Отрасль «физическая культура» в условиях рыночной экономики и подготовка будущих работников к решению ее задач в процессе вузовского обучения (21.09.2009)

Автор: Эбзеев Мурат Магометович

5. Методологическими основаниями подготовки будущих работников отрасли «физическая культура» к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики являются: учёт единства и борьбы глобализации и регионализации как принципа определения организационных основ отрасли «физическая культура» и содержания высшего профессионального образования; обеспечение учёта времени и пространства как внешних системообразующих факторов функционирования отрасли «физическая культура» и системы высшего профессионального образования и факторов, определяющих содержание профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта; учёт личностных и государственно-общественных потребностей при организации обучения; обеспечение личностно-ориентированного и гуманистически направленного высшего профессионального образования; направленная и системная подготовка будущих специалистов к пониманию цели, задач отрасли и условий их решения в процессе профессиональной деятельности; формирование личностной ответственности у будущего работника физической культуры за свою профессиональную карьеру.

6. Основным направлением подготовки будущих работников физической культуры к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является формирование: мето и базовых компетентностей; экономической компетентности и экономической (базовой и профессиональной) культуры; готовности и способности проектировать и осуществлять свою будущую профессиональную карьеру; умений и навыков осуществления профессиональной деятельности в условиях конкретного региона; готовности и способности конкуренции на рынке труда.

Концепция содержательного и процессуального обеспечения эффективного решения задачи подготовки будущих работников отрасли «физическая культура» к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики определяется двумя основными, тесно между собой связанными стратегическими направлениями:

развитие профессиональных компетентностей, позволяющих обеспечить конкурентоспособность личности в условиях профессиональной деятельности и профессиональной мобильности;

развитие личностных свойств и способностей, обеспечивающих собственно конкурентоспособность в различных её проявлениях, в том числе и профессиональную конкурентоспособность.

Критериями готовности будущих работников физической культуры и спорта к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений являются: сформированность базовой и профессиональной экономической культуры; ценностно-смысловые ориентации; отношение к профессиональной деятельности (устойчивость профессионального интереса и склонность к профессиональной деятельности, профессиональный интерес и его компетентный (интеллектуальный, эмоциональный, волевой) состав; сформированность системных интегративных умений (гностических, проективных, конструктивных, коммуникативных, организаторских); знание особенностей региона и региональных особенностей системы физического воспитания; готовность участвовать в развитии отрасли рынка; признание собственной ответственности за профессиональную карьеру; готовность обеспечивать конкуренцию нравственными способами.

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

методологической и теоретической обоснованностью основополагающих позиций исследования и научных выводов, представленных в диссертации;

использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования;

правильным выбором критериев оценки деятельности, достаточным количеством участников и длительностью экспериментов;

количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов констатирующих и формирующих экспериментов;

тщательной и корректной статистической обработкой материала, тщательной и адекватной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных;

широким обсуждением результатов исследования.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложения.

Во введении рассматриваются актуальность темы, научный аппарат исследования и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Характеристика отрасли «физическая культура» и направления ее развития в условиях российских либеральных реформ» выполнен теоретический анализ содержания, направлений деятельности и оценено современное состояние отрасли «физическая культура», определены основные проблемы управления ею.

Во второй главе «Подготовка компетентных специалистов физической культуры как стратегическая задача развития отрасли «физическая культура» доказывается, что профессиональная компетентность работников является важнейшим условием эффективного и интенсивного развития отрасли «физическая культура» и ее адаптации к деятельности в условиях рыночной экономики; раскрываются структура и основные направления подготовки компетентных работников отрасли «физическая культура» с высшим образованием, определяются подходы к формированию многоуровневой модели подготовки специалиста физической культуры и спорта с высшим образованием к профессиональной деятельности.

В третьей главе «Регионализация как принцип развития отрасли и подготовка будущих работников физической культуры и спорта с высшим образованием к реализации принципа» доказывается, что регионализация является принципом развития отрасли и принципом подготовки будущих работников физической культуры и спорта с высшим образованием. В структуре главы выделяются четыре рубрики, где излагаются результаты теоретического анализа и экспериментального исследования.

В четвертой главе «Экономические проблемы отрасли и подготовка будущих работников физической культуры и спорта с высшим образованием к их разрешению» дается характеристика представлений работников отрасли «физическая культура» разного возраста и рода деятельности об экономических проблемах отрасли и путях их решения, описывается социальный потрет работников отрасли, по-разному оценивающих эффективность экономической деятельности в сфере физической культуры и спорта, определяется степень готовности специалистов к экономической деятельности в сфере физической культуры. Здесь же представлены содержание, направления формирования и критерии оценки профессиональных компетентностей у будущих работников физической культуры и спорта с высшим образованием в области экономики, а также экспериментальное обоснование процесса формирования профессиональных компетентностей у будущих работников физической культуры и спорта с высшим образованием в области экономики и менеджмента.

В пятой главе «Подготовка будущих работников отрасли «физическая культура» с высшим образованием к проектированию и осуществлению своей будущей профессиональной карьеры» представлены теоретические предпосылки подготовки студентов к построению будущей профессиональной карьеры, определяется ее компонентный состав, выделяются профессиональные кризисы и готовность к их преодолению работников отрасли «физическая культура». В педагогическом эксперименте обоснована эффективность предложенного подхода к формированию готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной карьеры.

Материалы исследования изложены на 481 странице машинописного текста, иллюстрированы 51 таблицей, 9 рисунками. Список использованной литературы содержит 497 источников. В приложении раскрыты некоторые особенности методики и содержания процесса исследования.

Основное содержание работы

Часть 1. Проблемы отрасли «физическая культура» в современных социально-экономических условиях

Физическая культура и спорт, наряду с образованием и здравоохранением, являются важнейшей отраслью социальной сферы, отвечающей за здоровье населения и способствующей всестороннему развитию личности. Получаемый социальный эффект многократно компенсирует все расходы на отрасль, формируя высокий уровень личностной культуры людей, содействуя повышению уровня здоровья и продолжительности их жизни, формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннему развитию физических способностей, развитию способности широких слоев населения адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам в условиях рыночной экономики и демократического общества. Решение перечисленных задач в конечном счете приводит к реализации личностных потребностей людей и подготовке их к производственной деятельности и воинской службе (Кузин В.В., 2000; Курысь В.Н., 1998; Левченко В.Л., 2002).

Результаты проведенного анализа научной и научно-методической литературы и законодательной базы позволяют утверждать:

Цель деятельности отрасли «физическая культура» вытекает из концептуальных представлений о том, что такое физическая культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.

Приоритеты физической культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.

Государство должно стать стратегом развития физической культуры, не вмешиваясь в нее непосредственно и не принимая решения за руководителей и организаторов физкультурной деятельности.

Оно должно взять на себя функции: а) развития физической культуры и управления государственными учреждениями физической культуры; б) координации независимых инициатив в области развития физической культуры и спорта; в) регулирования рынка физической культуры, поддерживая высокий уровень физкультуры и спорта, содействуя региональным органам, руководящим и проводящим работу по физической культуре.

Государство должно добиться доверия, создать себе авторитет у потребителей услуг отрасли «физическая культура», работников физической культуры и спорта, у партнеров по физкультурной деятельности на региональном и местном уровнях.

Государство должно обеспечить постепенное формирование экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия. В этой связи в отрасли «физическая культура» следует постепенно увеличивать долю финансирования отрасли потребителями ее услуг.

Государство должно отказаться от недооценки роли человеческого фактора в развитии общества и финансирования отрасли «физическая культура» по остаточному принципу.

Реализация функций системы деятельности в области физической культуры обеспечивается:

ее социальной ориентацией в ходе управления;

исполнением стратегии развития и социального заказа системе в направлении физического воспитания людей разных групп, формирования общественно ценного физического состояния возраста и достижение результатов высокой дееспособности и спортивного мастерства;

предметной ориентацией совместной деятельности субъектов-операторов (специалистов) и объектов–медиаторов для решения задач передачи и восприятия социального опыта и социальной практики физического воспитания, формирования личностной физической культуры и спортивных достижений.

Из числа этих функций исполнение стратегии развития и социального заказа, а также предметная ориентация совместной деятельности субъектов-операторов и объектов–медиаторов являются процессуальными и внутренними ее составляющими.

Социальная ориентация и управление отраслью «физическая культура» путем определения стратегии развития, социального заказа системе, ресурсного обеспечения деятельности, социальной организации деятельности, планирования деятельности, контроля за ходом и результатом деятельности, коррекции содержания и направлении деятельности в соответствии с состоянием общества обеспечивается за счет согласования деятельности структурных компонентов системы, определения и поддержания иерархии в рамках связей и отношений, а также на основании причинности развития и следствий. Согласование взаимодействия компонентов и структур обеспечивает надежно и рационально действующую систему.

Обеспечение согласования деятельности структурных компонентов системы, определение и поддержание иерархии в рамках связей и отношений и управление обеспечивается отраслью «физическая культура».

Исходя из целевой установки системы физической культуры и спорта в стране возможно формирование цели деятельности отрасли «физическая культура». Стратегической целью отрасли, в таком случае, является создание условий, обеспечивающих формирование личностной физической культуры граждан, предоставляющих «возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта». (Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года).


загрузка...