Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде (22.03.2010)

Автор: Нелунова Елена Денисовна

Организация и этапы исследования

На первом этапе (1995-2000 гг.) изучено состояние научной разработанности проблемы и практики информационной компетенции обучающихся и педагогов, определены научно-теоретические основы исследовательского поиска, сформулирована его рабочая гипотеза. Проводилась опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по диагностике представленности ИКТ и электронных средств обучения (ЭСО) в образовательных учреждениях.

На втором этапе (2001-2007 гг.) разработана и реализована концепция саморазвития студента в мультимедийной образовательной среде, осуществлено структурирование моделей самозащиты личности в МОС, самооизменений педагога и самопрезентации студента. Проведена ОЭР по их реализации, апробированы УМК(д), проведены инновационные курсы. В ходе эксперимента уточнялись и корректировались программы и методы исследования, выявлялась эффективность выдвинутой гипотезы.

Третий, итоговый этап эксперимента (2008-2009 гг.) характеризовался систематизацией данных, полученных на основе анализа или практическим путем. В ходе опытно-экспериментальной работы одновременно осуществлялось осмысление полученных результатов, проводились интерпретация полученных данных, систематизация и обсуждение результатов, а также оформление диссертации. Анализ результатов экспериментального исследования позволил сформулировать основные выводы.

Экспериментальная база исследования.

В качестве основной опытно-экспериментальной базы выступили ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова», в частности, три филологических факультета (факультет иностранных языков, филологический факультет и факультет якутской филологии и национальной культуры) и межфакультетская лаборатория информационных и коммуникационных технологий «Коммуникант». Эксперимент дополнялся локальными исследованиями в образовательных учреждениях – СОШ №5 и №14 г.Якутска, МОУ «Дюпсинская СОШ» Усть –Алданского , «Оленекская СОШ» Оленекского, «Саскылахская СОШ» Анабарского, «Амгинская гимназия» Амгинского , «Крест-Хальджайская СОШ» Томпонского улусов.

Экспериментальной работой были охвачены студенты 1, 3 и 5 курсов вышеуказанных факультетов университета, аспиранты и ассистенты данного вуза, учащиеся, учителя и педагоги общеобразовательных школ. В эксперименте участвовали: 1121 человек, в том числе, 414 учащихся, 49 учителей-предметников, 104 студента третьего курса, 495 студентов пятого курса, 54 дипломника, 5 соискателей и аспирантов.

Научная новизна исследования:

- разработана концепция саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде, которая представлена на философском, психолого-педагогическом, методико-технологическом уровнях;

- представлен лингво-коммуникативный подход к разработке обучающих систем, курсов и программ по языкам;

- уточнены значения терминов «мультимедийное обучение», «компьютер- ное обучение», «мультимедийная образовательная среда» для дальнейшего формирования единого терминологического поля по проблеме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлены и конкретизированы подходы к мультимедийному обучению как одной из значимых составляющих педагогической системы открытого образования;

- обоснованы положения целенаправленного саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде;

- определены педагогические условия саморазвития студентов на основе «субъект-субъектных» отношений и создания доверительного поля взаимодействия субъектов в данной среде;

- установлены критерии саморазвития студента такие, как активность, самостоятельность, обучаемость и рефлексивность, «творческость» (А.В. Хутор

ской) в мультимедийной образовательной среде;

- разработаны основы целостности личности в мультимедийной образовательной среде как открытой и информационной.

Практическая значимость исследования нашла подтверждение:

- в успешных защитах кандидатских диссертаций четырех аспирантов, проводивших опытно-экспериментальную работу на базе межфакультетской учебно-методической лаборатории новых информационных технологий «Коммуникант» и в высоких показателях учебно-воспитательных работ школьного центра информационных технологий МОУ СОШ №14 г. Якутска, которыми руководила автор данной диссертации;

- в разработке практико-ориентированных моделей в условиях компьюте- ризации обучения языкам, а также моделей информационной самозащиты человека, мультимедийной образовательной среды, самопрезентации студента и самоорганизации педагога в мультимедийной образовательной среде как открытой и информационной.

- материалы диссертационного исследования используются для подготовки и проведения курсов и семинаров в высшей школе, ИПКРО, в практике работы молодых преподавателей, соискателей и аспирантов, а также дипломников.

- впервые в Республике Саха (Якутия) разработан специализированный курс "Информационные технологии в преподавании языков" для будущих учителей-филологов. Его результаты нашли широкое применение на разных ступенях в обучении языкам и стали основой создания нового типа учебников в мультимедийном обучении иностранному языку;

- В течение ряда лет (1998-2008 гг.) функционировала специализиро- ванная межфакультетская лаборатория, которая являлась базой для проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению информационных и коммуникационных, мультимедиа технологий, а также разработки электронных средств обучения (ЭСО) для гуманитарных специальностей. Все авторские разработки ЭСО (список в приложении) были зарегистрированы в фондах РФ - "Информрегистр" и "ОФАП" МО РФ. Эти разработки дополнили учебно-методический комплекс преподавателей в дистанционном и заочном образовании региона.

Достоверность исследования (научных положений и выводов, рекомендаций, представленных в диссертационной работе) обеспечивается ее теоретико-методологическими основаниями, широким охватом философских и психолого-педагогических источников как отечественных, так и зарубежных авторов; опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования, необходимых для объективной характеристики изучаемых процессов; реализацией концепции саморазвития студента в МОС, адекватной цели и задачам, объекту и предмету исследования, систематическим анализом полученных результатов самооценки, определяющей саморазвитие студента; большим практическим опытом педагогической деятельности автора в области компьютеризации обучения и информатизации образования в средних и высших учебных заведениях.

Личный вклад автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке концепции и практической апробации моделей, ее реализующих, выдвижении основных концептуальных идей и положений исследования. Диссертационное исследование является результатом многолетней научно-педагогической работы автора в системе высшего профессионального образования.

На защиту выносится научно обоснованная концепция саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде. Ее основные идеи нашли свое отражение в следующих положениях:

1. Целостность саморазвития студента в МОС обеспечивается на основе концепции гуманитарно-антропологического направления философии техники и принципов открытого образования. МОС как «незамкнутый» и «вочеловеченный» (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов) фундамент открытого образования выступает условием гаранта целостности и полем самореализации потенциала человека. При этом опосредованное профессиональное общение между субъектами в данной среде не противоречит принципам концепции саморазвития Л.Н. Куликовой, В.Г. Маралова, П.И. Образцова, Е.В. Федото- вой и др.;

2. Концепция саморазвития студента в МОС предусматривает: а) оптимизацию внутренних сил и личностных качеств - саморегуляции и самоконтроля как механизмов саморазвития; б) образовательную среду мультимедиа как открытую и информационную; в) рассмотрение мультимедийного обучения как содержательную составляющую педагогической системы открытого образования, обеспечивающую условие для всестороннего развития студента и педагога;

3. Эффективность саморазвития студентов в МОС на основе личностно-деятельностного и культурологического подходов достигается в оптимальном сочетании технологического и духовно-воспитательного аспектов мультимедийного обучения, при обеспечении целенаправленного управления учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью на базе ИКТ и мультимедиа;

4. Самоорганизация изменений педагога и самопрезентация студента в МОС рассматриваются как производные актуалгенеза в результате активного и самостоятельного, творческого самоизменения. Это означает способность самоизменяться, самосовершенствоваться на основе внутренних элементов личностного саморазвития;

5. Психолого-педагогическое и технологическое сопровождение самораз- вития студента предусматривает методы, условия и факторы, активизирующие данный процесс. Технология мультимедийного обучения выступает средством активизации саморазвития студентов в системе «человек и компьютер» в контексте лингво-коммуникативного подхода.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования опубликованы в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендуемых ВАК МО и Н РФ. Основные идеи диссертации докладывались на научных конференциях разного уровня, в том числе на международных: «Republic of Sakha and International Education: Development prospects» (Якутск, 2000 г.), «The Perspective of Bringing New Technologies into Education» (Якутск, 2004 г.), «Yakut TESOL» (Якутск, 2007, 2009 г.г.), «Этнос. Образование. Личность. (Якутск, 2004 г.), «Республика Саха и международное образовательное пространство: перспективы развития» (Якутск, 2001 г.), «Мультимедиа в преподавании языков» (Москва, 1995 г.), «Телематика-95» (СПб, 1995 г.); всероссийских: «Современный образовательный процесс: принципы, модели. Опыт, перспективы» (Иркутск, 2009 г.), «Университет ХХI века: цели, задачи, перспективы» (Якутск, 2006 г.), «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2003 г.), межрегиональных: «Инновационные технологии в современном образовательном процессе ВУЗа» (Иркутск, 2008 г.), «Проблемы филологии и межкультурной коммуникации на современном этапе» (Якутск, 2007 г.), «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2003 г.), «Университет XXI века: цели, задачи, перспективы (Якутск, 2006 г.), «Новые технологии в филологическом образовании» (Якутск, 2002 г.); региональных: «Проблемы тестирования учащейся молодежи» (Омск,1995 г.).

Материалы исследования использовались на лекциях по дисциплинам: «Современные методы и технологии обучения иностранным языкам: дистанционные методы обучения», «Инновационные технологии образования: Интернет-технологии» для студентов филологических факультетов, а также в виде лекций, докладов, выступлений, дискуссий на республиканских и районных совещаниях, семинарах и на курсах повышения квалификации учителей иностранных языков. Прошли регистрацию в фондах «Информрегистр» и ОФАП МО РФ 9 электронных средств обучения.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и 15 приложений, содержит 22 таблицы, 3 рисунка и диаграммы. Общий объем – 411 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В I-ой главе «Междисциплинарный анализ проблемы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде» изучены теоретические основы саморазвития личности в информационном обществе, ее целостность и самозащита в быстроменяющемся мире на основе философских, психолого-педагогических исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бердяева, Г.С. Батищева, М.С.Ка -

гана, Л.Н.Куликовой, В.Г.Маралова, И.А. Негодаева, П.И. Образцова, И. Приго-

жина, Л. Мэмфорда, Э. Тоффлера, А. Турена, К. Яксперса и др.

Целью междисциплинарного анализа проблемы саморазвития личности является определение теоретико-методологической основы саморазвития студента в мультимедийной образовательной среде. В контексте нашей рабочей гипотезы и согласно первому ее положению выявлены состояние и перспективы решения проблемы целостности личности и ее саморазвития в современном быстроменяющемся мире. На передний план исследования нами выдвинута проблема саморазвития студента в МОС как ключевая научная категория с ее объективной реальностью.


загрузка...