СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ РЕГИОНА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ УНИВЕРСУМЕ: ИДЕНТИЧНО-ИМИДЖЕВЫЙ ДИСКУРС (21.09.2012)

Автор: ЗОЛИНА Галина Дмитриевна

Полная смена или радикальная реконструкция менталитета нации, народа, страны означает, в сущности, их исчезновение с карты мира в связи с полной утратой ключевого для них социально-культурного субстрата – идентичности гражданской общности. Менталитет нации, народа, страны и, соответственно, социального (национального) индивида, группы, слоя, класса, составляющих структуру современного общества, можно лишь частично с большой осторожностью подправлять или корректировать – сообразно меняющимся жизненным обстоятельствам в конкретно-исторических условиях при обязательном сохранении его ценностно-смыслового ядра.

Общественное мнение как социальный институт с духовно-властными нормами и функциями имеет прямое отношение к глубинному имиджу гражданской общности, что позволяет фундировать его с процессом идентификации. Эта сторона общественного мнения, работающая на формирование глубинного имиджа социально-политической общности, должна закладываться в комплекс информационно-коммуникативных мероприятий на стадии медиапланирования. Системность, непрерывность, постепенность, последовательность, результативность – эти принципы, реализуемые в ходе осуществления комбинированной социальной и медиакоммуникативной политики, позволяют информационно наполнять каждый элемент структуры имиджа в достаточной мере, причём в сочетании с другими его элементами без риска образования даже временных лакун.

Общественное мнение как многослойный субстрат массового сознания существует:

а) в скрытом виде, если оно не включается в публичную сферу с помощью средств массовой информации, но находит, тем не менее, возможности самовыражения в межличностных и групповых формах общения и каналах коммуникации, причём часто в непродуктивном виде, на уровне всевозможных слухов и сплетен;

б) в открытом виде, если оно включается в сферу публичного обращения современной прессой, превращающей его в важнейший элемент системы социального управления при соблюдении в повседневной жизни общности закона информационно-стратификационного баланса.

Основным критерием соблюдения этого закона является примерное, или однопорядковое, пропорциональное соответствие удельного веса социальной группы в составе населения и оказываемого ей объёма газетного, радийного, телевизионного внимания в адресных публикациях, программах, передачах (в %), что позволяет социологическим путём вычислить индекс информационного равенства (неравенства) и составить информационно-представительскую карту регионального социума. При несоблюдении этого закона в социуме возникают, согласно концепции М.В. Шкондина, разрывы в информационном пространстве и, как следствие, проблемы медийного неравенства, или разноформатного доступа граждан к источникам информации и средствам массовой коммуникации.

Информационная избыточность у одних групп и слоёв населения и информационная недостаточность у других, индуцируемая массмедийными средствами и их учредителями (владельцами), исключает возможность перевода общественного мнения из скрытого вида в открытый аналог, так как большая часть этого социального феномена в конкретной его части остаётся вне публичной сферы духовного обращения. По этой причине в атмосфере региональной общности неизбежно возникает дефицит идущей снизу, от массы, дополнительной креативной энергетики для реализации социальных проектов, идущих сверху, от элиты. В этой связи информационное неравенство в социально-политической общности необходимо упреждать на этапе медиапланирования, исключая в принципе разделение потенциальных производителей информации среди элиты и массы на заведомых лидеров и аутсайдеров общественного мнения.

В третьем параграфе «Социальная политика в региональной публичной сфере: принципы и механизмы массмедийного продвижения» выявляются особенности информационно-коммуникационного сопровождения основных векторов социального развития региональной общности в контексте достижения ею ментальной идентичности и глубинного имиджа.

Устойчивость развития регионального сообщества граждан выражается прежде всего в уровне социального их самочувствия, который зависит от эффективности социальной политики, осуществляемой властными структурами и общественными институтами в периметре административно-территориальной единицы. Этому процессу способствуют средства массовой информации, которые стремятся медиакоммуникативными методами и приёмами преодолеть существующий в нашей стране в массовом сознании стереотип скептического отношения к качеству оказываемых услуг и профессионализму работников социальной сферы – в том числе, и в силу природного пуританства российского человека (в противовес эпикуреизму западного человека). В настоящее время основная проблема заключается в недостаточном публичном позиционировании достижений, результатов и новшеств социальной сферы, движимой проектами сверху (от власти), инициативами снизу (от народа) и дискурсами «сбоку» (от прессы), которые в повседневной общественно-государственной практике интегрируются в одно системно-программное целое под названием «социальная политика».

Новое для гуманитарной науки определение понятия «социальная политика», предлагаемое диссертантом, в комплексе учитывает динамические, статические, диффузионные, синергетические её особенности: это – система целей, задач, направлений, средств, результатов в процессе реализации потребностей общества и интересов государства в области социального положения и социального самочувствия населения страны, региона, муниципального образования. Основным измерителем эффективности социальной политики является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в качестве интегрального показателя с усреднённым значением трёх обобщённых индикаторов – ожидаемой продолжительности жизни (долголетия) граждан, достигнутого порога образования и грамотности взрослых людей, реального уровня жизни (ВВП на душу населения в денежных единицах).

В современных условиях социальная политика априорно связывается с социальным государством, которое по Конституции РФ обязано заниматься не только сохранением собственной территории, но и сбережением своего населения. На пересечении функций социального государства и свойств социальной политики образуется феномен государственной социальной политики. Она трактуется как действия государства в социальной сфере, преследующие определённые цели, соотнесённые с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплённые необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определённые этапные социальные результаты (дефиниция Б.В. Ракитского). Государству помогают проводить социальную политику массмедиа, которые, формируя глубинный имидж региона, отбирают в качестве информационного повода факты, события, явления повседневной жизни, отвечающие профильным запросам его населения.

Эффективность государственной социальной политики в большой степени обусловливается умением властных структур всех ступеней уп-равленческой лестницы быстро реагировать на возникшую в социальной сфере проблему и повышать готовность обсудить пути её решения в ходе диалога с жителями региона. Для этого власть с помощью федеральных, региональных и муниципальных массмедиа прибегает к конструктивным способностям общественного мнения, переходящего с их помощью из скрытой (непубличной) формы в открытый (публичный) аналог.

В Заключении обобщаются полученные теоретические результаты, раскрывается их инновационно-концептуальная значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, намечаются пути последующей разработки выбранного автором круга научных проблем, даются рекомендации для экстраполяции исследовательских результатов на социальную практику.

В частности, обосновывается теоретическая и прикладная необходимость:

а) применения впервые полученных теоретических знаний о метахарактеристиках социально-политической общности: ментальной идентичности и глубинном имидже, – а также об идеологических и технологических инновациях в универсуме информационной политики с целью оптимизации происходящего в России процесса внутренней модернизации и адекватного ответа на вызовы современности в условиях внешней глобализации;

б) использования доказанных научных положений о диверсификации рабочих модулей социальной политики и информационной политики для повышения эффективности совместной работы власти и прессы в части непрерывного воспроизводства уникальных социокультурных программ и масштабных инновационных проектов, предлагаемых к реализации с целью всемерного улучшения качества жизни граждан.

Основные выводы и положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

В рецензируемых научных журналах и изданиях:

1. Золина, Г.Д. Инструментальный подход к формированию имиджа региона в СМИ / Г.Д. Золина / Теоретическая и прикладная семантика. Парадигматика и синтагматика языковых единиц // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. – Ростов н/Д, 2006. – С. 46-50 (0,4 п.л.).

2. Золина, Г.Д. Бизнес-регион как составляющая имиджа Краснодарского края / Г.Д. Золина // Вестник Воронежского гос. ун-та. – 2007. – № 3 (42). – С. 28-34 (0,4 п.л.).

3. Золина, Г.Д. Политический текст как инструмент менеджмента / Г.Д. Золина // Вестник Пятигорского гос. лингвист. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 174-177 (0,6 п.л.).

4. Золина, Г.Д. Социальный имидж региона / Г.Д. Золина // Культурная жизнь Юга России [Краснодар]. – № 4 (33). – 2009. – С. 25-29 (0,6 п.л.).

5. Золина, Г.Д. Языковые и жанровые особенности политического текста / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – 2009. – № 4. – С. 51-57 (0,5 п.л.).

6. Золина, Г.Д. Коммуникативные формы воздействия в информационной войне (материалы СМИ периода грузино-югоосетинского конфликта) / Г.Д. Золина // Вестник Моск. гос. ун-та. Серия «Журналистика». – 2009. – № 5. – С. 42-54 (0,8 п.л.).

7. Золина, Г.Д. Теоретико-методологические основы исследования государственной информационной политики / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». – 2010. – № 1. – С. 80-87 (0,5 п.л.).

8. Золина, Г.Д. Регион в поиске идентичности / Г.Д. Золина // Государственная служба. – 2011. – № 4 (июль-август). – С. 98-100 (0,4 п.л.).

9. Золина, Г.Д. Концепты идентичности и имиджа региона как социальной общности / Г.Д. Золина // Социология власти. – 2011. – № 6. – С. 136-143 (0,5 п.л.).

10. Золина, Г.Д. Массмедиа и имидж региона / Г.Д. Золина // Социум и власть [Челябинск]. – 2012. – № 2. – С. 85-92 (0,5 п.л.).

Монографии:

11. Золина, Г.Д. Имидж региона в системе социальной и информационной политики / Г.Д. Золина. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2011. – 138 с. (9,6 п.л.).

12. Золина, Г.Д. Информационная политика в публичной сфере региона / Г.Д. Золина. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2012. – 112 с. (7,1 п.л.).

Публикации в иных научных журналах и сборниках:

13.Золина, Г.Д. Регион как объект политической имиджелогии / Г.Д. Золина // Журналистика: Информационное пространство. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007. – № 3 (33). – С. 56-61 (0,4 п.л.).

14.Золина, Г.Д. Эффективность СМИ в формировании имиджа региона / Г.Д. Золина // Журналистика: Информационное пространство. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007. № 3 (33). – С. 53-56 (0,3 п.л.).

15.Золина, Г.Д. Политический аспект формирования имиджа региона в СМИ / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2008. – С. 285-288 (0,3 п.л.).

16. Золина, Г.Д. Образ региона в российском информационном пространстве / Г.Д. Золина / СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Журналистика в 2007 году». – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2008. – С. 25-26 (0,1 п.л.).

17. Золина, Г.Д. Социально-экономическая составляющая имиджа региона как предмет научного исследования / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2009. – С. 257-260 (0,2 п.л.).

18. Золина, Г.Д. Позиционирование социального статуса региона / Г.Д. Золина / Медийные стратегии современного мира. Материалы Четвёртой Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2010. – С. 319-321 (0,2 п.л.).

19. Золина, Г.Д. Роль СМИ в период модернизации государственного управления / Г.Д. Золина / Инновационные технологии в средствах массовых коммуникаций: Сб. статей. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2010. – С. 14-20 (0,3 п.л.).

20. Золина, Г.Д. Имидж региона как инструмент управления / Г.Д. Золина / Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения. – СПб.: Роза мира, 2010. – С. 123-125 (0,2 п.л.).


загрузка...