Система налогового прогнозирования и планирования на основе интеграции учетных и аналитических процедур макро и микроуровня (22.03.2010)

Автор: Васильева Марина Владимировна

— с целью экономии ресурсов контрольных органов и в условиях невозможности обеспечения тотального контроля деятельности всех органов государственной власти и других получателей бюджетных средств необходимо качественное планирование объектов контрольных мероприятий (на основе отбора объектов контроля в зависимости от социально-экономической значимости; наличия рисков в сфере использования бюджетных средств или деятельности объектов проверки, которые потенциально могут приводить к неэффективным результатам; возможных результатов проверки; объема государственных средств, используемых объектом контроля; результаты проведения предшествующих проверок в этой сфере и/или на данных объектах), прогнозирование результатов контроля, что позволит сократить расходы на функционирование контрольных органов и обеспечить охват получателей бюджетных средств.

В диссертации аргументируется, что в настоящее время сохраняется не только разобщенность систем внешнего и внутреннего финансового контроля и полномочий контрольных органов, но и развивается их искусственное противопоставление в условиях отсутствия концепции развития государственного и муниципального контроля и организационных основ их взаимодействия.

В результате недостаточной согласованности одни вопросы финансово-бюджетного контроля находятся в центре повышенного внимания контрольных органов и попадают под постоянные проверки, осуществляемые по разной методологии и приводящие к противоречивым результатам, тогда как другие объекты выпадают из сферы контрольной деятельности.

В диссертации проанализирована существующая модель организации финансово-бюджетного контроля, выявлены проблемы и причины низкой эффективности органов финансово-бюджетного контроля, основной из которых является дублирование функций (рис. 4).

Дублирование функций контрольных органов является недостатком организации бюджетного процесса и фактором, негативно влияющим на социально-экономическую обстановку и бюджетную эффективность.

Рисунок 4 - Дублирование функций органов государственного и муниципального

финансово-бюджетного контроля

Источник: составлено автором

Одним из основных элементов системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля является проведение организационных преобразований в системе исполнительной власти. Целостность системе контрольных органов способен придать интегрирующий институт, которому была бы отведена функциональная роль координации действий контрольных органов. Выполнение данной функции предлагается закрепить за Счетной палатой Российской Федерации.

Политика расширения прав и ответственности ГРБС обуславливает интегрирование в их структуру специализированных подразделений, подчиняющихся непосредственно руководителю, которые должны разрабатывать внутренние стандарты и процедуры планирования, составлять отчетность и контролировать соблюдение этих процедур (рис. 7).

Внешний финансовый контроль должен быть направлен на проверку деятельности системы внутреннего контроля подразделения, оценку ее эффективности.

Рисунок 7- Организационные мероприятия развития внутреннего

и ведомственного контроля в системе финансово-бюджетного контроля

Источник: составлено автором

Третьей группой проблем, рассматриваемых в диссертации, является формирование методических основ оценки эффективности финансово-бюджетного контроля, методики оценки эффективности использования бюджетных средств, комплексной оценки эффективности органов и процессов управления публично-территориальным образованием, методики оценки деятельности контрольного органа.

Необходимым условием повышения эффективности системы финансово-бюджетного контроля является формирование методических основ ее достоверной оценки.

В основу оценки эффективности системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля должна быть положена взаимосвязь бюджетного эффекта, бюджетной эффективности и деятельности субъектов контроля, которая позволяет оценивать эффективность финансово-бюджетного контроля на разных стадиях бюджетного процесса.

В диссертации обосновывается, что произвести достоверную оценку эффективности исполнения бюджетов практически невозможно только на основе использования аудита эффективности. Бюджетные средства направляются на достижение множества целей социально-экономического развития страны, реализацию которых осуществляют сотни ГРБС. Поэтому невозможно проверить результаты достижения всех поставленных целей и дать оценку экономичности и результативности всех бюджетных расходов в рамках исполненного бюджета.

Одним из упрощенных критериев оценки бюджетной эффективности в системе управления общественными финансами является уровень, характеризующий объемы использованных средств с нарушением финансово-бюджетного законодательства в соотношении с расходами бюджета.

Наиболее приемлем и удобен в использовании расчет критерия эффективности по объему выявленных при использовании бюджетных средств нарушений:

где: УЭб - критерий бюджетной эффективности за отчетный период; Он- объем нарушений в денежном выражении, выявленных контрольными органами и касающихся расходования средств соответствующего бюджета в отчетном периоде; Оа – расходы соответствующего бюджета в отчетном периоде.

Чем больше результат, тем большая часть бюджетных средств используется по целевому назначению, а значит бюджетная эффективность выше. Динамика этого критерия будет отражать складывающуюся тенденцию в бюджетной системе (табл.1).

Таблица 1 - Расчет эффективности бюджетного менеджмента за период 2007-2010 гг.

Год Объем неэффективного использования бюджетных средств (млрд. руб.) * Расходы бюджета (млрд. руб.) Эффективность, %

федерального муниципального федерального местных ФБ МБ

2007 305,5 135,9 6531,2 1933,8 95,3 83,0

2008 489,6 105,4 7021,9 2 127,1 92,9 95,0

2009 1389,9 173,7 9845,2 2440,3 85,9 92,0

2010 779,9 301,7 10256,4 - 92,3 -

*учитывались результаты деятельности Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, Казначейства России за указанный период.

Источник: рассчитано автором.

Характер изменения бюджетной эффективности зависит от эффективности государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля.

Такая взаимообусловленность вытекает из самой сущности финансово-бюджетного контроля как функции управления финансами, а также установки контрольных органов на повышение эффективности деятельности по проверке результативности и эффективности расходования бюджетных средств.

В свою очередь правомерность рассмотрения связи между бюджетной эффективностью и эффективностью системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля обосновывается тем, что степень погрешности, возникающей вследствие того, что финансовый контроль осуществлялся выборочным методом (вследствие невозможности, а возможно и ненужности массового контроля) вполне допустима, что подтверждается с помощью методов математической статистики и теории вероятности.

Функциональная зависимость бюджетной эффективности от эффективности системы финансово-бюджетного контроля описывается уравнением:

где: а0 и а1 – коэффициенты корреляции; f – эффективность бюджетного менеджмента, x – эффективность государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля.

Высокое значение коэффициента корреляции свидетельствует о том, что деятельность субъектов контроля влияет на бюджетную эффективность. Прямая корреляционная зависимость будет иметь место в ситуациях, когда не были реализованы иные резервы повышения бюджетной эффективности. После приведения в действие таких резервов динамика изменения показателей «y» и «х» в виде корреляционной зависимости может привести к совершенно иному выводу, когда при возрастающих значениях показателей «у», изменение показателя «х» будет незначительным. Такое положение вполне возможно и объяснимо при условии, что достаточно эффективен бюджетный процесс, а контрольные мероприятия не выявили нарушения.

Предложенная в диссертации модель взаимосвязи бюджетной эффективности и финансово-бюджетного контроля в отсутствие коррупционного фактора, базируется на зависимости: чем ниже сумма выявленных нарушений, тем выше результативность бюджетного менеджмента.

В условиях реформирования бюджетного процесса особое значение приобретает внедрение и развитие независимой экспертизы бюджетных расходов как новой современной разновидности финансового контроля. Решение этой задачи позволит повысить уровень ответственности администраторов бюджетных средств за их эффективное и целевое использование.

В диссертации обоснована необходимость совершенствования методики оценки эффективности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля.


загрузка...