Развитие природопользования в Восточной Сибири (1946-1991 гг.) (21.09.2009)

Автор: Гайдин Сергей Тихонович

Существенный экономический и экологический ущерб обусловило строительство гидроэнергетических станций в Восточной Сибири, без которых было невозможно создание энергоёмких производств и обустройство жизни населения в урбанистическом варианте. Экономия средств на строительстве ГЭС в Восточной Сибири по сравнению с гидростроительством в европейской части страны привела к утрате плодородных земель, охотничьих угодий, рыбохозяйственного значения водоемов, древесины, которая ушла под затопление, появлению климатологических изменений и негативному влиянию на здоровье людей.

Причинами отрицательного воздействия всех построенных в рассматриваемый период промышленных предприятий было то, что их строительство начиналось без утвержденных проектов и четкого представления о возможных последствиях. А в утвержденных проектных документах долгое время из-за нехватки необходимых специалистов отсутствовала проработка их экологической составляющей. Закупленные за рубежом технологии и оборудование устаревали ко времени использования на предприятиях региона. Это приводило к отставанию промышленности Восточной Сибири от уровня развитых стран, в том числе и по экологическим параметрам, на десять–пятнадцать и более лет.

Волевые решения по размещению промышленных предприятий на тяготевших к источникам энергии территориях привели к высокой концентрации промышленного производства и угрозе здоровью проживающего населения. Не сразу удалось преодолеть отношение к строительству очистных сооружений на промышленных предприятиях как к делу второстепенного характера. Причинами промышленного загрязнения окружающей человека природной среды являлись нарушения технологической дисциплины, связанные с высокой текучестью кадров и недостаточной их подготовкой. От промышленных выбросов в воздушный и водный бассейны страдали жители территорий, оказавшихся в сфере воздействия этих выбросов. Вода многих рек оказалась непригодной не только для питьевого, но и для технического водоснабжения.

В условиях перестройки достоянием общества стали сведения о радиоактивном загрязнении в Восточной Сибири, которое происходило из-за развития атомной промышленности, испытаний атомного оружия, проведения подземных ядерных взрывов в геофизических целях. Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывали аварии техногенного характера. В диссертации приведены данные о масштабах загрязнения окружающей человека природной среды городов и их последствиях для здоровья населения. Они сведены в таблицы, расположенные в приложении.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подходы к освоению природных ресурсов региона и выбранные для этого технологии привели к серьезным экологическим последствиям. На протяжении рассматриваемого периода не удалось обеспечить приемлемого баланса экономических и экологических интересов при развитии его производительных сил. Это дает основание квалифицировать природопользование в регионе как нерациональное. Деятельность по минимизации и устранению экологических последствий отставала от темпов нарастания экологических проблем.

Пятая глава «Участие населения Восточной Сибири в решении экологических проблем» содержит два параграфа. В первом параграфе «Формы проявления природоохранной активности населения в 1946–1986 гг.» определены основные формы участия общественности в решении экологических проблем, раскрыты особенности деятельности Всероссийского общества охраны природы.

В нем показано, что до середины 50-х гг., когда в Восточной Сибири началось создание отделений Всероссийского общества охраны природы (ВООП), здесь уже проводилась работа по воспитанию у населения любви к природе своей малой родины. В ней были задействованы возможности средств массовой информации, художественной и научной литературы, кино, живописи, музеев. Практиковались многодневные экскурсии школьников по родному краю. Делалось это, скорее всего, в целях воспитания патриотизма, но, вместе с тем, это было вкладом в формирование экологической культуры населения. Нужно признать, что в официальной пропаганде того периода делался акцент на подготовку людей к роли «преобразователей природы во благо человека и общества». Природоохранная деятельность населения в послевоенный период заключалась в создании обществ любителей природы по интересам, участии в озеленении и благоустройстве населенных пунктов, закладке садов и лесополос, в попытках влиять на решение проблем охраны природы и рационального использования природных ресурсов через предложения, направляемые в редакции газет.

Активное формирование районных, городских отделений ВООП, создание его первичных организаций пришлось на время после принятия в

1960 г. Закона «Об охране природы в РСФСР». Одной из сложных проблем, с которой столкнулось руководство общества в тот период, оказалась проблема вовлечения населения в его ряды. На протяжении всего рассматриваемого периода основным источником пополнения общества было принятие в него в качестве коллективных членов школ, техникумов, высших учебных заведений, учреждений, организаций. Вопрос об их членстве решался на уровне руководства, а новоявленные члены ВООП зачастую не подозревали об этом.

Столкнувшись с проблемой вовлечения в общество взрослого населения, особенно работников промышленности, советы региональных отделений ВООП вынуждены были обращаться за помощью к партийным и советским органам. Были случаи, когда созданием первичных организаций ВООП на предприятиях занимались непосредственно парткомы и партбюро. С конца 60-х гг. к работе по росту рядов общества охраны природы были подключены профсоюзные и комсомольские организации региона. Эти меры позволили увеличить число работников промышленности и лесного хозяйства в составе ВООП. В середине 70-х гг., после обязательного включения экологических разделов в народнохозяйственные планы предприятий, их дирекция стала охотнее откликаться на предложения о создании первичных организаций ВООП.

В 50–60-е гг. под контролем партийных органов Восточной Сибири были сформированы руководящие органы региональных отделений ВООП. Партийные и советские органы рассматривали эти отделения как инструмент для организации природоохранной деятельности населения и привлекали их к проверке выполнения природоохранного законодательства, состояния природоохранной работы, подготовке рекомендаций по решению экологических проблем и проектов своих постановлений по вопросам природопользования.

Многие руководители и члены региональных, городских, районных советов, комитетов, комиссий, секций советов ВООП, как правило, являлись руководителями или сотрудниками государственных органов и служб, связанных с решением проблем природопользования. В силу служебного положения они имели доступ к необходимой информации и административные возможности для привлечения к работе возглавляемых ими коллективов. Таким образом, их общественная работа являлась сегментом служебной и профессиональной деятельности. В диссертационном исследовании проанализированы основные направления и формы деятельности руководящих структур общества охраны природы. Необходимо подчеркнуть, что отделения ВООП развернули целенаправленную работу по экологическому воспитанию населения. В этой работе они сотрудничали с отделениями общества «Знание», комитетами ВЛКСМ, редакциями средств массовой информации, музеями. Формой природоохранного образования взрослого населения в Восточной Сибири стали народные университеты охраны природы.

Сложнее обстояло дело с вовлечением членов первичных организаций общества в конкретную природоохранную работу. На многих предприятиях для этого использовалось проведение совместных акций с Всесоюзным обществом изобретателей и рационализаторов через объявления конкурсов на лучшее предложение по решению конкретных экологических проблем. Рядовых членов общества также вовлекали в акции всероссийского характера. Часть членов первичных организаций являлась общественными инспекторами по охране природы и участвовала в работе постов по охране вод, паспортизации водоемов и проведению проверок на предприятиях.

Однако дирекция предприятий допускала деятельность первичных организаций настолько, насколько она не противоречила отраслевым интересам и представлениям конкретных руководителей. Работа первичных организаций общества была активизирована после создания на предприятиях общественно-технических комитетов. Компромисс между дирекцией и руководством первичных организаций ВООП был найден за счет назначения руководителями общественно-технических комитетов главных специалистов предприятий и превращения комитетов в инструмент проведения технической политики руководства предприятий.

Поэтому единственным, по настоящему массовым мероприятием природоохранного характера являлось участие членов первичных организаций общества в работах по озеленению, благоустройству и наведению санитарного порядка на территории предприятий в их санитарно-защитной и жилой зоне. Но участники этих работ, как правило, отождествляли себя с трудовыми коллективами, а не с членством в ВООП.

Анализ деятельности региональных отделений Всероссийского общества охраны природы позволяет сделать вывод о систематической плодотворной работе значительной части руководящего состава советов, комитетов, комиссий, секций. Однако за многие годы работы отделений так и не удалось найти эффективных форм вовлечения в природоохранную деятельность большинства его членов.

Во втором параграфе «Особенности природоохранной деятельности населения в годы перестройки» рассмотрены особенности участия общественности в решении экологических проблем в условиях перестройки.

Одной из причин роста общественной активности населения стала его озабоченность судьбой родных и близких в связи с получением доступа к закрытой ранее информации об экологической ситуации и её влиянии на здоровье людей. Достоянием гласности её делали средства массовой информации. Сопровождаемая комментариями ученых медиков, специалистов системы здравоохранения, она вызывала обеспокоенность, страх и возмущение действиями властей. Газеты периода перестройки стали выполнять роль информационно-организационных систем, осуществлявших поиск недоступной ранее для общества информации, доведение её до населения, организацию общественных дискуссий по решению накопившихся экологических проблем. Общественный резонанс также вызывали работы кинодокументалистов, фотохудожников, публицистов, деятелей искусства.

Оказавшись в ситуации, когда очевидной стала неспособность властей решать экологические проблемы, люди стали выбирать для себя собственную линию поведения к их решению. На смену определенным партийными органами формам деятельности пришли формы, обусловленные личными интересами и проблемами. Часть населения сделала выбор в пользу приобретения знаний, позволявших обеспечивать свои жизненные потребности за счет садоводства, огородничества, использования лекарственных растений дикой природы. Эти люди посещали народные университеты охраны природы, которые, в отличие от прежних университетов, были больше похожи на клубы по интересам. Развитие в рассматриваемый период получили и университеты, которые, как и в предыдущий период, создавались региональными отделениями ВООП. Потребность населения в достоверной информации и совместных действиях привела к организации в Восточной Сибири кинолекториев, созданию Домов природы и музеев нового типа, которые превращались в центры экологического воспитания и организации природоохранной работы.

Часть населения связывала свои надежды на решение экологических проблем с усилением роли советов народных депутатов и избрания в них людей, ответственных перед обществом. В диссертации сделан обзор предвыборных программ многих кандидатов в народные депутаты и показана их конкретная деятельность после избрания. Несмотря на некоторые отличия в подходах депутатов к решению вышеназванных проблем, все они выступали за изменение взаимоотношений между центром и регионами и введение регионального хозрасчета.

Одной из форм проявления общественной активности в годы перестройки стало добровольное участие населения в природоохранной деятельности по очистке малых рек, зон отдыха, участие в проведении Дня Земли. Однако эти акции объединяли лишь небольшую часть населения региона.

Более распространенной формой проявления природоохранной активности стало участие общественности в работе создаваемых в тот период общественных экологических организаций. В диссертации дана характеристика общественных организаций всесоюзного и российского характера. В Восточной Сибири создавались как филиалы этих организаций, так и самостоятельные общественные организации городского и регионального уровня. Наибольшее их количество было создано в Байкальском регионе. Для налаживания связей с общественностью экологические организации всех уровней по возможности начинали выпуск своих периодических изданий. Определенное развитие в регионе получили протестные формы природоохранной активности. В диссертационном исследовании выявлены формы протестных действий и показано их влияние на органы власти.

В новой политической ситуации партийные и советские органы региона не могли игнорировать настроения большинства населения и поэтому не только выносили проекты своих решений по экологическим проблемам на общественное обсуждение, но и нередко использовали его возросшую активность для ограничения амбиций министерств и ведомств. Наряду с критическими замечаниями, жалобами, требованиями отдельные граждане и целые коллективы предлагали через средства массовой информации собственные варианты решения этих проблем.

Однако в самом конце рассматриваемого периода экологическое движение в Восточной Сибири уже прошло пик своего развития, после которого началось снижение интереса населения к его деятельности. Отказ средств массовой информации от функций посредника между населением и органами власти привело к снижению спроса на периодические издания и, в свою очередь, падению их влияния на население. Для большинства людей в условиях ухудшающейся экономической и социальной ситуации на первый план вышла проблема обеспечения своих минимальных жизненных потребностей.

В Заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны основные выводы и обобщения.

В результате решения поставленных в диссертации задач автор пришел к ряду выводов, которые выносятся на защиту.

1. Показаны основные направления развития природопользования. К ним относились: переход от использования отдельных видов природных ресурсов к развитию отраслей, определявших место Восточно-Сибирского экономического района в общесоюзном разделении труда; развитие промышленности Восточной Сибири на основе хозяйственного освоения новых районов и вовлечения в оборот их природных ресурсов; создание мощной энергетической базы и развитие энергоёмких производств; формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов как экономически эффективных и экологически целесообразных форм организации промышленного производства.

Особенностью природопользования являлось развитие промышленности в районах, прилегавших к Транссибирской магистрали, другим транспортным коммуникациям, в южной части Ангаро-Енисейского региона с благоприятными природно-климатическими условиями, высокой водообеспеченностью, наличием промышленных площадок.

Проблемами, сдерживающими формирование рационального природопользования, являлись: а) отсутствие целенаправленной государственной политики по его организации; б) преобладание отраслевого подхода к освоению природных ресурсов; в) наличие сложных природно-климатических условий на большей части территории Восточной Сибири и высокая уязвимость экологических систем региона; г) невозможность оперативной корректировки природопользования из-за отсутствия достоверной информации об экологических последствиях промышленного развития.

2. Охарактеризовано формирование системы научного обеспечения рационального природопользования, в которую вошли академические, отраслевые проектные, научно-исследовательские институты, учреждения высшего профессионального образования, научные подразделения промышленных предприятий. Деятельность различных научных учреждений была направлена на изучение природных ресурсов, разработку рекомендаций по развитию производительных сил Восточной Сибири, создание технологий, обеспечивающих рациональное использование сырья и охрану окружающей человека природной среды.

Разработка и реализация программы «Комплексное освоение природных ресурсов Сибири» дала возможность повысить координацию работы научных учреждений в решении проблем рационального природопользования, что позволило получить весомые научные результаты. Однако из-за экстенсивного развития экономики, отраслевого подхода к освоению природных ресурсов и их использования на безвозмездной основе не удалось создать эффективную систему внедрения научных разработок.

3. Основными причинами деятельности по рациональному использованию природных ресурсов в промышленности Восточной Сибири являлись: а) увеличение их потерь по мере нарастания объемов добычи и переработки; б) необходимость снижения себестоимости продукции и повышения эффективности производства; в) ориентация на переход от экстенсивного к интенсивному пути развития экономики.

Организация работы по рациональному использованию природных ресурсов обеспечивалась через совершенствование хозяйственного механизма, развитие нормативной базы, вовлечение коллективов промышленных предприятий во всесоюзные акции и повседневную деятельность по экономии воды, снижению потерь сырья, что обеспечивало не только экономический, но и экологический эффект. Мотивацию для участия производственных коллективов в этой работе создавало применение дирекцией предприятий, партийными и профсоюзными организациями принципов морального и материального стимулирования.

В период перестройки практиковалось создание совместных с иностранными фирмами предприятий по глубокой переработке природного сырья и использование возможностей кооперативной формы организации производства. Исследование показало, что в рассматриваемый период в Восточной Сибири удалось повысить степень использования природного сырья, но не удалось создать систему взаимоувязанного решения экономических и экологических проблем.

4. Выявлены основные направления защиты окружающей человека природной среды промышленных городов, которые складывались поэтапно и включали в себя: а) работы по очистке, благоустройству и озеленению жилой зоны населенных пунктов; б) развитие коммунального хозяйства, проведение электрификации железнодорожного и городского пассажирского транспорта; в) принятие мер по снижению влияния автомобильного транспорта на состояние воздушного бассейна; г) оснащение источников промышленных и хозяйственно-бытовых выбросов очистными сооружениями и установками; д) формирование промышленных узлов с едиными инженерными системами;

е) создание санитарно-защитных зон промышленных предприятий и зеленых зон населенных пунктов.

Способами организации природоохранной работы являлись разработка и реализация планов развития коммунального хозяйства, генеральных планов развития населенных пунктов, планов социально-экономического развития предприятий и территорий, пятилетних планов по решению экологических проблем, ставших обязательными с 1975 г. На завершающем этапе перестройки местные органы советской власти стали строить природоохранную работу на основе проведения экологических экспертиз, взимания компенсационных штрафов с предприятий, создания экологических фондов, необходимых для финансирования наиболее важных направлений деятельности.

Несмотря на значительный объем проделанной работы по охране воздушного и водного бассейна городов, в регионе не удалось преодолеть тенденцию к ухудшению экологической ситуации.

5. Показана деятельность по созданию региональной системы природопользования в бассейне Байкала. Она обеспечивалось через принятие высшим руководством страны адресных постановлений, которые разрабатывались с учетом анализа предыдущей деятельности и рекомендаций ученых. К этой деятельности были привлечены партийные, советские, хозяйственные органы региона, коллективы научных учреждений, промышленных предприятий, региональные отделения Всероссийского общества охраны природы.

В бассейне Байкала была создана зона особого природопользования, определены особо охраняемые природные территории, организована система государственного контроля за состоянием природных ресурсов и окружающей человека природной среды. Благодаря осуществлению широкого комплекса мер удалось добиться определенных результатов в деле рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов, принять решение о перепрофилировании БЦБК и начать подготовку к включению Байкала в перечень мирового природного наследия. Новыми факторами воздействия на органы власти в период перестройки стало развитие массового Байкальского экологического движения и налаживание международного сотрудничества в решении байкальской проблемы.


загрузка...