Психологическое сопровождение жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в кризисных ситуациях (21.09.2012)

Автор: Грозная Татьяна Анатольевна

ГРОЗНАЯ Татьяна Анатольевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ образовательных учреждений МВД РОССИИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

19.00.06 – юридическая психология

автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Санкт-Петербург – 2012

Диссертация выполнена в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет МВД России»

Научный руководитель Пряхина Марина Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

Официальные оппоненты

Горьковая Ирина Алексеевна

доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, профессор

Скалин Юрий Евгеньевич

кандидат психологических наук,

государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер Калининградской области», главный врач

Ведущая организация Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МСЧ России

Защита состоится «24» октября 2012 года в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.012.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском университете МВД России по адресу: (198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России.

Автореферат разослан «___» сентября 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 203.012.03 В.Н. Устюжанин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время в правоохранительной системе на первый план выдвигаются вопросы кадровой политики, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки специалистов на этапе обучения в ведомственных вузах. При этом одной из главных задач профессиональной подготовки курсантов является формирование у них таких личностных качеств, которые позволяют сотруднику ОВД успешно выполнять служебные обязанности в повседневных и экстремальных условиях профессиональной деятельности, а также справляться с кризисными ситуациями жизнедеятельности.

Резонансные судебные дела, возбуждённые в отношении сотрудников полиции в последние годы, неоднозначное общественное мнение о «стражах порядка», и, как неизбежный итог, глобальное реформирование системы МВД России, привели к возрастанию требований к личностным, профессиональным, морально-нравственным характеристикам курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

На решение этих важных задач направлены нормативные акты МВД России, регламентирующие отбор, аттестацию, морально-психологическое сопровождение обучающихся в ведомственных вузах (ФЗ № 3-ФЗ «О полиции», приказы МВД России № 770 от 26.09.2006 г., № 80 от 11.02.2010 г., а также № 212 от 09.04.1997 г., № 862 от 30.12.1997 г., № 391 от 25.05.1999 г., № 375 от 02.06.2003 г., письмо ГУК МВД России № 21/13/1640 от 24.06.1996 г., письмо ДКО МВД России № 21/8/4363 от 06.07.2005 г.). Однако в этих документах не рассматриваются на системно-организационном уровне вопросы профилактики профессионального стресса сотрудников ОВД, а это ведет к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий. Текучесть кадров, личностные деформации, снижение удовлетворенности трудом, болезни стрессовой этиологии, неполное и несвоевременное выполнение поставленных задач – все это приводит к снижению эффективности функционирования полиции, как социального института.

Практический опыт психологической службы образовательных учреждений МВД России показывает, что курсанты ведомственных вузов нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на развитие у них стресс-преодолевающего (копинг) поведения. В процессе вузовской подготовки курсанты переживают ряд кризисных ситуаций жизнедеятельности, связанных как с интенсивным физическим и личностным развитием, сопутствующим юношескому возрасту, так и с повышенной напряжённостью учебной и служебной деятельности, необходимостью соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к сотруднику полиции. Неконструктивное преодоление кризисных ситуаций жизнедеятельности отражается не только на личностном развитии курсантов, но и на успешности их адаптации к требованиям системы органов внутренних дел, а также на профессиональном и нравственном становлении будущих офицеров полиции.

Научные исследования показывают, что для преодоления ситуаций различной степени сложности человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), опираясь при этом на копинг-ресурсы (макросоциальные, микросоциальные и личностные). Успешность преодоления кризисных ситуаций жизнедеятельности во многом определяется применением адаптивных, просоциальных копинг-стратегий, которые, в свою очередь, связаны с копинг-ресурсами личности.

В настоящее время в практике работы отделов морально-психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России отсутствуют программы по оказанию помощи курсантам в преодолении кризисных ситуаций жизнедеятельности, выработке у них конструктивных стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения. Необходимость подобной работы, на фоне высоких требований к личностным и профессиональным качествам будущих офицеров, обуславливает тему диссертационного исследования как актуальную в научном, теоретическом и практическом отношении.

Степень научной разработанности темы исследования. Большой научный вклад в теорию кризисов и кризисных ситуаций внесли отечественные и зарубежные учёные А.Г.Абрумова, М.П.Аралова, Р.А.Ахмеров, А.А.Баканова, Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Л.С.Выгодский, С.Гроф и К.Гроф, Р.М.Загайнов, Д.Н.Исаев, Э.Йоманс, И.С.Кон, М.С.Лебединский, А.Н.Леонтьев, С.С.Либих, Б.Ливехуд, И.Г.Малкина-Пых, В.Ю.Меновщиков, В.Н.Мясищев, М.Н.Мясникова, Г.Пэрри, В.Е.Рожнов, Т.М.Титаренко, Е.Н.Туманова, Е.А.Фау, Э.Эриксон, G.Сaplan, М.Moers, S.Spielrein, G.Yacobson и др.

Исследованием стресс-совладающего (копинг) поведения в последние десятилетия активно занимались Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Т.А.Данилова, В.А.Китаев-Смык, Т.Л.Крюкова, И.Б.Лебедев, С.К.Нартова-Бочавер, Н.А.Сирота, С.А.Хазова, В.М.Ялтонский, J.Amirchan, A.Billings, J.Birkimer, C.Carver, S.Folkman, R.Lazarus, R.Moos, K.Nakano, M.Petrosky, M.Scheier, H.Weber и др.

Актуальные проблемы психологического сопровождения учебной и служебной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в 2000-е гг. изучали Д.С.Безносов, Д.А.Волохов, А.Б.Гребенников, Н.В.Гусева, А.М.Иванова, К.Э.Комаров, А.В.Кононов, Т.В.Мальцева, Д.В.Пестриков, И.В.Савельева, А.Н.Сивак, И.Ф.Солдатова, Н.В.Стряпина, В.А.Юренкова и др. Они предложили научно-практические и методические разработки по оказанию разноплановой психологической помощи курсантам, направленные на оптимизацию их учебной и служебной деятельности.

Тем не менее, недостаточная теоретическая исследованность и практическая значимость проблемы психологического сопровождения жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в кризисных ситуациях, разработка программ для курсантов по развитию у них личностных копинг-ресурсов и конструктивных копинг-стратегий определили актуальность темы данного исследования.

В связи с этим основной целью исследования явились: изучение психологических факторов, определяющих копинг-поведение курсантов образовательных учреждений МВД России в кризисных ситуациях, разработка и апробация программы психологического сопровождения их жизнедеятельности в эти периоды.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить специфичные для курсантов образовательных учреждений МВД России кризисные ситуации жизнедеятельности.

2. Изучить особенности копинг-поведения курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе преодоления кризисных ситуаций жизнедеятельности.

3. Определить ведущие личностные ресурсы курсантов образовательных учреждений МВД России, детерминирующие конструктивные стратегии копинг-поведения.

4. Разработать и апробировать на базе отдела морально-психологического обеспечения Санкт-Петербургского университета МВД России программу психологического сопровождения жизнедеятельности курсантов в кризисных ситуациях, оценив её эффективность с помощью статистических методов.

В качестве объекта диссертационного исследования выступили курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России, Воронежского института МВД России и Калининградского ЮИ МВД России, а также студенты гражданских вузов: Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, РГПУ им. А.И.Герцена и Санкт-Петербургской высшей школы экономики. Общая численность выборки составила 400 человек.

Предметом исследования являются психологические факторы, определяющие способы преодоления курсантами образовательных учреждений МВД России кризисных ситуаций жизнедеятельности.


загрузка...