Отрасль «физическая культура» в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения (21.09.2009)

Автор: Эбзеев Мурат Магометович

общих знаний о труде, представлений о самореализации в профессии, типах карьеры и видах профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

умений анализировать структуру и конъюнктуру рынка профессионального труда в сфере физической культуры;

умений анализировать направления и потребности в повышении квалификации;

????и????????????????сиональных ценностей, идеалов, нравственных основ профессиональной карьеры.

Важнейшим направлением в аспекте реализации стратегии подготовки к профессиональной карьере является осознание процесса обучения как начального этапа ее реализации (овладение профессиональными и психологическими технологиями, техникой самомаркетинга; формирование профессионального мышления и нравственных принципов, реализуемых в карьерном продвижении).

В содержание процесса подготовки работников отрасли «физическая культура» целесообразно включение материала, обеспечивающего понимание студентами причин появления профессиональных кризисов, проявляющихся в 23 - 25 лет (кризис профессионального роста), в 30-33 года (кризис профессиональной карьеры), в 38-42 года (кризис социально - профессиональной самоактуализации), в 55-60 лет (кризис угасания профессиональной деятельности), в 65-70 лет (кризис социально -психологической адекватности), и методики обеспечения готовности к их преодолению .

Следует устранить недостаточную информированность выпускников высших учебных заведений физической культуры о направлениях карьерного развития в профессии, о своем профессиональном потенциале, несформированность навыков карьерного продвижения в профессии, несформированность профессиональной самоидентификации и профессиональной мобильности и других факторов, отрицательно влияющих на профессиональное становление будущих работников отрасли «физическая культура» и выявленных в ходе констатирующего эксперимента.

В процессе изучения практики организации процесса подготовки специалистов по физической культуре были выявлены некоторые проблемы, не реализующиеся в ходе учебного процесса. Для устранения выявленных несоответствий содержание учебной программы дополнено учебными предметами: «Введение в специальность» (1 семестр); «Профессиональное самоопределение и его роль в жизни человека (2 семестр)» «Проектирование собственной карьеры (6 семестр); «Самодиагностика и карьерный рост специалиста физической культуры и спорта (7 семестр).

Еще одним важным направлением изменения содержания подготовки специалистов для отрасли «физическая культура» является изучение «регионализации» как принципа деятельности отрасли и «регионализации» как принципа организации процесса физического воспитания.

Существующая система профессиональной подготовки предполагает введение этнографического, историко-культурного, духовно-регионального опыта конкретной территории в содержание и организацию регионального образования. Однако подобный подход не может обеспечить полноценную конкуренцию и противодействие тенденции глобализации. Регионализация высшего образования должна быть признана важнейшим принципом национальной системы образования, призванной обеспечить целый комплекс функций в структурах основных сфер общественной жизни. Это относится к учету потребностей региона в подготовке специалистов той или иной профессии, к оперативному реагированию на общественные и регионально-национальные вопросы, к обеспечению связей институтов образования с другими институтами общества, к созданию межрегиональной кооперации в образовательной, научной и культурной сферах.

Но в области физического воспитания реализация принципа имеет и стратегическое значение. Из определения понятия «профессиональная подготовка» (совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии) вытекает тот факт, что содержание образования в процессе профессиональной подготовки определяется задачами, содержанием, условиями и другими особенностями будущей профессиональной деятельности. То есть содержание профессиональной подготовки в соответствии с принципом профилизации определяется возможностью формирования системы педагогического воздействия, учитывающей особенности ученика. Данная позиция в отношении физического воспитания теоретически выдержана быть не может, если специалист не будет владеть технологией учета регионально и национально детерминируемых свойств личности человека и его биологических особенностей развития.

При подготовке специалистов по физической культуре потенциал региональной среды должен использоваться:

для формирования цели, задач, ориентации процесса обучения, то есть как фактор реализации цели профессиональной и личностной подготовки;

как фактор достижения профессиональных задач.

На основе анализа работ ученых по исследуемой проблеме, рассматривая ее в контексте современных проблем высшего образования и опираясь на основные положения и принципы законодательных документов, и согласно методологии построения теории в образовании, представляется целесообразным выделить следующие принципы определения содержания национально-регионального компонента обучения в вузе:

приоритета федерального компонента перед региональным в стратегии реализации целей и задач физического воспитания и образования;

приоритета регионального компонента перед федеральным в определении методики, организации и содержания физического воспитания;

реализации функции образования по формированию личностной физической культуры, культуры здоровья, экономической культуры на основе изучения и анализа региональных и национальных особенностей жизнедеятельности, традиций и мировоззрения людей;

системности решения совокупности регионально - и федерально - значимых задач физического воспитания и образования в области физической культуры.

Выделенные принципы должны выступать в органическом единстве,

образуя целостную концепцию процесса реализации регионального компонента содержания образования.

Основой их является принцип обеспечения единства российского образовательного и физкультурно-спортивного пространства, а все остальные принципы выступают в той последовательности, которая согласовывается с ним.

Формирующий эксперимент предусматривал разработку модели интеграции регионального и федерального компонентов содержания образования, включая его целевые, содержательные, процедурные и организационно-управленческие характеристики, для формирования педагогических умений и компетентностей будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Экономические умения, знания, навыки и способности в первую очередь отражаются на организационной деятельности в отрасли «физическая культура», на ее становлении и развитии. Однако, существующая система подготовки рассматривает

экономическую компетентность только на исполнительском уровне системы (учителя, преподаватели, тренеры, организаторы физической культуры), а не на уровне организаторской, обеспечивающей уровень эффективности деятельности первого направления профессиональной деятельности.

В результате констатирующего эксперимента выявлено:

наличие нереализованной потребности в области экономической профессиональной подготовки и переподготовки работников сферы физической культуры;

существенное улучшение экономической составляющей профессиональной подготовки студентов вузов, по сравнению со специалистами, уже работающими в сфере, с одной стороны, и нереализованность множества задач экономической подготовки будущих специалистов, с другой;

непонимание экономической политики государства в области физической культуры и спорта многими будущими специалистами и еще большим количеством уже работающих учителей физической культуры, преподавателей и тренеров.

Изложенное выше позволяет утверждать, что все содержание специального образования в области физической культуры и спорта должно быть разработано с позиций широкого понимания экономической компетентности, включающей знания из разнообразных сфер жизнедеятельности человека, необходимые для формирования умений и навыков осуществления собственной экономической деятельности.

Становление экономической компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту должно происходить следующие этапы.

Первый этап - экономическая подготовка студентов, передача им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономический защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.

Второй этап - углубленная подготовка по направлениям специальной финансово-экономической сферы деятельности.

Третий этап – профессиональная подготовка по экономическим специализациям в области и отрасли физической культуры и спорта.

Широта спектра деятельности специалиста по физической культуре и спорту в новых социально-экономических условиях, востребованность менеджеров практикой в этой области, проявление повышенного интереса у выпускников школ и вуза обусловливает необходимость подготовки студентов вузов физической культуры к профессиональной деятельности как менеджера.

Действующий государственный образовательный стандарт предполагает решение задачи формирования профессионального экономического мышления за счет изучения предметов «экономика», «менеджмент и экономика физической культуры». Сопоставление содержания образовательных программ и требований по подготовке в области экономики позволил выделить ряд тем, которые являются обязательными для «реализации задач, но которые отсутствуют в содержании изучаемых предметов. Они составили основу специального курса «Экономическая составляющая профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту».

Часть 3. Результаты формирующих экспериментов

Включение обобщающего специального курса «Экономическая составляющая профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту» на завершающем этапе подготовки специалистов приводит к изменению оценки перспектив развития отрасли и пониманию происходящих изменений.

Так, на начальном этапе эксперимента среди процессов в обществе, оказывающих негативное влияние на развитие физической культуры и спорта, приоритет отдавался недостаточному финансированию (36,9), политическим и социальным условиям (30,6). Те позиции, которые были связаны с недостатками непосредственно эффективности самой отрасли физической культуры и спорта, отмечали только лишь 11,5% (10,1% – отсутствие программы и 1,4% – неумение отрасли осуществлять экономическую деятельность).

В результате участия в эксперименте почти 53% студентов стали считать, что проблемы отрасли решаются достаточно эффективно за счет внутренних резервов. Ведущим фактором, оказывающим негативное влияние на развитие физической культуры и спорта, большинством (36,9%) называется неумение отрасли физической культуры и спорта осуществлять экономическую деятельность. Из числа произошедших изменений следует отметить резкое снижение числа тех, которые считают значительным фактором противодействие средств массовой информации идеологии ЗОЖ (было 20,4%, стало 4,9%).


загрузка...