Методология  формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в едином образовательном пространстве (22.06.2009)

Автор: Бездудная Анна Герольдовна

БЕЗДУДНАЯ АННА ГЕРОЛЬДОВНА

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ

ПРЕИМУЩЕСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами (сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург

Диссертация выполнена на кафедре экономики и менеджмента в машиностроении ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Ли Игорь Васильевич

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки РФ,

доктор экономических наук, профессор

Багиев Георгий Леонидович

доктор экономических наук, профессор

Газизуллин Наиль Файзулхакович

доктор экономических наук, профессор

Сидоренко Сергей Викторович

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук

Институт проблем региональной экономики

Защита состоится «_____» _________________2009 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.02 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27, ауд. 422.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 103-а.

Автореферат разослан «_____» ____________2009 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор Н. В. Васильева I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Эволюционирующие тенденции развития современного общества, характеризующиеся процессами глобализации, интернационализации, интеграции и диверсификации, обострили проблему профессиональной адаптации человека в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды и, как следствие, вызывают конкуренцию между различными образовательными системами. Возникают проблемы большей совместимости и сравнимости систем высшего образования. Вместе с тем высшее профессиональное образование становится основой формирования и укрепления интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала на современном этапе экономического развития. В этих условиях создается единое образовательное пространство в Европе (европейская зона высшего образования), объединяющее страны, подписавшие Болонскую декларацию 1999 года.

Первоначально Болонское соглашение было призвано повысить географическую мобильность студентов и выпускников вузов во время учебы, стажировки за рубежом и работы на иностранных рынках труда. Впоследствии главной целью стало наращивание конкурентоспособности европейской высшей школы – повышение качества услуги, в том числе содержания и представления образовательных программ. Гармонизация европейской трехуровневой (бакалавриат, магистратура, докторантура) системы образования является также ответом Европы на увеличение популярности американского образования и попыткой повысить конкурентоспособность европейских образовательных учреждений в глобальном контексте. По данным ЮНЕСКО, на рынке образовательных услуг действуют вузы 126 государств, включая весьма сильные, подобные Гарварду или Сорбонне, которые обладают наиболее высокими конкурентоспособными образовательными услугами. Вместе с тем глобализация экономики и, соответственно, рынка труда обострили конкуренцию на рынке образовательных услуг. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности российских выпускников рассматривается в диссертационном исследовании как одна из важнейших проблем конкурентоспособности вуза и представляет собой его способность к конкурентному поведению на международном рынке образовательных услуг.

Насущная потребность в повышении конкурентоспособности образовательных услуг в российской высшей школе требует концептуального усовершенствования образования и профессиональной подготовки специалистов в следующих направлениях: усиление требований к профессиональным качествам субъекта образовательного процесса; продуцирование глубокой профессиональной компетентности и социальной ответственности в процессе подготовки; совершенствование системы качества подготовки на основе концепции тотального управления качеством (TQM) и модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM); переход на модульно-кредитную систему организации учебного процесса в высшем образовании; увязка «цены» кредита с объемом и сложностью учебного материала; педагогическая нагрузка в условиях функционирования модульно-кредитной системы; связь высшей школы с рынком труда; практика студентов в реалиях рыночной экономики.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Российские и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку методологии формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг.

Наиболее известные исследования по проблемам организации обучения и управления высшей школой представлены в работах Н. Р. Кельчевской,

И. А. Майбурова, О. Н. Маргановой, В. А. Сластенина, Г. В. Семеко, С. Д. Смирнова, С. В.Сидоренко и др.

Вопросам разработки и создания конкурентных преимуществ уделяли пристальное внимание отечественные ученые И. А. Аренков, Г. Л. Багиев,

П. Н. Завлин, С. Д. Ильенкова, Н. И. Лапин, А. М. Немчин, А. И. Пригожин.

Решением проблемы оценки качества российского образования занимаются В. А. Болотов, Е. В. Будрина, Е. О. Геворкян, Е. А. Горбашко, Н. Ф. Ефремова, Н. А. Селезнева, И. М. Степнов, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др. Вопросами сферы услуг занимаются П. Ф. Анисимов, В. И. Байденко, В. С. Боголюбов,

Н. Ф. Газизуллин, В. П. Галенко, В. В. Зыков, Ф. Н. Кадыров, Г. А. Краюхин, М. Л. Кричевский, Т. В. Малеева, С. А. Мамонтов, Т. Д. Маслова, А. П. Панкрухин, В. Б. Фраймович, В. С. Чекалин, П. Д. Шимко, Д. В. Шопенко и др.


загрузка...