Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза (21.09.2009)

Автор: Карпова Ольга Леонидовна

КАРПОВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ

РАЗВИТИЮ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Челябинск 2009

Работа выполнена в научно-образовательном Центре профессиональной

подготовки кадров Федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Уральский

государственный университет физической культуры»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Назарова Ольга Леонидовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Сиротин Олег Александрович;

доктор педагогических наук, профессор

Кеспиков Вадей Николаевич;

доктор педагогических наук, профессор

Литвак Римма Алексеевна

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Защита состоится 10 декабря 2009 года в 10-00 часов, в конференц-зале на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещён на сайте университета: www.uralgufk.ac.ru.

Автореферат разослан «____» ноября 2009 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор А.М. Кузьмин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы и темы исследования. Общественное развитие на современном этапе характеризуется чрезвычайно сложными процессами, приводящими к глубинным качественным изменениям, затрагивающим все сферы жизнедеятельности человека. Информационная модель образования, преобладающая в подготовке специалистов приводит к отрывочности представлений в их сознании: приобретая в высшем учебном заведении систему знаний и умений, обучающиеся зачастую не в силах самостоятельно соотнести их с индивидуальными особенностями, затрудняются в выборе способов самостоятельной деятельности.

В условиях глобализации, интеграции и усложнения социальной деятельности, быстрого и постоянного обновления технологий человек может успешно функционировать только в том случае, если он будет обладать определёнными ценностными ориентациями, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития, социальную мобильность, созидательную личностную позицию и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.

Основную ответственность за целенаправленное формирование таких качеств и способностей несёт образование, что кардинально меняет его роль и место в современном обществе, выдвигая в ряд важнейших социальных институтов. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к образованию, суть которых определяется тем, что сами по себе знания, на передачу которых ориентирована традиционная парадигма образования, сложившаяся на предшествующем – индустриальном этапе развития общества, утрачивают свою центральную значимость в обучении. Более актуальным становится формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство.

Перед высшей школой ставится задача подготовки специалиста широкого профиля, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания через научно-практическую деятельность. В связи с этим, становится актуальной проблемой – формирование у студентов готовности к непрерывному самообразованию.


загрузка...