Формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка (21.09.2012)

Автор: Леонтьева Элина Сергеевна

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень сформированности профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности не критичен, однако изучение русского языка необходимо иностранным студентам для продолжения обучения по другим дисциплинам с целью овладения будущей специальностью. Для эффективного освоения будущей профессии необходимо повысить уровень сформированности профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности, в связи с чем было необходимо сформировать осознание иностранными студентами важности изучения русского языка для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Особое значение в этом плане имело активное изучение дисциплины «Культура России», поскольку большинство иностранных студентов имеет смутные представления об истории, культуре, традициях нашей страны, что, в свою очередь, влияет на их отношение к русскому языку. Для изучения данной дисциплины на кафедре русского языка для иностранных граждан Курского государственного университета было подготовлено учебно-методическое пособие по страноведению «Русская мозаика», которое рассчитано на 40 часов и состоит из 16 разделов: «Социальные отношения», «География России», «История России» и т.д. Каждый раздел включает в себя теоретический материал по теме, представленный в виде текста, а также мультимедийное сопровождение задания для самостоятельной работы. В конце пособия студентам предлагается итоговый тест, который может быть выполнен на занятии как контрольное задание или самостоятельно, поскольку далее приводятся правильные ответы.

После изучения страноведческого материала проводилась работа по определению места русского языка в современном мире. Для реализации этой задачи иностранным студентам была предложена работа с текстом «История русского языка. Русский язык в мире», а также выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий. Основные методы и средства: практические занятия по изучению страноведческого материала; убеждение, подкрепление, стимулирование. Итогом проведения учебных занятий на этом этапе является повышение статуса русского языка у иностранных студентов как средства овладения будущей специальностью и как важного компонента профессиональной подготовки специалистов в условиях межкультурной коммуникации.

Третий этап совпадает с началом формирующего эксперимента. Целью данного этапа является формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к изучению русского языка. Для достижения вышеуказанной цели были решены следующие задачи: повышение внутренней мотивации изучения русского языка; стимулирование познавательного интереса; обеспечение профессиональной и личной значимости знаний по русскому языку; совершенствование знаний, умений и навыков по предмету; организация самостоятельной работы, чтение специальной и периодической литературы на русском языке. На данном этапе содержание обучения русскому языку как иностранному включало в себя определённые области или сферы общения, соответствующие будущей специальности студентов; конкретные ситуации общения и темы коммуникации, направленные на овладение профессией; языковые и страноведческие знания, тексты; навыки и умения речевого общения; коммуникативные и интеллектуальные умения. В ходе учебных занятий студенты знакомятся с периодическими изданиями на русском языке по своей специальности; с основными методами аналитической переработки отобранной информации (составление плана текста, смысловой анализ текста по частям, определение главной идеи текста в сжатой форме); учатся находить правильные лексические и грамматические эквиваленты в русском и родном языках при переводе; перестраивают грамматическую и синтаксическую структуры предложения в процессе перевода профессиональных текстов; приобретают умение выражать одну и ту же мысль с помощью разных языковых средств; переводят слова и словосочетания терминологического характера; передают имена собственные и географические названия на русском языке.

Таким образом, в результате реализации формирующего этапа нашей программы укрепляется внутренняя мотивация к образовательной деятельности, повышается профессиональный интерес, формируется профессионально-ценностное отношение иностранных студентов к изучению русского языка.

Завершающий этап реализации нашей программы – оценочно-результативный. Цель данного этапа – выявить состояние владения студентами русским языком; обеспечить устойчивое профессионально-ценностное отношение к его изучению; проанализировать самооценку студентов-иностранцев. Для этого было необходимо обеспечить прочность усвоенных знаний по русскому языку, поддержать профессиональную и личную значимость этих знаний, провести контроль готовности иностранных студентов к практическому использованию русского языка в их дальнейшей профессиональной и образовательной деятельности.

Главными методами и средствами на данном этапе является профессионально направленное обучение русскому языку, в основе которого лежит переход к практическому применению русского языка в профессиональных целях. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что студенты овладели навыками гибкого чтения литературы на русском языке, которые они переносят на изучение специальных дисциплин; активно используют русскоязычную литературу при подготовке рефератов, презентаций, курсовых и дипломных работ; принимают участие в учебно-исследовательской работе; самостоятельно готовят доклады и сообщения, организуя поиск необходимой информации, изучая соответствующие оригинальные источники и т. д. На завершающем, оценочно-результативном этапе формой итогового контроля был экзамен.

Ещё одним важным этапом работы по формированию профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к изучению русского языка является внеаудиторное (домашнее) чтение литературы по специальности и работа по написанию реферата. Реализация такого вида учебной деятельности решает следующие задачи: работа с периодическими изданиями (оригинальная литература, подобранная в соответствии с будущей специальностью, даёт возможность иностранным студентам узнать последние новости в сфере их будущей профессиональной деятельности); единовременное освоение методики перевода и понимание собственных возможностей в плане изучения специальной литературы и доступа к профессиональным навыкам (повышают значимость русского языка в глазах иностранных студентов, а также увеличивают их профессиональный интерес к изучению русского языка). Успешная работа по написанию рефератов, активное участие иностранных студентов в УИРС (олимпиады, конкурсы и викторины по русскому языку, написание письменных работ и т. д.), высокие показатели по итоговому контролю дают возможность говорить о готовности иностранных студентов активно использовать русский язык в профессиональной подготовке.

Реализация программы по формированию профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности является актуализацией их готовности к активному практическому применению русского языка в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности на основе сформированного у них профессионально-ценностного отношения к изучению русского языка.

По результатам проведённого анализа было установлено, что у большинства иностранных студентов проявляется ответственное отношение к образовательной деятельности, отмечается высокий уровень активности на занятиях по русскому языку; студенты-иностранцы систематически и регулярно выполняют учебные задания, владеют коммуникативными умениями, знают профессиональную терминологию, объективно и адекватно анализируют выполненную работу, осознанно относятся к своей образовательной деятельности и понимают её значимость в освоении выбранной профессии.

Формирование профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе при изучении ими русского языка позволило выделить педагогические условия, способствующие его эффективности.

Для успешного формирования профессионально-ценностного отношения у студентов-иностранцев к образовательной деятельности в вузе в ходе изучения ими русского языка были выделены необходимые педагогические условия: организационно-педагогические (направленные на выявление уровня готовности иностранных студентов к образовательной деятельности и обеспечение эффективной организации образовательного процесса в вузе): дифференциация студентов по степени владения русским языком и готовности к образовательной деятельности в вузе; разработка программ и содержания образования иностранных студентов с учетом профессиональной направленности; обеспечение доступа иностранных студентов к образовательным ресурсам; организация учебного процесса на принципах личностно-ориентированного подхода; профессионально-личностные (направленные на развитие личности иностранных студентов, на формирование профессионально значимых качеств в ходе образовательной деятельности в вузе): адаптация к социокультурной среде учебного заведения; формирование положительной мотивации к образовательной деятельности; выстраивание иерархии профессионально значимых ценностей и определение перспектив профессиональной подготовки в вузе; создание положительного эмоционально-психологического климата на занятиях; действенно-практические (технологические) (ориентирующие образовательный процесс на будущую профессию, на набор эффективных методов, приёмов и средств, необходимых для овладения профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками): вовлечение студентов в активную коммуникативную деятельность на занятиях и во внеаудиторной деятельности; реализация речевых и языковых навыков в ситуации межкультурной коммуникации; овладение иностранцами навыками профессионального самообразования.

Для подтверждения эффективности реализации предложенной модели нами была проведена работа по анализу результатов эксперимента, главной целью которой было определение сформированности профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в высшем учебном заведении в процессе изучения ими русского языка.

В экспериментальной группе полученные данные свидетельствуют о положительной динамике: в мотивационно-ценностном компоненте высокий уровень профессионально-ценностного отношения еще повысился (с 13% до 74% студентов); в когнитивном высокий уровень изменился с 23% до 81%; в действенно-практическом – с 19% до 70%; в рефлексивном – с 16% до 68%. В контрольной группе уровень сформированности профессионально-ценностного отношения повысился незначительно: в мотивационно-ценностном компоненте высокий уровень повысился с 10% до 16%; в когнитивном на высоком уровне показатели возросли с 26% до 29%; в действенно-практическом – с 11% до 20%; в рефлексивном – с 10% до 28%. По-прежнему сохранился высокий процент результатов, занимающих низкий уровень по всем четырём компонентам (рис. 1, 2, 3, 4).

Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют об эффективности предложенной модели формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в процессе изучения ими русского языка с учётом разработанных педагогических условий.

Динамика сформированности профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе

изучения русского языка

Рис. 1. Динамика мотивационно-ценностного компонента

Рис. 2. Динамика когнитивного компонента

Рис. 3. Динамика действенно-практического компонента

Рис. 4. Динамика рефлексивного критерия

Статистическая проверка достоверности результатов была проведена при помощи t-критерия Стьюдента. С целью определения эмпирического значения t-критерия Стьюдента мы использовали возможности табличного процессора Excel. В качестве значения уровня значимости исследования мы выбрали коэффициент р=0,05. Рассчитав количество степеней свободы по формуле 2 и выбрав для полученного уровня табличное значение Стьюдента (V=2; t табл=4,30), мы получили следующие результаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика t-критериев Стьюдента, подтверждающая достоверность результатов исследования

Компоненты Полученные в результате расчётов значения, t эмп (%) Сравнительная характеристика, подтверждающая достоверность результатов исследования

Мотивационно-

ценностный 4,61 tэмп >tтабл

Когнитивный 4,56 tэмп >tтабл

Действенно-практический 4,93 tэмп >tтабл

Рефлексивный 4,85 tэмп >tтабл

Полученные теоретические и экспериментальные данные позволили нам в заключении сделать вывод о том, что выдвинутые задачи были реализованы, а именно: уточнены сущность и содержание профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка; выявлены критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе; разработана и экспериментально апробирована модель профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе при изучении русского языка; выделены педагогические условия по формированию профессионально-ценностного отношения студентов-иностранцев к образовательной деятельности в учебном заведении в процессе изучения ими русского языка. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности модели формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в ходе изучения русского языка с учётом разработанных педагогических условий.

В то же время проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы и не претендует на окончательное решение, что открывает перспективу для дальнейшего изучения вопросов совершенствования психолого-педагогических условий и методов работы по формированию профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе при изучении ими русского языка.

Основное содержание исследования отражают публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, включённых в перечень ВАК:

1. Леонтьева Э.С. Особенности профессиональной направленности личности иностранных студентов, изучающих русский язык в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 6 (86). – 2010. – С. 120–123.

2. Леонтьева Э.С. Педагогические технологии формирования профессионально-ценностного отношения к образованию у иностранных студентов в процессе изучения русского языка // Ученые записки Курского государственного университета: электронный научный журнал. – 2011. – № 2. – Государственный номер: 0421100068\0065. Доступ: http://www.scientific-notes.ru/index.php?page= 6&new=19.

3. Леонтьева Э.С. Педагогические условия формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 3 (107). – 2012. – С. 115–118.

а также следующие публикации автора:

4. Леонтьева Э.С. О некоторых подходах к проблеме формирования ценностных ориентаций у иностранных студентов // Язык и образование: сб. науч. трудов / под общ. ред. С.В. Лебедевой, М.Н. Ветчиновой; Курск.гос.ун-т. – Курск, 2008. – С. 46–50.

5. Леонтьева Э.С. Проблемы обучения русскому языку иностранных студентов // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей VI Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Ф.Е. Удаловой, В.В. Полукарова, В.В. Бондаренко; Пензенский гос.пед.ун-т. – Пенза, 2008. – С. 233–235.

6. Леонтьева Э.С. Теоретические аспекты межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку иностранных студентов // Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики: сб. материалов конф. / под общ. ред. В.И. Наролиной: в 2-х ч. – Ч. 2. – Курск: КГМУ, 2009. – С. 127–131.


загрузка...