ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДВУЗЕ (21.09.2012)

Автор: Кравченко Александр Викторович

Практическая значимость выполненного исследования обусловлена:

- апробацией и внедрением комплекса средств дидактического обеспечения в процесс информационно-технологической подготовки студентов факультета начальных классов МПГУ.

- участием в разработке информационно-технологической части учебного плана и рабочих программ профиля «Начальное образование и информатика» факультета начальных классов МПГУ.

- участием в разработке планов развития информационно-технологической базы факультета начальных классов и общеуниверситетской кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ.

- опытом применения аудиторно-дистантной формы обучения студентов факультетов начальных классов и технологии и предпринимательства МПГУ на основе сочетания самостоятельной внеаудиторной работы студентов над учебными проектами с коллективными коррекционными консультациями в компьютерном классе.

Полученные результаты используются преподавателями кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ при создании учебных и методических пособий учебных дисциплин, читаемых на факультетах МПГУ: «Информационные технологии в образовании», «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Аудиовизуальные технологии обучения», «Основы мультимедийных технологий», «Технологии учебной мультипликации», «Разработка электронных образовательных ресурсов».

Опытно-экспериментальная база исследования — Московский педагогический государственный университет: факультет начальных классов, факультет технологии и предпринимательства, дефектологический факультет, компьютерные классы и лаборатории кафедры аудиовизуальных технологий обучения. Исследованием охвачено 420 студентов и 7 преподавателей кафедры аудиовизуальных технологий обучения.

Этапы исследования:

I этап (2007–2008 гг.) – поисково-теоретический. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы, посвященной теме исследования, изучалось современное теоретическое и практическое состояние проблемы, разрабатывались теоретические положения, требующие экспериментального подтверждения. Изучалась инновационная практика профессиональной работы высшей школы в аспекте проблемы исследования, определялись теоретические и практические подходы к ее решению.

II этап (2008–2009 гг.) – опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилось изучение состояния информационно-технологической подготовки студентов и сформированности у них ИКТ-компетенций. Параллельно разрабатывался и внедрялся в процесс изучения студентами ИТД комплекс дидактического обеспечения, предлагаемого в исследовании. На этом этапе исследования были выявлены основные требования к разработке и применению дидактического обеспечения процесса изучения студентами ИТД. Моделировалась база дидактического обеспечения и экспериментально апробировалась в практике работы педвуза система подготовки студентов к использованию информационных технологий в структуре семинаров, педпрактики, курсовых и ВКР. Был проведен педагогический эксперимент, апробировались методика проведения лекций, семинарских и лабораторных занятий при изучении цикла информационно-технологический дисциплин.

III этап (2009–2012 гг.) – заключительно-обобщающий. Осуществлялась заключительная обработка и анализ результатов исследования, проверка гипотезы. На этапе результативного эксперимента оценивалась эффективность разработанного комплекса средств дидактического обеспечения с использованием критериев качества знаний по предметам информационно-технологического цикла в педвузе, сформированности у студентов ИКТ-компетенций, мотивации к изучению предметов информационно-технологического цикла. На третьем этапе исследования проводилось подведение итогов и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление результатов исследования в диссертацию.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечена: методологической базой исследования; применением комплекса методов, адекватных его целям и задачам; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных; опорой на системный и личностно-деятельностный подходы, обеспечивающие целевую направленность в решении поставленных задач; возможностью репродукции опытно-экспериментальной работы; личным опытом исследователя.

На защиту выносятся следующие положения:

Условиями оптимизации комплекса средств дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе являются:

организация непрерывного процесса освоения студентами ИКТ в течение всего срока обучения;

организация взаимосвязи процесса освоения студентами ИКТ с изучением профилирующих дисциплин;

ориентация цикла ИТД на подготовку студентов к активной практической деятельности по разработке и внедрению ЭОР в учебный процесс общеобразовательной школы;

совместное использование организационного потенциала аудиторно-дистантной формы обучения и системообразующей функции метода учебного проектирования;

развивающий характер учебной деятельности.

Структурными компонентами и показателями качества дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе являются:

содержание учебных планов и программ, их согласованность и взаимная координация во времени;

непрерывность и преемственность изучения цикла ИТД;

состав и структура комплекса информационно-технологического оснащения цикла ИТД;

формы организации учебного процесса и их взаимосодействие;

методы обучения и системный эффект их совместного применения.

средства информационной поддержки учебного процесса, их многообразие и доступность.

Модель комплекса средств дидактического обеспечения процесса изучения информационно-технологических дисциплин для бакалавриата представляет собой систему форм, методов, средств обучения и содержательного контента, построенную на основе объектно-ориентированного подхода к проектированию сложных систем.

Условиями эффективного достижения уровня информационно-технологической компетентности выпускников педвуза, соответствующего требованиям ФГОС ВПО для гуманитарных специализаций бакалавриата выступают:

организация непрерывного процесса освоения студентами цикла ИТД в течение всего срока обучения;

содержательная преемственность составляющих цикла ИТД;

взаимосвязь процесса освоения студентами ИТД и изучения профилирующих дисциплин;

ориентация цикла ИТД на подготовку студентов к активной практической деятельности по разработке и внедрению ЭОР в учебный процесс общеобразовательной школы;

аудиторно-дистантная форма организации изучения цикла ИТД;

использование метода учебного проектирования в качестве методической основы процесса информационно-технологической подготовки студентов в педвузе;

оптимальный состав средств информационной поддержки изучения цикла ИТД для конкретных условий учебной деятельности, отвечающий основным принципам дидактики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: семинарах и заседаниях кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ; на второй всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатизации. Развитие информационной инфраструктуры, технологий и систем» (Зеленоград, 2008 г.).

Основные научные положения и результаты исследования с достаточной полнотой опубликованы и отражены в статьях общим объемом 1,1 п.л., в том числе в журналах из перечня ВАК РФ 1 п.л.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. В диссертацию включены таблицы - 1 шт., схемы – 3 шт., диаграммы – 6 шт.

Во введении содержится обоснование актуальности исследуемой темы, определяется объект, предмет, цель, задачи и гипотеза; характеризуется методологическая основа исследования, выделяются основные противоречия современного состояния проблемы, оценивается научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки оптимизации информационно-технологической подготовки студентов в педвузе» освещены вопросы эволюции форм и методов применения информационно-технических средств в теории и практике отечественной и зарубежной школ, сделан анализ современных тенденций в решении исследуемой проблемы, теоретически обоснована предлагаемая схема развития организационно-методического и дидактического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов в педвузе.


загрузка...