Деятельностный подход в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций (21.11.2011)

Автор: Арламов Александр Анисимович

Арламов Александр Анисимович

Деятельностный подход

в социально-педагогическом

исследовании профилактики девиаций

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики

и образования

Краснодар

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой социальной работы,

психологии и педагогики

Бедерханова Вера Петровна

Кубанский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий лабораторией

Борытко Николай Михайлович

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, лаборатория методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании

доктор философских наук, профессор,

главный редактор, руководитель «Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании»

Пружинин Борис Исаевич

журнал «Вопросы философии», РАО

Ведущая организация: Отдел философии образования и методологии педагогики Института теории и истории педагогики РАО

Защита состоится 27 января 2012 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.06 в Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета.

Размещено на сайте referat_vak@obrnadzor.gov.ru

Автореферат разослан «____» ___________ 2011 года

Учёный секретарь

диссертационного совета О.В. Засядко

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы. Ускорение темпов распространения девиантного поведения детей и молодежи, формирование девиантных сообществ и возникновение инфраструктур, обеспечивающих их существование, функционирование соответствующих бизнес-услуг – установленный социальный факт. Сегодня дети, подростки, молодежь вступают в жизнь в условиях непрерывно меняющегося мира, который справедливо называют обществом риска (Г. Бехманн). Его характеризуют интенсификация влияния социальной среды на развитие человека и, как следствие, изменения в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, ослабление многих факторов, обладающих потенциалом противодействия, нарастающим негативным влияниям, а также тревожная динамика предпочтительности ценностных ориентаций. Эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать – занимают последние места в этой иерархии (Д.И. Фельдштейн). Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников. Современные исследователи в области возрастной психологии (С.К. Бондырева, Д.И. Фельдштейн и др.) отмечают ретардацию, т.е. изменение как количественных, так и качественных проявлений в развитии детей и подростков, в частности в области ценностных ориентаций.

В этой связи становится значимой направленность социально-педагогических исследований на изучение, актуализацию и использование педагогических потенциалов социума в городской и сельской среде обитания человека в целях профилактики девиантного поведения (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.).

Девиантность как личностное качество возникает, проходит стадию становления, развивается и незаметно деформирует ценностные ориентации человека. Для того чтобы педагогика могла противостоять возникновению и дальнейшему развитию девиантного поведения, она должна не только знать детерминанты и механизмы его развития и воспроизводства, но и уметь анализировать ситуации социализации, в которых повышаются риски возникновения девиантного поведения.

По данным Института социологии РАН (Я.И. Гилинский и др.), за последние 20 лет зафиксировано ускорение темпов роста суицида, наркомании, насилия, подростковой проституции, профессионального нищенства и других форм социопаразитарности, что вызывает необходимость методологического исследования педагогической теории и практики с позиции рисков социализации.

Множество трактовок понятия «девиация» в связи с различными подходами к пониманию нормального и отклоняющегося поведения в девиантологии (Я.И. Гилинский, Т.А. Хагуров и др.), психологии девиантного поведения (Е.В. Змановская, В.Д. Менделевич и др.), а также в контексте опыта применения понятия «девиация» при объяснении социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в педагогике (Н.Ф. Голованова, С.Б. Думов, Ю.А. Клейберг, Е.М. Рангелова, А.П. Сманцер, А.Б. Фомина и др.) создает дополнительные риски в социально-педагогической профилактике девиантного поведения.

Профилактика различного рода девиаций, включая такие его крайние формы, как суицидальное поведение, убедительно показывает, что широко распространенные и в определенной степени эффективные сегодня в гуманитарных науках (социологии, психологии и педагогики) методы исследования девиаций не учитывают педагогических рисков, возникающих в ходе применения нормативных моделей педагогического воздействия. В результате за рамками социально-педагогического исследования остается чрезвычайно важная сегодня область педагогической реальности (педагогическая профилактика девиаций), где применение готовых нормативных моделей педагогического воздействия приводит к росту девиаций. В этой связи перед методологией педагогики актуализируется задача переоценки и переосмысления методологического потенциала социально-педагогических исследований девиаций.

Современной практике педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию педагогической действительности (С.А. Крупник, Н.В. Бордовская, И.А. Колесникова, А.А. Остапенко и др.). Исследователь всякий раз сталкивается с проблемами их выбора и конструирования, формирования многомерного пространства методологических подходов. В том и в другом случае необходимы основания их разрешения. Однако в методологии педагогики вопрос выбора и конструирования подходов практически не рассматривался, чего нельзя сказать о других социально-гуманитарных науках (В.Ж. Келле, Г.П. Щедровицкий). В философии эта проблема изучается в рамках более общей проблемы самосознания науки (П.П. Гайденко, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин и др.). Предлагаются структурные компоненты подхода (Т. Кун, И. Лакатос, В.В. Мацкевич, К. Попер и др.), устанавливается понимание подхода как такового при рассмотрении его в категориальном контексте и категориальном ряде, предлагается путь конструирования различных подходов (В.Н. Сагатовский). Выявлены одномерные полярные подходы и возможности их интеграции в двумерный подход (Э.Г. Юдин). В разработке проблемы синтеза методологических подходов на основе компенсаторности есть ещё много нерешённых вопросов. Ключевые из них – построение теоретической модели методологического подхода и ее обоснование, определение принципов ее конструирования.


загрузка...