СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (21.09.2012)

Автор: Баскакова Яна Анатольевна

БАСКАКОВА Яна Анатольевна

СОБЫТИЙНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального

образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2012

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии

факультета педагогики и психологии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

Леванова Елена Александровна

Официальные оппоненты:

Куприянов Борис Викторович

доктор педагогических наук, профессор,

ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,

кафедра теории и истории педагогики, профессор кафедры

Субочева Марина Львовна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»,

кафедра профессионального обучения, доцент кафедры

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Защита состоится «25» октября 2012 г. в 15.30 на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1., стр.1

Автореферат разослан «____» сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков Владимир Андреевич ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Студенчество как социальный институт играет огромную роль в развитии любого современного общества. В этот период молодые люди, начавшие своё профессиональное становление, с одной стороны, обладают достаточно развитой автобиографической памятью, некоторым жизненным опытом, сформированностью способности к осмыслению своего прошлого, и, вместе с тем, все более актуализируется потребность в проектировании своего будущего, определения жизненных планов, целей своей профессиональной деятельности, что в целом определяет образ жизни в будущем. Студенчество ориентировано на освоение профессиональных ролей и видов социальной активности. Определяя перспективы своего жизненного пути, студенты простраивают свою жизненную стратегию, представляющую собой непосредственное планирование и продумывание определенной последовательности действий, приводящих к реализации жизненного плана.

Жизненный путь личности – это последовательность определенных хронологических событий и ситуаций, каждый из которых оказывает влияние на человека. Поэтому жизненным путем личности является индивидуальная история ее развития, складывающаяся под влиянием определенных событий, имеющих ярко выраженную субъективную характеристику.

Анализ научных исследований в области педагогики и психологии показал, что феномен событийности весьма сопряжен со временем как важным аспектом самосознания человека. Время – это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм и темп, ее периодизация. Время осознается как ценность и наполняется глубоким значимым содержанием. Переживание времени, по сути, переживание жизни. Человек, осознавая себя в этом мире, имеет определенные воспоминания о событиях в прошлом, переживает настоящее и представляет будущее. То есть, в сознании личности время отражено, по крайней мере, в трех направлениях: прошлое, настоящее и будущее.

Мы согласны, что традиция троичного толкования времени рядоположена иным трактовкам, таким как цикличная (М.Элиаде) и цикличное развитие по спирали (эволюционные идеи). События прошлого, настоящего и будущего являются частями «психологического поля в данный момент времени» (К.Левин), которое включает в себе нынешнее положение индивида, его представления о собственном прошлом и будущем (желания, страхи, мечты, планы и надежды). Прошлое и будущее в совокупности составляют «временную перспективу».

Не вызывает сомнения то, что механизмом, осуществляющим регуляцию времени, является сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, то есть способность обозрения человеком течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего в сознании человека (В.И.Ковалев).

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понимание событийности жизненного пути, автобиографических воспоминаний, временных факторов крайне важно для профессионально-личностного развития студентов педагогического вуза.

Различные аспекты данной проблемы отражены в целом ряде фундаментальных работ в области философии, социологии, психологии, педагогики.

Теоретико-методологические, психолого-педагогические и организационно-содержательные концепты современного профессионального – личностного образования заложены в трудах Ю.К.Бабанского, С.Я. Батышева, В.Л.Васильева, А.Г.Гостева, А.Я. Данилюка, Ю.М.Забродина, Э.Ф. Зеера, Е.А.Климова, В.С.Леднева, А.В.Мудрика, А.Я.Найна, А.М.Новикова, В.А.Полякова, Е.В.Романова, А.М.Сергеева, В.А.Сластенина и др.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов исследуется в работах A.M.Арсеньева, Р.М.Асадуллина, Е.П.Белозерцева, Н.И.Болдырева, Г.А.Бордовского, Ф.Н.Гоноболина, К.М.Дурай-Новаковой, B.C.Ильина, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, И.А.Колесниковой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Kyлюткинa, Б.В.Куприянова, Е.А.Левановой, M.М.Левиной, Н.Д.Левитова, Н.Е.Мажара, А.И.Мищенко, Л.С.Подымовой, В.К.Розова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, М.Л.Субочевой, Г.С.Сухобской, Л.Ф.Спирина, И.Г.Шамсутдиновой, Е.Н.Шиянова, А.И.Щербакова и др.


загрузка...