Профессионально направленная методическая система подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей педагогических вузов (22.03.2010)

Автор: Петрова Елена Борисовна

Петрова Елена Борисовна

Профессионально направленная методическая система подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей педагогических вузов

13.00.02 ( теория и методика обучения и воспитания (физика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва ( 2010

Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике факультета физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Пурышева Наталия Сергеевна

Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор

Голубева Ольга Наумовна

доктор педагогических наук, профессор

Бордонская Лидия Александровна

доктор физико-математических наук, профессор

Свиридов Владимир Владимирович

Ведущая организация:

Уральский государственный педагогический университет

Защита состоится «____»_____________2010 года часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.05 при Московском педагогическом государственном университете по адресу:

119435, Москва, ул. М. Пироговская, д. 29, ауд. № 49

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Московского педагогического государственного университета по адресу:

119992, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «_____»________________________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.А. Прояненкова

Общая характеристика исследования

Социальные процессы, связанные с развитием производства, запросами очередного этапа развития науки и техники, требуют перестройки системы образования, поиска новых путей достижения традиционной цели – подготовки компетентных специалистов для деятельности в различных областях, в том числе и в области образования.

Модернизация школьного образования, осуществляемая в настоящее время, ставит новые профессиональные задачи перед высшей школой, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке учителя современной школы, бакалавров и магистров образования. Новыми задачами их подготовки являются такие, как формирование у студентов профессиональных компетенций в области реализации уровневой и профильной дифференциации, предпрофильной подготовки, преподавания интегрированных и элективных курсов, использования новых педагогических, в том числе информационных, технологий, технических средств обучения и приборной базы. В связи с этим необходимо обеспечить соответствие предметной подготовки будущих учителей задачам современного этапа реформирования общего среднего и высшего профессионального образования.

Комплексное преобразование сферы высшего образования подразумевает также пересмотр концепции подготовки кадров в каждой конкретной области деятельности. Модернизация содержания образования требует существенного обновления учебно-методического обеспечения и реализации в нем современных инновационных подходов. В связи с этим в последние годы был принят ряд важных правительственных документов, которые регламентируют реформирование системы высшего образования и определяют долгосрочные перспективные цели этих преобразований. К приоритетным направлениям развития системы высшего профессионального образования отнесены переход на уровневую систему подготовки кадров и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований к специалистам различных уровней. При определении цели создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) основные акценты делаются на обеспечение универсальности, фундаментальности, профессиональной и практической направленности образования.

В настоящее время подготовка по физике студентов естественнонаучных специальностей педагогических вузов осуществляется в два этапа: на первом этапе – в бакалавриате или специалитете и на втором этапе – в магистратуре.

В последнее время усилено внимание к подготовке специалистов в области естественнонаучного образования. Это связано с введением таких дисциплин, как «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира» и т.п. в образовательные программы высшего профессионального образования и курса «Естествознание» в учебные планы общего среднего образования. Поэтому в числе профилей подготовки магистров направления «Педагогическое образование» присутствует такой, как «Естественнонаучное образование». В связи с этим возникает задача разработки программы подготовки магистров в области естественнонаучного образования, обладающих компетенциями, необходимыми для реализации профессиональной деятельности на инновационной основе с учетом приоритетных направлений развития науки и образования.

Цели подготовки выпускников педагогического вуза определяются задачами их профессиональной деятельности. В результате обучения они должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, к которым относятся, в частности, готовность использовать основные законы физики в преподавании естественнонаучных дисциплин, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования; готовность к реализации уровневой и профильной дифференциации, предпрофильной подготовки, преподавания интегрированных и элективных курсов, использованию новых информационных технологий. Для этого необходимо обеспечить такой уровень подготовки по физике студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», который позволит создать базу для освоения дисциплин предметного блока и будет соответствовать задачам современного этапа реформирования общего среднего и высшего профессионального образования.

При проведении исследования по проблеме профессионально направленной подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей педагогических вузов, а также бакалавров образования выявлен ряд причин, не позволяющих достичь ее должного уровня. В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента обнаружено, что к числу наиболее существенных причин сравнительно низкой подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей педагогических вузов можно отнести: 1) несоответствие содержания дисциплины «Физика» современному состоянию естественных наук; 2) отсутствие мотивации к занятиям физикой; 3) несоответствие существующих форм работы со студентами целям подготовки бакалавров образования; 4) недостаточное отражение в существующем содержании дисциплины «Физика» профессионально направленного материала.

Содержание подготовки магистров педагогического образования по профилю «Естественнонаучное образование» также нельзя считать сложившимся и удовлетворительным, так как существует лишь стандарт нового поколения, а основная образовательная программа пока еще полностью не сформирована.

Таким образом, существующие в настоящее время методики подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей не являются достаточными для того, чтобы обеспечить необходимый уровень профессиональной компетентности выпускников педагогического вуза.

Проблемам совершенствования преподавания физики в высшей школе студентам естественнонаучных специальностей посвящен ряд исследований, в том числе, работы по теоретическим проблемам совершенствования физического образования (Г.А. Бордовский, О.Н. Голубева, А.Д. Суханов, А.А. Червова и др.), профессиональной направленности обучения физике (А.Е. Айзенцон, Л.В. Масленникова, И.А. Мамаева и др.), совершенствованию различных форм занятий по физике и отдельных видов деятельности в процессе этих занятий (Л.Г. Антошина, А.М. Зайцева, Г.И. Китайгородская, Л.В. Королева, В.В. Ларионов, В.Г. Петросян, В.В. Сперантов, Б.А. Струков, А.Е. Тулинцев и др.). Однако в этих работах не отражены вопросы, связанные с подготовкой студентов в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

При создании профессионально направленной методической системы подготовки по физике студентов естественнонаучных специальностей нельзя не учитывать и проблемы, связанные с существенными изменениями самого естественнонаучного знания, его теоретических и экспериментальных методов. При этом следует учесть, что физика для студентов естественнонаучных специальностей не является профессией, но их профессиональная деятельность предполагается в сферах естественнонаучного образования или естественнонаучных исследований, для которых физика является базовой дисциплиной. В связи с этим перед каждым выпускником высшего учебного заведения встают задачи системного и междисциплинарного характера, требующие комплексного решения.

Таким образом, анализ состояния проблемы подготовки студентов в бакалавриате и магистратуре естественнонаучного образования позволяет сформулировать следующие противоречия:


загрузка...