Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона: принципы работы автора середины – второй половины XVII века (21.09.2009)

Автор: Севастьянова Светлана Климентьевна

Севастьянова Светлана Климентьевна

Литературно-публицистическое наследие патриарха Никона:

принципы работы автора середины – второй половины XVII века

Специальность 10.01.01 – русская литература

(филологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Новосибирск

Работа выполнена в секторе литературоведения

Института филологии Сибирского отделения РАН

Научный консультант:

член-корр. РАН Ромодановская Елена Константиновна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Вознесенский Андрей Владимирович

доктор филологических наук Панич Тамара Васильевна

доктор филологических наук Успенский Борис Андреевич

Ведущая организация:

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Защита состоится «22» декабря 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212. 173. 03 по присуждению ученой степени доктора филологических наук в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «____» ноября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук Е.Ю. Булыгина

Общая характеристика работы

Патриарх Никон оставил заметный след в истории и культуре России XVII века. Его имя, как правило, связывается с проведением церковных реформ, возвращением к вопросу о соотношении церковной и светской властей, книжной справой и изданием «новопечатных» книг. Интерес к его личности не ослабевает уже более 300 лет. Шестому всероссийскому патриарху принадлежит интересное литературно-публицистическое наследие: обширный эпистолярий, духовно-назидательные и полемические сочинения.

Эпистолярий Никона представлен разными типами писем к современникам: официальными грамотами к настоятелям находящихся во власти новгородского митрополита и патриарха Никона монастырей, посланиями к русским митрополитам и представителям восточной Церкви, дружескими письмами и полемическими посланиями царю Алексею Михайловичу, утешительными письмами к заключенным под стражу грекам и другу боярину Н.А. Зюзину; «отписками» и другими приказными документами, составленными Никоном по его «делу» и судебным тяжбам; окружными посланиями митрополита и патриарха Никона 1650-х годов, два из которых – об основании Крестного онежского монастыря и о моровом поветрии, изданы на московском Печатном дворе; поучением священному чину и причетникам 1654 года.

Патриарх Никон известен и как автор духовно-назидательных сочинений - «Наставления царю», завещания-устава для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; в рукописной традиции именем патриарха подписан текст разрешительной молитвы. Плодом литературной деятельности московского владыки является «Слово богополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», которое вошло в состав сборника «Рай мысленный», напечатанного в типографии Иверского Валдайского монастыря (28.X.1658). При участии патриарха Никона были составлены предисловия к книгам «Служебник» (М., 1655) и «Скрижаль» (М., 1655-1656); «вопрошение» Никона к восточным патриархам о крестном знамении вошло в состав печатной «Скрижали».

Особое место в письменном наследии патриарха Никона занимает «Возражение» на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы на них газского митрополита Паисия Лигарида, составленное в традиции прения. В этом сложном полемическом и богословском сочинении изложена система воззрений патриарха Никона о соотношении церковной и светской властей, его религиозно-богословская система. «Возражение» требует специального исследования и рамках настоящей работы привлекается в качестве образца авторского стиля и использования Никоном полемических приемов и способов его работы.

Несмотря на довольно широкий круг сочинений, составленных патриархом Никоном и при его участии, вопросы исследования письменного наследия патриарха Никона – книжника и писателя, изучения принципов его работы с авторским текстом до сих пор в литературоведении не ставились.

Проблема методов работы древнерусского автора - одна из ведущих в литературоведческих исследованиях (М.И. Сухомлинов, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, В.М. Живов и др.), которая ставится и рассматривается на примере творчества конкретных писателей и книжников Древней Руси (И.П. Еремин, Н.В. Понырко, Е.Л. Конявская и др.), XVI века (Я.С Лурье, Д.М. Буланин, В.В. Калугин, А.В. Каравашкин, Л.И. Журова и др.); при исследовании творчества писателей и книжников «переходного» XVII века (Н.С. Демкова, А.М. Панченко, Е.К. Ромодановская, Н.М. Герасимова, Л.И. Сазонова, Л.В. Титова, М.А. Федотова, О.С. Сапожникова, Т.В. Панич, А.В. Шунков и др.). Многие современники патриарха Никона, книжники и писатели XVII века, давно привлекают внимание литературоведов. Достаточно полно исследована литературная и книжная деятельность идеологов раннего старообрядчества – протопопа Аввакума, дьякона Федора; монастырских книжников и царя Алексея Михайловича; патриархов Иосифа и Иоакима, архиереев Афанасия Холмогорского, Димитрия Ростовского, сибирских – Нектария и Симеона, грекофилов – писателей патриаршего круга и их идейных противников – «западников». На этом фоне крупная историческая фигура патриарха Никона – книжника и писателя – «белое пятно». Именно поэтому проблему творчества Никона, работавшего в условиях взаимодействия традиции и новизны, в период зарождения новой культурной модели внутри традиционной культуры я исследую на примере литературно-публицистического наследия патриарха Никона.

Материалами исследования являются рукописные источники: около ста сочинений патриарха Никона, общий объем которых составляет почти 30 а.л. в современном исчислении.

Из всего обширного эпистолярного наследия владыки выбраны те его сочинения, в которых, на мой взгляд, особенно ярко проявилась авторская манера повествования Никона, его принципы работы, раскрылась творческая лаборатория Никона-публициста, обнаружились подходы к «Возражению», способы выражения взглядов владыки на актуальные вопросы современности. Эпистолярий включает сочинения Никона, связанные с разными этапами его епископского служения: во-первых, – это переписка с царем Алексеем Михайловичем («отписки» новгородского митрополита, дружеские письма патриарха, публицистические послания опального владыки из Воскресенского монастыря и челобитные ссыльного иерарха из Ферапонтова монастыря); во-вторых, – это переписка с греками (сторонниками: Саввой Дмитриевым и иконийским митрополитом Афанасием – и оппонентами: газским митрополитом Паисием Лигаридом и восточными патриархами). Многие письма Никона царю Алексею Михайловичу сохранились в автографах патриарха, единичных писцовых списках, современных автору, переписка с греками представлена в нескольких списках XVII-XIX веков. В научный оборот мной введены челобитные патриарха Никона царю из Ферапонтова монастыря, обоснована датировка всех исследуемых писем и посланий Никона современникам, проведена текстологическая работа с ранее неизвестными списками эпистолярных сочинений патриарха: переписки Никона с митрополитом Афанасием Иконийским и Саввой Дмитриевым (5 списков), послания патриарха к газскому митрополиту Паисию Лигариду (13 списков), «перехваченной грамоты» Никона константинопольскому патриарху Дионисию (23 списка), другим вселенским патриархам (по 2 списка грамот патриархам иерусалимскому Нектарию, александрийскому Паисию и антиохийскому Макарию, 3 списка грамоты константинопольскому патриарху Парфению). Охарактеризована работа справщиков при передаче содержания и стиля посланий патриарха Никона представителям греческой Церкви во время переводов их с греческого языка на русский.

К духовно-назидательным сочинениям Никона отнесены в диссертации четыре памятника: «Наставление царю» и завещание-устав для братии Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сохранившиеся в единичных списках и введенные мной в научный оборот, а также окружные послания патриарха Никона пастве об основании Крестного монастыря (Грамота о Крестном монастыре) и моровой язве. Именно потому, что окружные послания принадлежат к особому в Древней Руси жанру – окружным грамотам, которые хотя и связаны с эпистолярной традицией, но в большей степени тяготеют к жанру проповеди, пастырского поучения (устным, письменным и печатным назидательным словом), в рамках которого можно было излагать собственные идеи и программы, окружные послания Никона отнесены мной в разряд его духовно-назидательных сочинений. Другие сочинения, авторство Никона которых и участие патриарха в составлении которых, на мой взгляд, пока сомнительно и требует специального исследования (предисловия в печатных книгах, молитвы, «Слово… о создании монастыря…», «Вопрошение», окружное послание митрополита и поучение священному чину), остались за границей диссертационного исследования.

К анализу привлечены и рукописные труды книжников XVII-XVIII веков, составивших свои сочинения на основе авторских текстов патриарха Никона. Принципы работы патриарха Никона с традиционными источниками были сохранены неизвестным старообрядческим автором начала XVIII века, который на основе Грамоты патриарха Никона о Крестном монастыре составил сочинение в виде выписок о христианском Кресте. Литературно-публицистические способы выражения Никоном его взглядов на проблему разделения духовной и светской властей, использованные в автобиографическом рассказе патриарха о видении парящего по воздуху царского венца в составе послания Алексею Михайловичу 1661 года, ярко проявились при сравнении рассказа о видении со «Сказанием» о видении Никона, составленном в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в конце XVII века.

Учитывая то, что многие сочинения патриарха Никона представляют собой живой отклик публициста на актуальные вопросы современности и написаны для доказательства собственной правоты в религиозно-богословских и обрядовых аспектах, в качестве материалов исследования были использованы издания московского Печатного двора («Скрижаль», Евангелия учительное и толковое, «Кириллова книга», «Книга о вере», минеи праздничная и служебная), литература церковная литургического характера (служебники, триоди), а также кодексы церковного («Эпанагога», «Алфавитная Синтагма», «Кормчая») и светского законодательства («Соборное уложение» 1649 года).

Кроме того, для выявления литературных подобий и образцов, на которые ориентировался патриарх Никон, особенностей его литературной деятельности на фоне конфликта традиционных и новаторских тенденций в литературе «переходной» поры мной привлекались сочинения русских публицистов, писателей и книжников XVI-XVII веков (Иосифа Волоцкого, патриархов Иосифа и Иоакима), византийских писателей (Григория Синаита, аввы Дорофея, епископа Фессалоникийского Симеона) и отцов Церкви (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова).

Обоснование темы исследования. До сих пор основным источником биографических сведений о московском патриархе служит «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси» – житийная повесть, составленная в 80-е годы XVII века вскоре после кончины Никона его клириком Иваном Корнилиевичем Шушериным-Рипатовым и впервые изданная в 1784 году. Иподиакон повествовал о многих событиях и истинных мотивах поступков своего духовного наставника, чем создавал основу для понимания нравственного облика Никона. Близкий патриарху человек свидетельствовал о том, что Никон был глубоко начитан в Священном Писании и святых отцах и проповедь священного слова составляла одно из важных направлений его архипастырской деятельности. Возможно, поэтому статьи о Никоне – ярком проповеднике и толкователе Священного Писания вошли в первые справочники о российских писателях, в которых особо подчеркивался книжный характер образованности шестого всероссийского патриарха.

В науке о патриархе Никоне конца XVIII – начала XXI века историки выделяют несколько периодов, каждый из которых характеризуется своим уровнем источниковой базы и методами ее разработки. Именно историки опубликовали большую часть эпистолярного наследия патриарха. Отдельные письма Никона современникам изданы в составе документов, собранных Археографической комиссией, в собраниях российских законодательных актов архимандритами Аполлосом (Алексеевским), Леонидом (Кавелиным), Досифеем (Немчиновым), Лаврентием; послания патриарха Никона царю Алексею Михайловичу разных лет напечатаны Ф.И. Буслаевым, И.В. Ламанским, Н.А. Гиббенетом, Г.В. Штендманом, Я.Л. Барсковым, М.Н. Тихомировым.

Публикации архивных документов о Никоне стали поворотным этапом в открытии огромного эпистолярного наследия патриарха и предоставили ученым материалы для изучения рукописного наследия патриарха, осмысления и анализа его взглядов, идей, поступков.


загрузка...