Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза (21.09.2009)

Автор: Карпова Ольга Леонидовна

Первый этап (2003-2004) – поисково-констатирующий. Определялась методологическая база исследования, выявлялись теоретические и социально-педагогические предпосылки самообразовательной деятельности студентов; изучалось состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике, как нашей страны, так и стран ближнего и дальнего зарубежья; выявлялись ключевые позиции исследования, его понятийно-категориальный аппарат; разрабатывалась концепция самообразовательной деятельности студентов. В этот период были выявлены противоречия, определена проблема исследования, сформулированы в первоначальном виде цель, объект, предмет, научная гипотеза и задачи исследования.

На данном этапе использовался комплекс методов исследования. Осуществлялось изучение научной литературы по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент с применением методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности студентов; изучались нормативно-законодательные и инструктивно-методические документы Российской Федерации о высшем педагогическом образовании, учебно-программная документация по теме исследования. Обработка результатов констатирующего эксперимента сопровождалась применением методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, статистической обработки.

Второй этап (2004-2006) – экспериментально-формирующий. Был посвящён разработке и апробации концепции самообразования студентов на основе системного и интегративно-развивающего подходов; определены границы исследования рамками гуманитарных факультетов, осуществлялась экспериментальная проверка прогностической модели самообразовательной деятельности; внедрялись педагогические условия содействия самообразованию студентов; определялись уровни и критерии готовности студентов к самообразовательной деятельности. На основании соответствующих разработок осуществлён переход к формирующему этапу педагогического эксперимента.

Реализовывались следующие методы исследования. Осуществлялся анализ научной литературы в области системного и интегративно-развивающего подходов, составляющих методологические основы изыскания. В ходе теоретического исследования применялись эвристические методы, моделирование. Проводился педагогический эксперимент с использованием методов педагогической диагностики самообразовательной деятельности студентов. С целью выявления потребностей обучающихся к самообразованию применялись методы наблюдения, беседы, анкетирования. При анализе данных, полученных эмпирическим путём, были задействованы методы математической статистики.

Третий этап (2006-2008) – экспериментально-аналитический. Он включал обобщение и анализ полученных результатов исследования; происходило уточнение и корректировка концептуальных подходов и идей, проверялась достоверность полученных выводов; разрабатывались и внедрялись в практику авторские научно-методические рекомендации; подвергалась количественной и качественной обработке полученная информация и оформлялся текст диссертации.

На третьем этапе преобладали такие методы исследования. Помимо методов, указанных на предыдущем этапе исследования, применялись методы педагогической экспертизы. В процессе окончательного оформления работы основная роль отводилась теоретическим методам осмысления полученных результатов, синтезу и индукции.

Четвёртый этап (2008-2009) – контрольно-обобщающий. Дано описание результатов исследования. Уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов, аргументировались принципы и условия использования прогностической модели самообразовательной деятельности студентов вуза. Проведено теоретическое обобщение результатов, что нашло отражение в ряде публикаций.

Для четвёртого этапа наиболее характерны методы системного анализа, синтеза и обобщения. Оценивание гипотезы осуществлено с применением метода экспертных оценок.

Методы исследования применялись адекватно поставленным на том или ином этапе задачам исследования. При их использовании были учтены известные в педагогике, социологии, психологии требования, обеспечивающие их валидность. В целом исследование базировалось на едином методологическом основании – системном анализе предмета. В силу непротиворечивости мы согласовали его использование с положениями интегративно-развивающего подхода на всех этапах исследовательской работы. Полученные результаты научно обоснованы и соотнесены с достижениями педагогики в областях, связанных с предметом нашего исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы использованы для прогнозирования, подтверждения и корректировки теоретических положений, полученных в изыскании.

По теме смежной с данным исследованием, под руководством соискателя была успешно защищена кандидатская диссертация.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Разработана педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза, основными положениями которой являются следующие:

а) ключевая идея, состоящая в содействии развитию самообразовательной деятельности студентов в системе опережающего обучения на основе интегративно-развивающего подхода. Доказано, что педагогическое содействие развитию самообразовательной деятельности эффективно осуществляется на опережающей основе обучения и связано с развитием: потенциала личности к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению; умений обновлять и использовать знания в прогностическом, инновационном режиме;

б) интегративно-развивающий подход, представляющий особую форму познавательной и практической деятельности, позволяющую реализовать идеи интеграции и развития в системе подготовки студентов к самообразовательной деятельности;

в) закономерности развития самообразовательной деятельности:

– рефлексивно-образовательная среда как основа самообучения позволяет сформировать у студентов устойчивую, адекватную самооценку;

– самообразовательная деятельность зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса;

– развитые умения совмещать процедуры нахождения, отбора и преобразования информации на основе электронных образовательных ресурсов расширяют возможности самообразовательной деятельности.

г) принципы: общеметодологические (системность, целостность, интегративность и развитие); дидактические (проблемности, креативности, рефлексивности, технологичности).

2. Разработана прогностическая модель самообразовательной деятельности студентов, представляющая взаимосвязь теоретико-методологической базы и компонентов процесса организации самообразовательной деятельности как социально-педагогической среды: цель, содержание, технология, критерии и условия обеспечения целостности исследуемого феномена.

3. Определены критериальные основания социально-педагогического мониторинга, позволяющего диагностировать состояние педагогического процесса и уровня развития личности студента, его профессиональной направленности.

4. Выявленный методический комплекс изучения и оценки результатов развития самообразовательной деятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования

Основные результаты работы расширяют, углубляют и конкретизируют современную теорию самообразования. Тем самым ряд положений исследования вносят определённый вклад в комплексное изучение проблемы развития самообразовательной деятельности студентов вуза: концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов на основе интегративно-развивающего подхода; прогностическая модель самообразовательной деятельности, отражающая целостный педагогический процесс, интегрирующая цель, содержание, личностно-активизирующую технологию, показатели и условия её результативности; комплекс педагогических условий содействия самообразовательной деятельности обучающихся вуза; авторские трактовки терминов «педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза», «структура самообразовательной деятельности», «педагогическое содействие самообразованию студентов», «рефлексивно-образовательная среда».

Практическая значимость исследования

1. Реализовано программно-методическое сопровождение развития самообразовательной деятельности студентов, представленного авторскими программами, учебно-методическими пособиями, методическими рекомендациями («Теория и методика профессионального самообразования», «Проблемы интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов», «История педагогики и образования», «Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении курса «Педагогика», «Организация опытно-экспериментальной работы и понятийный аппарат исследования»).

2. Обоснованные уровни и критерии позволяют оценить степень готовности студентов к самообразовательной деятельности.

3. Материал исследования может быть использован как для подготовки оригинального учебного курса, так и для включения его в дидактическое обеспечение подготовки специалистов социально-экономических и физкультурных специализаций.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Концепция самообразовательной деятельности студентов, сущностным ядром которой являются:

а) ключевая идея, состоящая в содействии развитию самообразовательной деятельности студентов в системе опережающего обучения на основе интегративно-развивающего подхода. Исходя из этого, подготовка студента к непрерывному профессиональному самообразованию и самосовершенствованию на опережающей основе обучения рассматривается как приоритетная задача вуза;

б) интегративно-развивающий подход, представляющий особую форму познавательной и практической деятельности, позволяющую реализовать идеи интеграции и развития в системе подготовки студентов к самообразовательной деятельности;

в) устойчиво повторяющиеся связи между составными частями процесса самообразовательной деятельности:

– рефлексивно-образовательная среда как основа самообучения позволяет сформировать у студентов устойчивую, адекватную самооценку;

– самообразовательная деятельность зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса;

– развитые умения совмещать процедуры нахождения, отбора и преобразования информации на основе электронных образовательных ресурсов расширяют возможности самообразовательной деятельности.

г) принципы: общеметодологические (системность, целостность, интегративность и развитие); дидактические (проблемности, креативности, рефлексивности, технологичности).

2. Методический комплекс изучения и оценки результатов, выявленный в исследовании, является эффективным для развития самообразовательной деятельности студентов.

3. Прогностическая модель самообразовательной деятельности отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, содержание, личностно-активизирующую технологию, показатели и условия её результативности.

4. Эффективность реализации процесса самообразовательной деятельности обеспечивается комплексом педагогических условий:


загрузка...