Индивидуальное правовое регулирование (теоретико-правовой анализ) (21.09.2009)

Автор: Минникес Илья Анисимович

В российской юридической науке высказана идея о нормативной и индивидуальной форме способов правового регулирования, о существовании индивидуальных запретов, дозволений и позитивных обязываний, которые носят строго поднормативный характер (С.С. Алексеев).

В развитие этого положения под способами индивидуального правового регулирования предлагается понимать основные пути правового воздействия на общественные отношения в индивидуальном порядке, существующие в виде индивидуальных запретов, индивидуальных обязываний и индивидуальных дозволений. По сути, речь идет о том, что когда запрет, дозволение или обязанность сформулированы не на нормативном уровне, а в форме индивидуального предписания, адресованного конкретному лицу, они преобразуются в индивидуальный запрет, индивидуальное обязывание или индивидуальное дозволение.

На основе анализа действующего законодательства и практики его применения индивидуальные запреты, обязывания и дозволения можно разделить на следующие виды: конкретные, вариативные и условные.

В первом случае индивидуальное предписание, основанное на одном из названных способов правового регулирования, сформулировано четко, однозначно, адресовано конкретному лицу (лицам), вариант поведения строго задан и никакие отклонения от него не допускаются.

Во втором случае отличие состоит в том, что индивидуальное предписание предусматривает несколько вариантов поведения в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

В третьем случае индивидуальное предписание, содержащее индивидуальный запрет, индивидуальное обязывание или индивидуальное дозволение, начинает действовать после наступления условия, предусмотренного в норме права или самом индивидуальном предписании.

Метод индивидуального правового регулирования – это совокупность правовых средств, приемов и способов воздействия на общественные отношения в индивидуальном порядке, сообразуясь с особенностями ситуации и самого субъекта.

При диспозитивном методе наиболее зримо проявляется потенциал таких видов индивидуального правового регулирования, как автономное и договорное (координационное) регулирование. Императивный метод правового регулирования более присущ субординационному (правоприменительному) индивидуальному правовому регулированию.

Все сказанное о методах правового регулирования в аспекте индивидуального правового регулирования во многом можно отнести и к типам правового регулирования.

Тип индивидуального правового регулирования – это сочетание способов индивидуального правового регулирования в зависимости от их целевой направленности.

При общедозволительном типе правового регулирования всецело проявляется потенциал автономного, договорного и в определенной мере субординационного индивидуального правового регулирования. При разрешительном типе правового регулирования на первый план выдвигается субординационное регулирование, однако и другие виды индивидуального правового регулирования также играют свою роль.

В пятом параграфе «Правовые средства индивидуального правового регулирования» отмечается, что категория «правовые средства» уже была объектом пристального внимания специалистов в юридической науке. Но в большинстве исследований речь главным образом идет о средствах нормативного правового регулирования. Проблеме средств индивидуального правового регулирования внимания уделялось значительно меньше.

Правовые средства индивидуального правового регулирования предлагается разделить на следующие группы.

Первая группа – индивидуальные средства. Это основная группа, к которой относятся средства, характерные именно для индивидуального правового регулирования.

Вторая группа – это нормативно-индивидуальные средства. В этом случае в нормативную форму облечены результаты индивидуального регулирования. Существование нормативно-индивидуальных средств правового регулирования позволяет выделить еще один вид правового регулирования – нормативно-индивидуальное регулирование.

Третья группа – это нормативные средства, которые в собственном смысле слова не являются средствами индивидуального правового регулирования, но выступают основой для его осуществления.

Отдавая должное другим средствам правового регулирования, следует признать, что основным средством индивидуального правового регулирования является индивидуальный правовой акт.

Глава 2 «Виды индивидуального правового регулирования» содержит четыре параграфа.

В первом параграфе «Виды индивидуального правового регулирования: проблема классификации» показаны основные подходы к проблеме классификации видов индивидуального правового регулирования. Из предлагаемых в российской юридической науке точек зрения, наиболее последовательной представляется классификация (Т.В. Кашанина, А.Ф. Черданцев), согласно которой выделяются следующие виды индивидуального правового регулирования: автономное, договорное (координационное) и субординационное (правоприменительное) индивидуальное правовое регулирование.

Диссертантом предлагаются и собственные классификации видов индивидуального правового регулирования.

В зависимости от степени централизованности следует выделять:

а) децентрализованное индивидуальное правовое регулирование, которое основано на равенстве или правовой автономности субъектов и является преобладающим видом индивидуального правового регулирования. К данному виду относятся автономное и договорное (координационное) индивидуальное правовое регулирование;

Децентрализованное индивидуальное правовое регулирование многие исследователи считают единственно возможным видом индивидуального правового регулирования (например, Т.В. Кашанина). Однако, думается, что децентрализация отражает лишь одну сторону индивидуального правового регулирования;

б) централизованное индивидуальное правовое регулирование, которое основано на отношениях власти и подчинения. К данному виду относится субординационное (правоприменительное) индивидуальное правовое регулирование.

В пользу централизованного индивидуального правового регулирования можно выдвинуть следующие аргументы:

– во–первых, степень централизации зависит от метода правового регулирования, и метод субординации, наряду с методом координации, присущ индивидуальному правовому регулированию;

– во–вторых, централизованное индивидуальное правовое регулирование имеет место тогда, когда оно осуществляется на основе императивных норм в отношении конкретных лиц или ситуаций.

Кроме того, возможна и такая классификация, как индивидуальное правовое регулирование в частном праве и индивидуальное правовое регулирование в публичном праве.

Если исследования в этой области применительно к частному праву уже проводились (В.Р. Шарифуллин), то проблема индивидуального правового регулирования в публичном праве еще ждет своих исследователей.

К качестве наиболее перспективных направлений таких исследований, думается, можно предложить следующие:

– субординация в индивидуальном правовом регулировании;

– публичные институты как субъекты индивидуального правового регулирования;

– индивидуальные правовые акты в публичном праве;

– процедура индивидуального правового регулирования в публичном праве;

– проблема индивидуального правового регулирования при применении мер правового принуждения в отраслях публичного права

Возможны и иные классификации видов индивидуального правового регулирования.

Во втором параграфе «Децентрализованное индивидуальное правовое регулирование» анализируются такие виды индивидуального правового регулирования как автономное и договорное (координационное)

Для автономного индивидуального правового регулирования характерны следующие черты:

– во–первых, оно осуществляется путем совершения правомерных односторонних действий;

– во–вторых, оно не зависит от волеизъявления других лиц;


загрузка...