Бизнес и власть в современном российском обществе:социально-философский анализ (22.03.2010)

Автор: Алейников Андрей Викторович

АЛЕЙНИКОВ

Андрей Викторович

БИЗНЕС И ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11- социальная философия

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени доктора философских наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Диссертация выполнена на кафедре конфликтологии философского факультета ФГОУ ВПО « Санкт-Петербургский государственный университет»

Научный консультант - Доктор политических наук, профессор

СТРЕБКОВ Александр Иванович

Официальные оппоненты - Доктор философских наук, профессор

ОСИПОВ Игорь Дмитриевич

- Доктор философских наук, профессор

ПОЛАТАЙКО Сергей Николаевич

- Доктор политических наук, профессор

ЗАВЕРШИНСКИЙ Константин Федорович

Ведущая организация – Московский гуманитарный университет

Защита состоится «_____»____________2010г. в ____часов на заседании Совета Д.212.232.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, ауд._____.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «_____»______________2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент А.Б.Рукавишников

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

Актуальность исследования. Для современного российского общества проблемы, связанные с взаимодействием бизнеса, государства и зарождающегося гражданского общества, имеют особую социальную и научную актуальность. Специфика развития бизнеса как важнейшей процессуальной стороны сложных социальных систем, является значимым фактором политической эволюции гражданского общества и государства в современной России. В условиях становления многофункциональной и социально-ориентированной рыночной экономики, динамика социально-политических интересов бизнеса, неизбежно придает взаимодействию государственных, гражданских и экономических институтов характер соперничества за влияние на принятие общезначимых решений. В подобном социальном контексте особое значение приобретает критика сложившихся и разработка новых социально-философских концепций бизнеса, призванных выявить его смысл как специфических структур сопряженности политики и экономики, социальной природы и роли этих структур в эволюции современного общества.

Конфликтный диалог бизнеса, публичной власти и граждан по поводу использования общественных ресурсов, реализующийся в социально-экономической политике, превращается тем самым в весьма принципиальный объект исследований для зарубежной и отечественной социальной философии. Становление бизнеса в трансформирующемся обществе можно рассматривать как оформление его в качестве специфического социального института, обеспечивающего структурную взаимосвязь, сопряженность социально-экономических и политических интересов многообразных и относительно независимых групп гражданского общества, от генезиса и согласованности действий которых в значительной степени зависит уровень комплексности всего социума и легитимности публичной власти. Институциональный и организационный дизайн политических отношений государства, гражданского общества и бизнеса предопределяет эволюционный, антикризисный потенциал любого сложно-дифференцированного общества. В условиях социально-экономической и культурной непредсказуемости глобализирующегося мира именно от социально-политических факторов коэволюции политических и бизнес-структур в значительной мере зависит способность социума преодолеть кризисные явления и выйти на более сложный уровень социального функционирования. Тем самым бизнес выступает не только формой экономической деятельности, а социальной структурой сопряженности, позволяющей разрешать и локализовывать конфликты, инициировать новые возможности для комплексной эволюции общества. Это особенно значимо для современной России, стоящей перед выбором - ускоренная комплексная модернизация или авторитарно-бюрократическая адаптация, при которой бизнес трансформируется в компоненту олигархических структур, а общество – в периферию глобализации.

. Только публичная легитимация бизнеса в глазах общественности и социально-политическая, национальная направленность его капитализации способны придать бизнес-институтам импульс инновационности и преодолеть социальный синдром их перманентной коррупционности, основанной на симбиозе частных интересов бюрократических и экономических элит.

Формирование социально-философского знания о бизнесе как элементе многомерной социальной действительности, осложнено отсутствием конвенциональных и концептуально обоснованных исследований, поставленных в диссертации проблем, спецификой институционального дизайна российского предпринимательства, конфликтным характером системной трансформации российского социума. Интерес к философскому анализу бизнеса обусловлен, с одной стороны, необходимостью социального конструирования целостного, синтетического знания, которое бы объединило узкоспециализированные исследования, ведущиеся в экономике, политологии, социологии. С другой стороны,потребностью решения вопроса о предпосылках и условиях возникновении современного российского бизнеса, «источниках предпринимательского духа» и условиях, обусловливающих его.

Уровень абстракций и существующий категориальный аппарат, применяемый в рамках гуманитарных и социальных наук, не позволяет в полной мере уяснить смысл социального генезиса и динамики институтов отечественного бизнеса. Выход видится в обращении к материалу, накопленному социальной философией, способствующему систематизации наиболее распространенных ракурсов исследования бизнеса, выделению из них наиболее работоспособных и конструировании на этой основе целостного представления об этом социальном явлении. Именно такой подход позволит добиться, не зависящего от политической конъюнктуры и перемен, понимания роли бизнеса в становлении гражданского общества, а также дистанцироваться от укоренившегося общественного мнения о бизнесе как аморальном и неэффективном социальном институте.

Артикулированные С.Н. Булгаковым социально-философские вопросы: «Как возможно хозяйство? Каковы его априорные предположения или предусловия? Каков философский смысл и значение основных хозяйственных функций?» остаются весьма актуальными для теоретических исследований генезиса современного российского предпринимательства. В ситуации переходности, нестабильности и кризиса ответ на них приобретает особое экзистенциальное значение, поскольку все участники экономических коммуникаций особенно остро ощущают конечность и рискованность своего бытия в нестабильном мире. Весьма часто существующие в политологии и социологии нормативные теории не в состоянии аргументировано обосновать природу и смысл проблем, возникающих в процессе институционализации российских бизнес-сообществ. В российской социокультурной среде бизнес-деятельность приобретает новые формы, не укладывающиеся в известные образцы и модели, а отношения общества, бизнеса и власти приобретают качественно иную композицию и превращенную систему смысловых координат. Натуралистическая модель экономической реальности, доминирующая в публичном дискурсе современной России, нередко трансформируется в идеологическое обоснование политического авторитаризма власти в экономике и социального инфантилизма предпринимательства.

В реалиях современного общества социальная философия бизнеса призвана не только обосновать значимость социокультурных факторов поведения субъектов экономической деятельности, а исследовать институциональную и коммуникативную природу бизнес-структур. Структурная сопряженность бизнеса и власти является необходимым атрибутом социального порядка, качественным индикатором цивилизованности практик политического целедостижения и основанием согласованного взаимодействия сложноорганизованного социума. Включенность социального пространства бизнеса в многообразие социальных полей современного общества посредством его сопряженности с институтами публичной власти является необходимым условием продуцирования экономических инноваций. В связи с этим исследование взаимовлияния влияния экономических и политических структур на динамику социальных трансформаций - одно из перспективных и динамично развивающихся направлений современной социальной философии.

Фактически во всех значимых работах последнего десятилетия, выполненных в рамках предметного поля социальной философии и теоретической социологии так или иначе затрагивается вопрос о роли политических факторов в успешной социализации бизнеса. Проблема научной концептуализации феномена предпринимательства и актуализация исследовательского интереса к процессу его институционализации в значительной степени связана с падением инструментальной эффективности политических институтов, традиционно отвечавших за реализацию функций целедостижения в экономической сфере и неудачами институциональных инноваций в процессе социально-политического реформирования. Значимость исследования структурной сопряженности бизнеса и власти представляется особенно очевидной в связи с проблемами становления новых для России институтов гражданского общества и потребностью в теоретическом осмыслении причин малой эффективности заимствованных институциональных форм в обеспечении социальной интеграции.

Принципиально значимым в этой связи является теоретическое конструирование адекватного понятийного аппарата и содержательное наполнение множества неразработанных теоретических и эмпирических лакун в этой предметной области социально-философских исследований. Кроме того, процессы постсоветского развития предпринимательства и эволюция его отношений с властью эндогенны по отношению к общему многоуровневому процессу российской модернизации. Следовательно, изучение трансформаций социума в России и его результатов невозможно без изучения логики и факторов генезиса структурной сопряженности бизнеса и власти. Все это и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Социально-политическая институционализация современного российского бизнеса, проявляющаяся в многообразных социальных конфликтах бизнеса с государством и обществом, актуализирует потребность в социально-философской артикуляции и интерпретации социальных факторов, детерминирующих данный процесс. Ф.И.Шамхалов отмечает, что «в экономической сфере общественной жизни существует целый комплекс вопросов, которые невозможно адекватно понять и оценить без выявления и анализа их социокультурных, мировоззренческих и социально-философских оснований. Речь идет, к примеру, о таких ее аспектах, как характер и особенности соотношения общества в целом со сферой экономики; источники и закономерности возникновения, развития и основные характеристики экономической сферы в отличие от других сфер общественной жизни; основные принципы ее функционирования; соотношение профессионального и морально-этического начал в экономике и т.д. Особо значение в данном контексте имели разработка и принятие в научном сообществе основных трактовок, идей, концепций и теорий, в совокупности составивших основу философии и этики бизнеса» .

Методология разработки философских оснований анализа социальных и духовно-нравственных аспектов становления и развития предпринимательства связана в первую очередь с именами М.Вебера и В.Зомбарта.

В представляемом диссертационном исследовании теоретическое моделирование влияния социально-политических факторов на изменения в социально-экономических и политических институтах современного общества основывается на работах П.Бурдье, Д.Норта, М.Олсона, К.Поланьи, О.Уильмсона, Н.Флингстина, С.Хантингтона и др., заложивших методологические основания многофакторного анализа институциональной динамики. Особую значимость имеют подходы П.Бурдье и Д.Норта, позволяющие выявить новые динамичные и статические параметры в институционализации социального, экономического, политического и др. пространств, оформление которых предполагает взаимодействие и взаимосвязь формальных и неформальных социально-политических структур и факторов. Диссертант, применяя отмеченные методологические подходы, стремится акцентировать на том, что предметная область исследования отношений бизнеса и власти не должна редуцироваться к изучению формальных институтов и публичных практик.

Применительно к реалиям исторической эволюции бизнеса в условиях глобализации диссертанту представляется перспективным системно-теоретический инструментарий Н.Лумана, позволяющий комплексно освещать структурные изменения, происходящие внутри сферы экономических коммуникаций в связи с процессами ее адаптации к изменениям во властных коммуникациях. Структурная сопряженность бизнеса и власти в различных социальных системах может быть по-разному институционально оформлена, а определенные институциональные ограничения, которые не способствуют конкурентоспособности бизнеса в рамках одной структурной сопряженности, могут порождать неожиданные конкурентные преимущества в другой.

Разнообразные модели институциональных изменений в связи с эволюцией гражданского общества представлены в работах таких авторитетных исследователей как А.Аузан, В.Витюк, Т.Ворожейкина, К.Завершинский, В.Ледяев, Ю.Красин, В.Марахов, С.Перегудов, А.Хлопин, Э. Арато, Э. Геллнер, Д.Кин, Дж. Л. Коэн, Р. Патнэм, А. Селигман, И.Шапиро, Ф.Шмиттер и др.

Комплекс теоретических исследований, направленных на изучение многообразных социальных факторов институционализации бизнес-сообществ в условиях социальных трансформаций, можно тематизировать по следующим проблемным основаниям. Для современного отечественного обществоведения характерен интерес к изучению теоретико-методологических моделей институционализации бизнеса в современном российском обществе. Так, подобная проблематика разрабатывается М.Афанасьевым, А.Богатуровым, Т.Борисовой, Р.Капелюшниковым, А.Кивой, А.Олейником, А.Ослундом, Я.Паппэ, В.Полтеровичем, И.Семеновым, А.Сергеевым, А.Шаститко, А.Яковлевым, Е.Ясиным и др. Обобщение теоретических подходов указанных исследователей позволило уточнить вопросы вариативности концептуализации феномена бизнеса в современном российском обществе. Но при этом достаточно очевидно отсутствие теоретической конвенциональности в трактовке содержания базовых понятий и самого института предпринимательства. Весьма размыты теоретические рамки описания институциональной специфики бизнес-сообществ, нередко подменяемые характеристикой функциональных параметров и мотивационной структурой предпринимательской деятельности.

Другая группа отечественных и зарубежных исследователей концентрирует свое внимание преимущественно на проблемах формирования социального качества бизнес-сообществ (М.Вилисов, Р.Гайнутдинов, С.Перегудов, В.Римский, Ст.Фортескью, и др.) и его интеграции в многообразные социальные пространства (С.Аникеев, Р.Апресян, П.Бунич, Г.Василевский, В.Волков, Г.Газимагомедов, А.Зудин, А.Либман, В.Радаев, Г.Ханин, Г.Явлинский и др.). Анализ теоретических положений указанных работ позволил сформировать более целостное представление о социальных функциях и проблемных точках в эволюции российского бизнеса. Однако вопросы о социально-философских аспектах институционализации бизнес-сообществ и конкретных механизмах их интеграции в гражданское общество остаются, как правило, на периферии исследовательских интересов.

Опираясь на теоретические модели социальной интеграции бизнес-сообществ, ряд ученых анализируют более частные проблемы их институциональной эволюции, обращая внимание на взаимосвязь социальной ответственности и экономической эффективности бизнеса, специфики его культурной и национальной идентичности (Т.Бутова, Е.Галицкий, С.Евтюхов, З.Дыльнова, Т.Зантария, П.Кирьян, B.Комаровский, В.Кондрачук, С.Литовченко, Р.Павлова, Д.Розенков, А.Фетисов, А.Чирикова и др.).


загрузка...