СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (21.09.2012)

Автор: Баскакова Яна Анатольевна

*Деловые игры *«Домашнее задание»

*Методы арт-терапии

*Методы группового взаимодействия

*Предоставление индивидуальной развивающей обратной связи *Будут сформированы представления о будущей профессиональной деятельности, позитивное и эмоционально-окрашенное отношение к избранной специальности

*Развитие способности к саморефлексии у участников

Социально-профессиональый *Построение новых стратегий и перспектив профессионального роста

*Подведение итогов *Формирование ценностного отношения к будущей профессии, социальному статусу, профессиональной направленности личности, профессионального самосознания *Тренинговое занятие – «Расскажи мне обо мне»

*Психолого-прогностическая игра «Траектория моей профессиональной жизни» *Дискуссия

*Самостоятельная работа

*Рефлексия

*Предоставление индивидуальной развивающей обратной связи *Осмысление жизненного опыта и возможности планирования собственного будущего – личностного и профессионального

На заключительном этапе исследования для выявления показателей эффективности проведенной нами технологии актуализации событийности жизненного пути в процессе профессионально-личностного развития студентов педагогического вуза нами была проведена повторная диагностика, результаты которой показали переход студентов на более высокий уровень профессионально-личностного развития за счет актуализации событийности их жизненного пути, более четкое осмысление приобретенного профессионального опыта, позволяющего идентифицироваться с выбранной профессией, осознание социальной и личностной значимости будущей профессии, значимость событий, которые проходили и проходят на факультете. Также было выявлено переосмысление студентами профессиональных и жизненных ценностей, приобретение позитивного и эмоционально-окрашенного профессионального опыта во время реализации технологии актуализации событийности жизненного пути.

По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что у 65% студентов сформировано позитивное отношение к будущей профессии, учебно-профессиональная и профессиональная мотивация; у 20% студентов отмечено положительное представление о себе как успешном и эффективном профессионале в будущем, о наличии у себя профессионально важных качеств; у 15 % студентов отмечена смена приоритетов принадлежности к социальной группе на выполнение профессиональных обязанностей.

При написании студентами рефлексивного эссе на тему «Как события прошлого повлияли на мои представления о профессиональной деятельности» было выявлено, что смоделированные нами профессионально-значимые в процессе реализации технологии события повлияли на профессиональную направленность студентов, приобретение ими навыков творческой педагогической деятельности, актуализация событийности приобрела для них личностный смысл профессионального роста, сформировалась положительная самооценка, мотивационно-ценностное отношение к будущей профессии и уверенность в своем профессионализме, более чёткое осознание своих возможностей. При анализе эссе также было выявлено, что события (мероприятия), происходящие в вузе, стали основой для познания студентами своих индивидуальных личностных качеств как будущего профессионала, способствовали приобретению личностной и профессиональной мобильности, гибкости и пластичности.

В результате реализации технологии актуализации событийности жизненного пути нами было отмечено, что студенты научились выделять профессиональную направленность этих мероприятий, их значимость для дальнейшего профессионального развития. Актуализация событийности позволила студентам сформировать чёткие представления о будущей профессиональной деятельности, определить собственное направление деятельности с учетом личного интереса к профессиональной деятельности и самостоятельного выбора. В эссе студентами было отмечено, что опыт участия в процессе актуализации событийности стал для них определяющим событием в их профессиональном самоопределении.

Опыт участия в процессе актуализации событийности жизненного пути выразился в желании студентов разработать идентичную технологию для студентов первых курсов, что ими и было проделано.

Это позволяет признать, что выявленные данные не могут быть объяснены случайными причинами, так как являются следствием целенаправленной деятельности.

Полученные данные подтверждают выдвинутые в начале исследования положения гипотезы и доказывают результативность разработанных и реализованных психолого-педагогических условий актуализации событийности жизненного пути в процессе профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов.

Теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам сформулировать общие выводы исследования:

1. Событийность жизненного пути как психолого-педагогический феномен представляет собой сложное личностное образование, которое характеризуется осознанием личностью своего жизненного пути, фазы которого определены событиями, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, накладывающимися на возрастные стадии онтогенеза; развитием самосознания личности, соотносимое с автобиографической памятью, фиксирующей временные особенности событий, развернутых из прошлого – через настоящее – в будущее; осмыслением времени как ценности и автобиографических воспоминаний о прошлом, переживание настоящего и представления о будущем.

2. Ориентация и адаптация к избранной профессии и специальности; профессиональное самоопределение (рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением; осуществляется на базе профессионально-личностных потребностей: накопление личного опыта, событий жизни, автобиографической памятью субъекта); погружение в профессиональную деятельность, осознание себя как субъекта профессии, присвоение важнейших профессиональных ценностей, профессионально-значимых личностных качеств, профессионально-личностное развитие; планирование профессиональной деятельности в перспективном контексте, выстраивание стратегии будущей профессиональной деятельности определяют процесс актуализации событийности жизненного пути в процессе профессионально-личностного развития студентов педагогического вуза.

3. Реализация разработанной психолого-педагогической технологии актуализации событийности жизненного пути предусматривает: информационно-установочный этап, целью которого является формирование установки на актуализацию автобиографических событий, а также приобретение опыта сквозь призму прошлого оценивать свое настоящее и будущее; познавательно-содержательный этап, который направлен на моделирование профессионально-значимых событий (активизацию конструируемых событий), а также проекцию событийности жизненного пути на профессиональную деятельность; социально-профессиональный этап, который предусматривает осмысление жизненного опыта и возможности планирования собственного будущего - личностного и профессионального.

4. Профессионально-личностное развитие студентов педагогического вуза в контексте актуализации событийности жизненного пути обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий: использованием личностно- и практико-ориентированных педагогических технологий, позволяющих посредством актуализации событий жизненного пути выстроить траекторию своего профессионально-личностного развития; реализацией принципов структурности, имманентности, каузальной независимости и взаимоограничения в процессе актуализации событийности жизненного пути личности; наполнением личностным смыслом процесса профессионального развития путем формирования положительной установки на будущую профессиональную деятельность за счет создания положительного эмоционально-окрашенного отношения к происходившим и происходящим событиям; реализацией специально разработанной психолого-педагогической технологии, определяющей цель, задачи, содержание, методическое обеспечение и конечный результат процесса актуализации событийности в профессионально-личностном развитии студентов; осуществлением систематической комплексной диагностики событийности жизненного пути, сопряженной с автобиографической памятью, со способностью к осмыслению своего прошлого и проектированию своего будущего у студентов педагогических вузов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы актуализации событийности в профессионально-личностном развитии студентов педагогического вуза. Наше исследование позволяет определить ближайшие перспективы поиска способов, приемов и средств актуализации событийности жизненного пути в процессе профессионально-личностного развития студентов не педагогических вузов. Дальнейшая научная разработка данных проблем в педагогическом аспекте будет способствовать актуализации событийности в процессе профессионально-личностного развития студентов.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора

Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ:

1. Баскакова Я.А. Студенчество как особый период в жизненном пути личности /Я.А.Баскакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова – 2012. – № 2. – С. 95-97. - 0,25 п.л.

2. Баскакова Я.А. Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен /Я.А.Баскакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова – 2012. – № 3. – С. 123-126. – 0,3 п.л.

3. Баскакова Я.А. К проблеме исследования взаимосвязи автобиографических воспоминаний с представлениями о собственном будущем у студентов / Я.А.Баскакова // Перспективы науки. – 2011. – № 10 (25). – С. 357 – 359. – 0,25 п.л.

Научные статьи и материалы научных конференций

4. Баскакова Я.А. Теоретические подходы к изучению автобиографической памяти / Я.А.Баскакова // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы: материалы X-ой международной, научно-практической конференции. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. – 448 с. – C. 192-194. – 0, 2 п.л.

5. Баскакова Я.А. Специфика представлений о собственном будущем у современной студенческой молодежи / Я.А.Баскакова // Современные вопросы науки и образования – XXI век: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 29 февраля 2012г.: в 7 частях. Часть 2; Мин. образования и науки Российской Федерации. – Тамбов: Изд-во ТРОО « Бизнес-Наука-Общество», 2012. – 164 с. – С 19-20. – 0, 1п.л.

6. Баскакова Я.А. К вопросу о специфике автобиографической памяти /Я.А.Баскакова // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 40. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2012. – 198 с. – С. 102 – 104. – 0,2 п.л.

7. Баскакова Я.А. Студенчество как особая социальная группа /Я.А.Баскакова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’2012: сборник научных трудов № 3 (12). – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. – 345. – С 65-67 – 0, 2 п.л.

8. Баскакова Я.А. Жизненный путь личности как предмет психолого-педагогического исследования / Я.А.Баскакова // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 39. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2011. – 204 с. – С. 94 – 96. – 0,2 п.л.

9. Баскакова Я.А. Профессионально-личностное развитие студентов / Я.А.Баскакова //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 38. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2011. – 118 с. – С. 72 – 74. – 0,2 п.л.

10. Мироненко (Баскакова) Я.А. Событийность жизненного пути как предмет теоретического исследования / Я.А.Мироненко (Баскакова)// Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 36. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2010. – 238 с. – С. 81 – 82. – 0, 1п.л.

11. Мироненко (Баскакова) Я.А. Личностное и профессиональное развитие студентов в процессе профессиональной подготовки / Я.А.Мироненко (Баскакова) // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 35. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2010. – 180 с. – С. 56 – 58. – 0,2 п.л.


загрузка...