Проактивная стратегия снижения бедности в России: партисипаторный механизм реализации (22.03.2010)

Автор: Теодорович Михаил Леонидович

Работы, посвященные исследованиям трансформации массового сознания последних десятилетий, позволяют судить о том, насколько общественное мнение склонно признавать индивидуальную ответственность людей за свое экономическое благосостояние (М.К. Горшков, К. Муздыбаев, Н.Е. Тихонова),, выявить специфику понимания россиянами свободы принятия экономических решений..

Теоретическое осмысление возможностей регулирования бедности в интересах общественного развития протекает в тесной взаимосвязи с разработкой системного видения и обобщения опыта социальной политики. Данное научное направление представлено трудами В.Н . Аргуновой, Ф. Э. Бурджалова, Н.А. Волгина, И.А. Григорьевой, В.И. Жукова, Л.В. Константиновой, П.В. Романова, З.Х. Саралиевой, И.Л. Сизовой, Т.Ю. Сидориной, С.Н. Смирнова, И.П. Цимбалова, О.И. Шкаратана, Л.И. Якобсона, Е. Р. Ярской-Смирновой.

В разработке стратегии снижения бедности мы опираемся на теории социального управления, основные идеи которых развивались в трудах В.Г. Афанасьева, В.С. Хабарова, Ю.И. Черняка, Г.В. Атаманчука, О.С. Виханского, В.Г. Глущенко, А.О. Грудзинского, С.Б. Мельникова, Г.В. Осипова.. Многообразие представлений указанных авторов соответствует разнообразию подходов к изучению сущности и содержания социального управления.

Между тем, собственно стратегии борьбы с бедностью не являлись объектом социологического изучения. Бедность промульгирована как проблема национального масштаба, однако это пока едва ли относится к стратегии ее снижения. Надо полагать, что такая стратегия существовала и существует; при этом, вероятнее , хотя едва ли является промульгированной и, даже, сформулированной. Скорее всего, если говорить о реальном положении дел, реализуется некоторое множество частных оборонительных стратегийсуществуют реактивные, оборонительные стратегии, которые возникают как ответная реакция на вызовы современности. Что касается проактивных стратегий, то их поле пока не исследовалось. С другой стороны, социология, находясь на позициях конструкционизма, вполне могла бы в состоянии предложить социальные конструкты, нацеленные на планомерное снижение бедности.

Объектом исследования является процесс снижения бедности, понимаемый как уменьшение группы людей, пребывающих в состоянии, в котором они не могут удовлетворить совокупность своих потребностей на уровне, обусловленном их внутренней и внешней средой.

Предметом исследования является механизм реализации стратегии снижения бедности в России.

Цель исследования состоит в создании партисипаторного механизма, вовлекающего основных участников процесса: государство, бедное население, социально ответственный бизнес и гражданское общество в реализацию проактивной стратегии снижения бедности, предусматривающей направленное привнесение изменений в социальную среду.

Основные задачи исследования:

На базе систематизации существующих социологических подходов к анализу бедности и процессам ее снижения разработать систему критериев для выделения социальных групп нуждающихся, а также направлений и форм оказания помощи.

Определить роль и потенциал общественного мнения в реализации проактивной стратегии снижения бедности.

Изучить структуру информационного потока отображения бедности в СМИ как фактора создания общественно-политического дискурса, активизирующего общественное сознание для вовлечения в процессы снижения бедности.

Разработать типологию восприятия населением социально ответственного бизнеса и на ее основе проанализировать формы участия бизнеса в процессе снижения бедности.

Проанализировать международные практики участия третьего сектора в процессах снижения комплексной бедности и оценить ресурсы российских НКО в решении данной проблемы.

Изучить основные стратегии выхода из состояния бедности, на основе данного анализа разработать типологию спроса на социальную помощь и услуги, а также типологию контрактов между получателями социальной помощи и организациями, ее предоставляющими.

Разработать модель проактивной стратегии снижения бедности, включающую в себя основные критерии проактивности, социальные технологии, интегрирующие традиционные и инновационные способы регулирования бедности.

Разработать принципы функционирования партисипаторного механизма, опирающегося на реальные и потенциальные институциональные ресурсы российского общества.

Оценить эффективность социальных технологий, направленных на снижение бедности, и разработать рекомендации по созданию организационных структур, обеспечивающих реализацию проактивной стратегии на базе партисипаторного механизма снижения бедности в России.

Теоретико-методологическая основа исследования. Комплексный характер рассмотрения бедности как социальной проблемыобъекта управления обусловил использование структурно-функционального, феноменологического, активистского и партисипаторного подходов социологии. Основным методологическим инструментом явился конструкционистский подход, разработанный в методологии структуралистского конструктивизма П. Бурдье, конструирования знаний П. Бергера и Т. Лукмана, а также системной методологии Г. П. Щедровицкого. Для измерения бедности применялись теории абсолютной, относительной бедности и депривационный подход. Феномен бедности оценивался с позиций СМИ (общественное мнение), бизнеса и власти. На основе системного подхода были объединены различные «экраны» бедности в единую систему индикаторов, с которыми может работать государственное управление. Методологический арсенал социологии управления позволил на основе сконструированных индикаторовкритериев выявления бедности как социального феномена разработать партисипаторный механизм реализации проактивной стратегии.

Эмпирическая база исследования. Основой эмпирической базы диссертационного исследования являются результаты серии проектов, осуществленных с личным участием автора и по его инициативе:

1. «Исследование готовности работников органов социальной защиты населения Нижегородской области к дальнейшему участию в формировании и развитии механизмов, препятствующих воспроизводству бедности», сентябрь 2006. В опросе приняли участие 20 представителей учреждений социальной защиты.

2. Адресная Социальная Помощь. Первый мониторинг бедности, 2004. Оценка уровня бедности в трех пилотных районах Нижегородской области. Опрошено 1500 домохозяйств в Советском районе Нижнего Новгорода, г. Арзамасе, Балахнинском районе Нижегородской области. Проект выполнен в рамках программы партнерства Правительства Нижегородской области и Департамента международного развития (Великобритания).

3. Второй мониторинга бедности, 2006. Опрошено 1500 домохозяйств по выборке, сопоставимой с первым мониторингом, и с использованием ранее разработанного инструментария.

4. Комплексная программа «Исследование потребностей малоимущих групп населения в социальных услугах», 2007. Серия глубинных интервью с экспертами по проблемам социальной защиты малоимущих семей. Серия фокус-групп с клиентами служб социальной защиты. Анкетный опрос 700 представителей различных групп населения, являющихся клиентами служб социальной защиты.

5. «Эффективность реализации адресной социальной помощи». Экспертный опрос 15 руководителей служб социальной защиты, 15 специалистов, задействованных в предоставлении АСП, и 106 получателей адресной социальной помощи, 2006.

6. «Социальная ответственность бизнеса», 2006 г. В опросе приняли участие 11 руководителей организаций, 12 профсоюзных лидеров, 68 активистов профсоюзов и 336 работников предприятий Нижнего Новгорода и области; в качестве методов сбора информации использовались экспертные интервью с руководителями предприятий и профсоюзных организаций, а также опрос представителей трудовых коллективов, актива и рядовых членов профсоюзов.

7. Партисипаторное исследование оценок клиентами соцзащиты эффективности внедрения системы адресной социальной помощи, 2006 г., 180 глубинных интервью с клиентами служб соцзащиты Нижегородской области.

8. «Анализ влияния деятельности монополий на прямые расходы населения и рост относительной бедности», 2007. В опросе участвовало 1000 домохозяйств.

9. «Формирование общественного мнения о проблемах бедности в России: мониторинг СМИ». Для анализа контекстов освещения бедности в центральных российских средствах массовой информации были отобраны по одному представителю центральных российских источников: телеканал «Вести РТР», «Радио России», «Комсомольская правда». Анализу был повергнут поток информации в период с 15 мая по 15 ноября 2008 г.

10. «Восприятие населением проблем бедности», декабрь – январь 2008-2009, В опросе участвовало 400 домохозяйств Нижегородской области.

11. «Стратегии преодоления бедности», 2008. В опросе участвовало 56 малоимущих и нуждающихся в социальной защите нижегородцев.

Кроме полевых исследований, источниками данных явились нормативно -правовые акты, регулирующие процессы предоставления социальной помощи населению, а также официальные документы и тексты по стратегии развития Российской Федерации, ее админитстритивноадминистративно - территориальных образований.

Научная новизна основных результатов диссертации представлена в следующих, наиболее существенных положениях:

Обоснована необходимость использования комплексного подхода для измерения бедности, разработан интегральный критерий ее измерения.

Изучена готовность общества к различным формам соучастия в снижении бедности на базе комплексной диагностики общественного мнения населения.

Выявлена структура информационного потока отображения бедности в СМИ и разработана методика его постоянного мониторинга.

Разработана типология восприятия населением социально ответственного бизнеса и форм его вовлечения в социальное партнерство.

На основе экспертного исследования изучены формы участия некоммерческого сектора в процессе снижения комплексной бедности, произведена оценка потенциала НКО применительно к решению данной проблемы.

Обоснована эффективность использования партисипаторного подхода для вовлечения малоимущего населения в решение проблем бедности. На основе построенной типологии стратегий выхода семей из трудных жизненных ситуаций конкретизированы формы соучастии бедных в процессе преодоления бедности: немонетарные формы, система индивидуальных контрактов.

Разработана модель проактивной стратегии снижения бедности, базирующаяся на организации социального взаимодействия государства, социально ответственного бизнеса, общественных организаций и структур и самодеятельного населения.

Разработаны принципы функционирования партисипаторного механизма реализации проактивной стратегии снижения бедности, опирающегося на законотворческие инициативы, ресурсы социальных сетей российского общества и инновационные компоненты социальной политики, мотивационный потенциал малоимущего населения.


загрузка...