Современные политические процессы в странах Юго-Восточной Азии: экологическая составляющая (21.11.2011)

Автор: Рогожина Наталия Григорьевна

В качестве предмета исследования автор рассматривает ключевые вопросы, связанные с определением: сущности экологического кризиса в странах ЮВА, характера проводимой экологической политики, роли государства и общества в реализации экологических потребностей развития, значения политических институтов и механизмов межгосударственного взаимодействия в обеспечении национальной, региональной и глобальной экологической безопасности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Учитывая тот факт, что для адекватного понимания сущности проводимой в странах ЮВА экологической политики принципиальное значение имеет раскрытие причин возникновения экологического кризиса, в диссертации обосновывается положение о закономерном характере его возникновения в регионе вследствие проводимой политики догоняющего развития, основанной на экстенсивном экономическом росте.

2. В свете изучения политических предпосылок преодоления экологического кризиса в регионе автором выдвигается тезис о том, что в условиях, когда экологический интерес еще не доминирует в общественном сознании и не определяет производственную практику, отсутствуют реальные политические возможности для выражения социально-экологических требований, повышается роль и значение государства как политического института, определяющего выбор направления экологического развития.

Доказывается непоследовательность предпринимаемых государством мер в сфере охраны окружающей среды, обусловленная приоритетной установкой политической власти на наращивание темпов экономического роста. Неизбежные экологические затраты индустриального развития в странах ЮВА преумножаются в условиях сращивания интересов политических и бизнес-элит, единых в своем устремлении на развитие "во что бы то ни стало". Соискателем обосновывается тезис о том, что в ситуации, когда государственная власть выражает в основном корпоративный интерес предпринимательства, обнаруживается зависимость масштабов государственного экологического регулирования от заинтересованности в нем деловых кругов и их готовности принять вмешательство государства в сферу их деятельности.

3. В диссертации мотивируется положение о зависимости содержания проводимой экологической политики от складывающейся в обществе иерархии потребностей, меняющихся в процессе дальнейшей модернизации стран ЮВА и глобализации экологических проблем, что создает основу для сближения интересов государства и предпринимательства в достижении целей обеспечения экологической устойчивости развития.

4. В рамках изучения вопроса о развитии международного политического сотрудничества в сфере экологии на примере деятельности Комиссии по Меконгу и АСЕАН в диссертации обосновывается тезис о том, что обе эти организации не стали еще действенными органами по координации межгосударственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на региональном уровне в силу преобладания национальных экономических интересов в подходе стран ЮВА к обеспечению региональной экологической безопасности.

Что касается позиции стран ЮВА относительно решения глобальных экологических проблем, то она отражается в их экологической дипломатии, которая, в первую очередь, направлена на защиту интересов национальной политической и экономической безопасности, которые они отстаивают на глобальном уровне.

В диссертации проводится мысль о том, что, с одной стороны, такой подход стран ЮВА к решению глобальных экологических проблем затрудняет согласование их позиций с развитыми странами на политическом уровне, с другой стороны, не препятствует их участию в глобальных экологических проектах и развитию международного экологического сотрудничества.

5. Рассматривая проблему участия гражданского общества в политическом процессе, направленном на экологизацию развития, диссертант доказывает, что экологическое движение в регионе развивается в двух направлениях и является, с одной стороны, формой выражения протеста местного населения против проводимой государством политики в сфере распределения прав на управление природными ресурсами и контроля над ними, с другой стороны, – формой проявления более широких социально-экологических и политических интересов среднего класса, реализуемых в деятельности неправительственных организаций.

Однако в силу локальности, периферийности и слабой организованности местного экологического движения и узости политического пространства, открытого для деятельности неправительственных организаций, влияние гражданского общества на проводимую экологическую политику остается ограниченным.

6. В оценке перспектив реализации экологической политики и роли отдельных субъектов ее осуществления диссертант придерживается мнения о том, что основополагающая роль в этом процессе остается за государством, интерес которого к экологизации общественного развития будет возрастать, что способствует частичному разрешению экологических проблем в регионе. Однако в целом экологическая политика носит инерционный характер и не предусматривает коренного изменения существующей в индустриальном обществе модели производства и потребления, что по-прежнему создает угрозу обострения экологической ситуации.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить характер связи между политическими и экологическими процессами развития, дать комплексный анализ проводимой странами ЮВА экологической политики на страновом, региональном и международном уровнях, показать роль отдельных субъектов ее формирования и реализации. Важной частью исследования является изучение специфики экологического движения в регионе.

Для раскрытия этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:

раскрыть природу и сущность экологического кризиса в странах ЮВА, выявить причины его обострения, связь между проблемами развития и охраны окружающей среды;

выявить основные факторы, влияющие на формирование экологической политики;

изучить процесс создания политической и институциональной основы экологического регулирования на страновом уровне;

определить политические средства и направления реализации экологической политики;

выделить общие и особенные черты ее осуществления в отдельных странах региона;

показать специфику складывающейся в регионе системы управления природными ресурсами в контексте распространения процесса обезлесения;

изучить роль государства в осуществлении действий в сфере охраны окружающей среды и возможности его сотрудничества с другими субъектами экологической деятельности;

оценить перспективы экологической модернизации стран ЮВА;

определить тенденции развития международного политического сотрудничества в экологической сфере и показать роль межгосударственных политических институтов в решении региональных экологических проблем;

раскрыть сущность проводимой экологической дипломатии стран ЮВА;

исследовать причины возникновения экологических конфликтов и возможности их политического урегулирования;

показать специфику экологического движения и определить потенциал его воздействия на проводимую экологическую политику.

Методологической и теоретической основой диссертации являются разработки, приемы и методы исследования, предложенные отечественными и зарубежными исследователями в области экополитологии. социологии, истории и экологии. В силу широкого спектра анализируемых проблем используются те средства, которые наиболее четко отвечают задаче эффективности исследования конкретной проблемной области. Это диалектический и конкретно-исторический методы.

Метод социальной диалектики позволяет рассмотреть политические процессы во взаимосвязи с экологическими, выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на характер складывающихся между ними взаимоотношений, исследовать процесс становления и реализации экологической политики в развитии и в реальном историческом контексте, что дает возможность учесть, при каких условиях она возникла, какие этапы прошла в своем развитии и что представляет собой в настоящее время.

Метод сравнительного анализа используется для определения сходства и различий проводимой в странах ЮВА экологической политики с ее аналогами в мире, для выявления общих тенденций и направлений ее развития, для обоснования опыта экологической деятельности стран ЮВА.

Принципами системного анализа диссертант руководствовался при анализе характера взаимоотношений между обществом и природой, обосновании закономерного характера возникновения экологического кризиса в регионе, выявлении политических механизмов адаптации социума к нему.

Изучение роли государства как политического института в осуществлении экологической политики и управлении природными ресурсами, также как и анализ проблемы международного политического сотрудничества в сфере охраны окружающей среды были основаны на институциональном методе.

Широкое применение в диссертации получил метод структурно-функционального анализа, позволивший оценить роль различных социальных групп – политической и бизнес-элиты, неправительственных экологических организаций, политически и социально незащищенных групп местного населения в экологической деятельности, раскрыть сущность проводимой экологической политики на национальном, региональном и международном уровнях, определить место экологических приоритетов в системе доминирующих политических взглядов на процесс развития.

При написании работы диссертант опирался на методологию российских исследователей, разрабатывающих теорию взаимоотношений между обществом и окружающей средой в рамках системного подхода (В.И.Вернадский, В.И.Данилов-Данильян, Д.И.Люри, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Реймерс).

При рассмотрении процесса перехода человечества к устойчивому развитию были использован доклад "Наше общее будущее", подготовленный Комиссией ООН по окружающей среде и развитию в 1987г., а также документы международных конференций в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. и по устойчивому развитию, состоявшейся в Йоханнесбурге в 2002 г.

Степень разработанности темы. Несмотря на актуальность проблемы, до настоящего времени ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет специальных трудов, посвященных комплексному изучению экологической составляющей процесса развития развивающихся стран, а тем более проблемы экологизации политической сферы. Это в равной мере относится и к странам Юго-Восточной Азии.

В специальной научной литературе, посвященной взаимодействию общества и окружающей среды, прослеживаются два основных концептуальных направления экоцентрическое (В.И.Данилов-Данильян, Н.Ф.Реймерс; Т. де Шарден, Ф.Сен-Марк, Л.Браун, М.Фриберг, Б.Хезен, С.Корбридж.) и антропоцентрическое. (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, Д.Х.Медоуз., Д.Л.Медоуз, Й.Рандерс, Т.Йегерт, М.Шварц).

Если, по мнению сторонников первого направления, человек должен прекратить управлять биосферой и приспособиться к законам природы, то представители второго течения видят путь преодоления экологического кризиса в изменении направлений общественного развития.

Вопросы взаимосвязи между экономической и экологической системами привлекают внимание российских и зарубежных исследователей, тогда как политический аспект экологической проблематики, который изучает новое направление политологии – экополитология, до сих пор остается малоизученным. Экополитологией как предметом исследования в России занимается очень узкий круг специалистов (А.И.Костин, Е.И.Глушенкова). Внимания заслуживают работы зарубежных авторов по проблеме экологической политики, таких как Л.Колдуэлл, У.Розенбаум, А.Уилл и др.

Усиление исследовательского интереса к политическим аспектам взаимодействия общества и окружающей среды в целом находит отражение в растущем числе научных работ, посвященных становлению экологических приоритетов развития в современном обществе, изучению теоретических основ устойчивого развития.

Комплекс проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между человеком и средой его обитания в условиях развивающихся стран, рассматривается в книгах О.К.Дрейера, В.В.Лося, В.А.Лося "Экологические проблемы развивающихся стран" и "Глобальные проблемы и "Третий мир". В качестве сравнительного и сопоставительного материала использовались научные труды, освещающие различные аспекты экологического развития отдельных регионов развивающегося мира.


загрузка...