных подразделений университета, сохранить и развить единое образовательное пространство вуза с включением его в мировую образовательную сеть.

В диссертации обосновывается, что стратегический контроль адекватности условий повышения конкурентоспособности образовательных услуг вуза должен осуществляться в следующих направлениях:

– развитие вуза как инновационного многопрофильного университета, стратегически обеспечивающего образовательную самостоятельность;


загрузка...