Адаптивное управление промышленными предприятиями в конкурентной среде (21.09.2009)

Автор: Бушмелева Галина Владимировна

Рисунок 3 - Связь между сферами и факторами конкурентного воздействия

способными приспособиться к новой обстановке (конкурентной и внутренней среде с изменением планов и моделей в зависимости от ситуации: в период выхода предприятия из кризиса или при внедрении инноваций, или в случае осуществления организационного изменения.) с помощью новых инструментов и методов управления. Адаптивное управление аккумулирует знания о состоянии и развитии системы управления, методах и инструментах его применения в системных объектах, позволяет перейти от эмпиризма в теории и практике управления к профессионализму деятельности менеджеров, то есть к научно обоснованному выполнению управленческой деятельности.

Рисунок 4– Логика исследования адаптивного управления

Логика исследования адаптивного управления представлена в виде четырех частей ( рис.4). Каждая часть структуры адаптивной системы имеет свою цель и задачи, выполняет свои функции, технологию, но существуют общие процедурные правила, объединяющие каждый элемент в систему. Методология и процесс принятия и исполнения решения формируют управленческую деятельность, а структура и инструментарий - механизм реализации управления.

Первая часть методология адаптивного управления, интегрирует теорию, экономические категории, законы и принципы, методы, функции, технологию в некоторую целостную систему, которая реализуется через механизм управления.

Цель адаптивного управления заключается в поиске наиболее эффективных вариантов принятия и исполнения решения, направленных на функционирование и развитие промышленных предприятий в конкурентной среде.

Задачами адаптивного управления является реализация цели функционирования и развития промышленного предприятия, на основе формирования методологии, организации процесса адаптивного управления, разработки теоретических и практических механизмов реализации управления по стабилизации положения промышленного предприятия в конкурентной среде, оценки адаптивности модели управления на основе ранжирования промышленных предприятий с использованием параметризации адаптивной модели .

Отношения, развиваемые в системе адаптивного управления отражаются в законах. Обзор научной и практической литературы по управлению позволяет констатировать, что промышленные предприятия функционируют на основе двух групп законов: общие и специфические (рис.5). В практике адаптивного управления действуют общие законы на текущем этапе развития, но в тоже время необходимы специфические, к таким законам предлагается использовать следующие законы:

? закон параметризации: измерение изменчивости существенных воздействующих факторов на адаптивную модель промышленного предприятия;

? закон специализации управления: управление промышленными предприятиями ведет к расчленению его функций, а ,следовательно, к типологизации управления (инновационного, маркетингового, производственного и др. видов управления). Каждый вид управления является эффективным механизмом адаптации промыщленных предприятий к изменениям конкурентной среды и средством повышения уровня конкурентоспособности. Управление требует высокого профессионализма в различных сферах: организационно-технической, правовой, экологической, демографической, инновационной, инвестиционной, производственной, маркетинговой, логистической, кадровой и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет знания в принятых управленческих решениях.

Рисунок 5 - Структура законов адаптивного управления

По мере использования в практике адаптивного управления сформировались устойчивые постулаты - принципы адаптивного управления:

Принцип вариативности решений предполагает возможность различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический отбор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Принцип прозрачности гарантирует максимально полный учет интересов различных участников управленческого процесса, обеспечивающий информацией субъектов управления и допускающий ограничение в доступе к определенной информации.

Принцип информационной обеспеченности подразумевает наличие единого информационного пространства.

Принцип устойчивости и адаптивности определяет умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Это является существенным фактором устойчивого положения в конкурентной среде.

Принцип иерархичности исходит из того, что промышленные предприятия - сложная система с множеством подчиненных подсистем, реализуемые через принципы системной координации и субординации, т.е. обусловливает упорядоченность связей по горизонтали и вертикали.

Принцип рефлексивности развивает формирование управленческого воздействия на изменения, чем существенно снижает неопределенность и риск принимаемого решения.

Принципы демократизации и гуманизации выражаются в вовлечении персонала в деятельность промышленного предприятия, что отражается в изменении стиля организационного поведения, в делегировании ответственности, в качестве продукции и мотивации персонала, в создании управленческой команды, а также в вовлечении работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, и использовании положительных моментов групповой самоорганизации.

Принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы, на формирование квалифицированного и мотивированного персонала и их влияние на систему управления .

. Функции системы адаптивного управления непосредственно связаны с базовыми, такими как, прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.

Если исходить из определения, что методы - исследование явлений и процессов в экономической деятельности с применением множества методов, их комбинации по принципу целесообразности, то адаптивное управление базируется на совокупности методов. Одни из них традиционно применяются в системах автоматического управления, другие характерны для теории управления: методы механического подхода, состоящие в построении промышленного предприятия как системы, имеющей сходство с машиной (четко определенные стандартные задачи; узкая специализация работ; централизованная структура; преобладание вертикальных связей; использование формальных правил и процедур; обезличенность отношений; власть основана на положении, которое лидер занимает в иерархии; сопротивление изменениям; строгая система контроля);методы органического подхода, состоящие в построении более гибкой, адаптивной, легко приспосабливаемой к быстрым и частым внешним изменениям (динамика решаемых проблем, временное закрепление задач и работ за исполнителями; децентрализация полномочий и ответственности; преобладание горизонтальных связей; минимальное использование формальных правил, процедур; власть основана на знании и опыте; готовность к изменениям; участие каждого сотрудника в решении общих задач; выполнение работ в группах; самоконтроль и контроль со стороны коллег).

, производство, финансы, персонал и т. п. ); методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль); методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

В работе используется интеграционный подход в применении методов и выполнении функций, который заключается в использовании системы мониторинга. По мнению автора, гибкое сочетание методов и функций в системе мониторинга позволит активно влиять на конкурентоспособность промышленных предприятий в режиме реального времени. Мониторинг ключевых показателей деятельности позволяет принимать и исполнять обоснованные управленческие решения.

Главный метод развития систем адаптивного управления – анализ и обобщение практического опыта промышленных предприятий, которые несмотря на конкуренцию в условиях кризиса превращают работу по развитию систем управления в высокоинтеллектуальный труд. Изучая практику адаптивного управления в экономике, можно сделать выводы:

Анализ, проведенный автором, исследовательских работ по сферам деятельности, посвященных адаптивному управлению позволяет констатировать, чаще других прибегают к адаптации предприятия сельского хозяйства и промышленные предприятия (рис.6).

Рисунок 6 -Доля оргнизаций, применявших адаптивное управление по сферам

На промышленных предприятиях инновации чаще проводят в области управления кадрами и системами управления (Рис.7.)

Рисунок 7- Доля промышленных предприятий, адаптируемых по элементам системы управления

В инновациях менеджеры применяют различные подходы к технологиям управления: линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление, управление по изменениям., а также технологии разработки управленческих решений в условиях определенности, неопределенности с использованием различных методов и средств. В условиях нестабильности структуры системы наиболее эффективным является процессный подход к управлению, т.е. управление процессов принятия и исполнения решения . Актуальность такого управления соответствует теории и практике управления в быстро изменяющихся условиях. При этом появляется возможность оценить деятельность системы адаптивного управления в целом, дифференцируя элементы адаптивной системы по сферам деятельности, процедурам управления и по этапам принятия решения. .: Все виды технологий применимы для адаптивного управления. В работе предлагается использовать методологическое взаимодействие функций и методов в технологии принятия и исполнения управленческих решений.

Механизм взаимодействия теории и практики адаптивного управления сводится к измерению состояния промышленного предприятия, технологизации различными сфер деятельности и росту профессиональной компетенции менеджеров. Основную роль в реализации адаптивного управления играет управленческое решение.

Методология теории принятия решения базируется на совокупности концепций (системы, рациональности, наилучшего решения) и принципов( цели, множественности альтернатив, измерения). Адаптивное управление синтезирует все виды концепций. При моделировании процессов адаптивного управления предлагается следующая структура (рис.8).

Рисунок 8 – Схема процесса адаптивного управления.

Концепция «системы» стремится к достижению цели. Процесс управления предполагает наличие цели. Для выполнения цели необходимо воздействие на процессы принятия и исполнения решения на основе структурированной управленческой информации. Результатом принятого решения является проект решения, но адаптивное управление отличается от других типов управления, наличием адаптивной модели. Адаптивная модель системы управления промышленным предприятием – модель, в которой анализируются возможные последствия управления. В связи с этим нужна параметризация, т.е. выявление переменных , полностью описывающих задачу. В этом случае используется концепция «рациональных решений». Суть которой в том, что решающим аргументом при принятии решения используется количественно подтвержденная система доказательств. В таком случае формируется множество альтернатив и у ЛПР есть выбор.

Концепция «наилучшего решения» позволяет выбрать из альтернативных вариантов, наиболее оптимальную альтернативу. В этой связи применяется принцип измерения.

В работе к параметрам относится система показателей деятельности – это совокупность количественных и качественных показателей, позволяющая четко сформулировать цели и выразить их количественно, качественно; передавать цели по вертикали управления на все уровни; вести мониторинг и измерять результаты; своевременно диагностировать проблемы, требующие управленческого вмешательства; своевременно осуществлять корректировку целей в случае их недостижимости, улучшая тем самым качество планирования; делегировать полномочия; сравнивать между собой объекты – бизнес-единицы, подразделения; оценивать качество менеджмента и результативность бизнес-единиц. Основная ценность использования системы показателей состоит в том, что она позволяет достичь цели, стоящей перед менеджерами, собственниками, инвесторами промышленного предприятия путем интегрирования результатов в целостную систему оценочных и контрольных показателей.Оценочные показатели используются для оценки эффективности и фактического состояния деятельности промышленного предприятия, выявления отклонений, принятия мер, направленных на исключение патоэкономических ситуаций и повышение конкурентоспособности промышленного предприятия в целом, объектов мониторинга в частности.Контрольные показатели полезны для осуществляемых действий по реализации принятых решений в рамках выполнения задач плана мероприятий, которые должны быть реализованы по принятому управленческому решению.

Функционирование и развитие современного промышленного предприятия базируется на информационной инфраструктуре, являющейся основным инструментом для адаптивного управления.

Информационная система промышленного предприятия – это единый комплекс программно-технических и организационных решений, способный накапливать информацию о состоянии дел на промышленном предприятии, охватывающий производственные, технологические, финансовые, логистические, маркетинговые, кадровые и другие процессы, объединяя все подразделения промышленного предприятия в единое информационное пространство (рис.9).

Рисунок 9-. Структура экономической информационной системы

Информационная система позволяет создать информационные потоки и объединить их в единое информационное пространство, на базе которого собственники предприятия, топ-менеджмент, менеджеры всех уровней и другие пользователи могут строить реалистические сценарии ситуаций. Автором было проведено исследование информационных потоков на одном среднем промышленном предприятии в Удмуртской Республике. Бухгалтерия промышленного предприятия является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной жизни промышленного предприятия, его информационным центром. При выполнении своих обязанностей каждый бухгалтер контактирует в соответствии с поставленной задачей, т.е. расчетная группа — с отделом кадров, с экономистами цехов, мастерами, рабочими; материальная группа — с кладовщиками, экономистами цехов, начальниками цехов и т.д.; финансовый отдел — с клиентами, с поставщиками, с банками, с физическими лицами, с частными предпринимателями, со всеми подразделениями промышленного предприятия. Было установлено, что в течении одного месяца информационные потоки только материальных и других ресурсов на входе и выходе состаили более 17510 документов. Формирование информационного потока при взаимодействии бухгалтерии позволяет, кроме четко поставленного учета, более оперативно и грамотно управлять предприятием, планировать развитие и вложение денег, по-другому взглянуть на кадровые вопросы, снизить профессиональные требования к персоналу.


загрузка...