Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов (21.11.2011)

Автор: Котова Светлана Аркадьевна

5 курс д/о 366,8±74,1 82,0±20,2 1259,0±272,1 1900,6±915,0 2,1±4,1

Колледж+вуз 257,1±76,3**? 56,3±20,6* 385,4±284,7**?? 1391,5±966,7*? 5,2±4,3**??

ОЗО 244,0±52,7** 52,4±13,6* 218,2±226,4** 1018,5±700,6* 7,2±4,2**

Ускор 244,0±52,8?? 52,4±13,6? 295,9±226,4?? 1289,2±700,8?? 6,0±4,2??

Повыше-

ние квали

фикации 229,8±88,2*?? 48,5±21,0? 303,5±358,2?? 907,9±959,8**??? 5,0±3,8??

Примечание: РГПУ 1 – студенты первого курса РГПУ, РГПУ5 – студенты 5 курса РГПУ, колледж+обучение в вузе – группа студентов ускоренной дневной формы обучения, при которой они одновременно обучались на последнем курсе в колледже и на 2 курсе университета, 6 курс ОЗО - студенты 6 курса заочного отделения, ОЗО ускоренное для специалистов со стажем – студенты заочного отделения, проходящие программу в ускоренном режиме за 3 года, АППО – работающие учителя начальных классов, проходящие 6-ти месячные курсы повышения квалификации после работы.

*- разница между показателями обучающихся одного и того же возраста (студенты 1 курса и студенты из колледжа; студенты 5 курса и 6 курса ОЗО; ОЗО ускоренное для специалистов со стажем и АППО) с уровнем значимости p<0,05, ** - 0,01; ? отличия в значении показателя остальных групп относительно 5 курса РГПУ с уровнем значимости p<0,05, ?? - 0,01 (критерий Манна-Уитни)

Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что не столько нагрузка, сколько возраст, способствует ригидности ритма. Одно стоит отметить - особенности параметров учителей, получающих высшее образование по ускоренной программе. Многие их показателей близки к тем, которые были получены у молодых студентов, обучающихся на 6 курсе заочного отделения. Следовательно, если обучение обусловлено внутренней потребностью обучающегося, а не внешними условиями (как у обучающихся на курсах АППО), то даже нагрузки переносятся организмом легче.

Далее был проведен анализ особенностей сенсомоторной интеграции у разных категорий обучающихся. В простой сенсомоторной реакции скорость реакции на цвет отличается только в одной группе – пожилых учителей начальной школы, проходящих обучение на курсах повышения квалификации. Она отличается как от такой же реакции у молодых испытуемых, так и от реакции испытуемых того же возраста, но самостоятельно получающих высшее образование по педагогической специальности в ускоренном режиме. Если причина различий с более молодыми испытуемыми достаточно просто объясняется возрастными факторами, то различия со сверстниками можно объяснить только заинтересованностью в получении образования, а потому и большей мобилизации в вечерние часы, когда происходит обучение у этих двух групп студентов.

Таблица 8.

Параметры сложной сенсомотрной реакции (дифференцировочная серия)

Студенты Параметры сложной сенсомоторной реакции

Среднее вре-мя реакции на цвет (мс) Среднее время реакции на звук (мс) Число ошибок Индекс Херста

Число фальш-стартов Число

пропусков

1 курс д/о 365,7±43,3^^ 280,6±148,7^ 8,1±3,3 0,54±0,06 8,8±4,0^ 14,8±6,6??

5 курс д/о 361,1±48,0^^ 242,7±167,6 8,5±3,6 0,55±0,06 8,7±4,4^ 15,3±7,5??

Колледж+

Вуз 362,3±49,1^^ 278,5±79,1^ 12,8±5,1* 0,55±0,06 9,5±3,0^* 9,5±3,3**

6 курс ОЗО 379,6±46,3^^ 297,9±66,9^ 8,7±2,9 0,56±0,05 9,8±3,1* 14,5±5,2??

ОЗО ускор. 381,2±69,5^^ 288,5±70,3^ 8,0±2,6 0,57±0,06 11,3±4,0^ 13,4±4,5

Повышение

квалифи-

кации 397,3±54,6?^^ 299,8±91,2^^ 9,0±3,0 0,54±0,06 12,9±3,9* 14,8±5,2??

Примечание: обозначения как на табл. 7.

^ - обозначено значимое различие с параметром в простой сенсомоторной реакции с уровнем значимости p<0,05, ^^ - 0,01 (критерий Манна-Уитни).

Результаты, полученные при выполнении сложной сенсомоторной реакции представлены в таблице 8. Как и в случае простой сенсомоторной реакции, время реакции на звук не отличается в разных группах испытуемых. В сложной сенсомоторной реакции по сравнению с простой оно равномерно увеличено у всех испытуемых, но в обоих случаях нет различий между испытуемыми разных групп. Из таблицы видно, что наибольшее число ошибок совершают студенты, одновременно обучающиеся в двух образовательных учреждениях.

Число фальшстартов в сложной сенсомоторной реакции возросло по сравнению с простой у всех испытуемых, кроме студентов 6 курса ОЗО и обучающихся на курсах АППО, у которых оно немного даже упало. Число пропусков в несколько раз возросло у всех испытуемых в сложной сенсомоторной реакции по сравнению с простой, кроме группы из колледжа, в которой не выявлено значимых изменений). Однако число пропусков в этой группе в сложной сенсомоторной реакции значимо меньше, чем у студентов того же возраста (1 курс), обучающихся в более комфортных условиях.

Обращает на себя внимание группа из колледжа ускоренного обучения, где выявилось существенное преимущество по сравнению с другими группами испытуемых. Для них усложнение задачи не ведет к значимым изменениям всех параметров сенсомоторной интеграции, как в других группах. Более того, число ошибок в этой группе больше, чем в других группах, однако, число пропусков сенсорных сигналов – минимально (и не отличается от этого числа в простой сенсомоторной реакции). Ранее мы показали связь вегетативной мобилизации с числом ошибочных действий в сенсомоторных реакциях. Можно предположить, что при мобилизации отмечается уменьшение число пропусков, но возрастает число ошибок. Рост числа ошибок в стрессе – давно изученный факт. Однако студенты данной группы, совершая ошибки, практически не пропускают сигналы.

Студенты 6 курса отделения заочного обучения в простой серии делают несколько меньше пропусков по сравнению с другими студентами. Однако и у них усложнение нагрузки ведет к ухудшению всех параметров сенсомоторной интеграции. В то же время в этой группе и число фальшстартов, и число пропусков значимо меньше, чем в такой же возрастной группе (обучающиеся на курсах АППО), обучающихся в более комфортных условиях. У обучающихся на курсах повышения квалификации АППО высоко и число фальшстартов, и число пропусков сигналов.

Таким образом, удерживать эффективность интеллектуальной работы за счет вегетативного напряжения удается только группе самых молодых студентов. У учителей со стажем обнаруживается зависимость способности удерживать интеллектуальную нагрузку от целевых задач, связанных с получением образования.

Параграф 5.2. «Психологические механизмы обеспечения эффективности обучения у студентов разного возраста в разных формах получения образования» описывает выявленные возрастные различия обучающихся.

По параметру «динамичность» формально-динамических характеристик поведения опросника Я. Стреляу выделяются студенты группы с параллельным обучением в колледже и в вузе и учителя, получающие высшее образование в рамках ускоренной заочной формы обучения. Если для группы из колледжа этот параметр выше, чем у сверстников, обучающихся в более комфортных условиях, то у учителей, обучающихся на курсах АППО, он ниже и находится на том же уровне с теми, кто обучается на заочном отделении, но их возраст моложе.

Следующий параметр – настойчивость – резко выделяет только группу из колледжа от всех остальных студентов. У них этот параметр примерно в полтора раза выше, чем у других групп обучающихся (p<0,05). Анализ сенсорной чувствительности вновь обращает внимание на группу из колледжа ускоренного варианта обучения, для которой характерны низкие значения этого показателя (p<0,05). В то же время учителя, которые также имеют повышенную нагрузку, получая высшее образование без отрыва от основного места работы, не обнаруживают такого снижения сенсорной чувствительности.

Студенты группы из колледжа обладают и меньшей эмоциональной реактивностью по сравнению со своими ровесниками, обучающимися в более комфортных условиях. (p=0,05). Напротив, все, обучающиеся на заочной форме, имеют более высокие значения этого показателя по сравнению с теми, кто обучается на дневной форме.

Алекситимический статус мы отмечаем только для слушателей академии повышения квалификации (АППО), обучающихся по административной разнарядке без отрыва от непосредственной работы в школе. Можно предположить, что этот механизм позволяет учителю адаптироваться к ситуации, при которой в спокойном состоянии индекс напряжения вегетативной нервной системы в два раза выше, чем у всех остальных участников исследования, и повышена эмоциональная реактивность.

У студентов группы из колледжа более высокие показатели и проблемноцентрированного и эмоциоцентрированного копинга, чем у их сверстников, получающих образование в более комфортных условиях (p<0,05). Самые высокие значения уровня неэффективного эмоциоцентрированного копинга отмечены у учителей, получающих высшее образование в ускоренной заочной форме обучения. У них же отмечен минимальный уровень эффективного проблемноцентрированного копинга (p<0,01). Эти показатели отличают их как от сверстников, обучающихся в более комфортных условиях, так и от всех других групп студентов. Вновь напрашивается о разных мобилизационных стратегиях обучающихся разного возраста.

Значимые результаты получены с помощью методики смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Студенты 5 курса имеют более высокие показатели по шкалам «результативность жизни», «локус контроля Я», а также по величине совокупного показателя - «общий показатель смысложизненных ориентаций» (p<0,05).


загрузка...