Институт государственной службы Российской Федерации: политико-правовое исследование (21.04.2011)

Автор: Валеев Хайдар Арсланович

ВАЛЕЕВ Хайдар Арсланович

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПОЛИТИКО – ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва – 2011

Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный консультант: МЕДВЕДЕВ Николай Павлович,

доктор политических наук, профессор

Официальные оппоненты: ЗОРИН Владимир Юрьевич,

доктор политических наук, профессор

КЕРИМОВ Александр Джангирович,

доктор юридических наук, профессор

ГАЙДУК Вадим Витальевич,

доктор политических наук

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита состоится 23 июня 2011 года в 11-00 часов на заседании Диссертационного совета Д - 502.006.14 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, ауд. _____.

Автореферат диссертации отправлен в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для размещения на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ в сети Интернет (htpp: vak.ed.gov.ru) 22 марта 2011 г. по электронной почте по адресу: referat_vak@obrnadzor.gov.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РАГС (1-й уч. корп., каб. 914).

Автореферат разослан 23 мая 2011 года.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор юридических наук, профессор Болтенкова Л.Ф.

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы исследования. Осмысливая современные проблемы федерализма и государственной службы России как исторический феномен, следует видеть принципиально новое содержание решаемых задач. Россия никогда не имела «идеального типа» федеративных отношений, не имела также и государственной службы в современном понимании этого института. Отсюда не только сложность всей совокупности актуальных задач по вопросам государственной службы в условиях федеративного государства, но и необходимость их своевременного решения.

Новая Россия, в основном, не унаследовала каких-либо институтов, структур, механизмов регулирования системы государственной службы в федеративном государстве, обремененном межнациональными отношениями, не выработала основы эффективной, перспективной и ситуационной национальной и региональной политики.

Одной из важнейших примет современной эпохи является ориентация государственного управления на социально-экономическую эффективность и демократическое взаимодействие с обществом. Поэтому не случайно, что на рубеже веков проблема административного реформирования стала приоритетной для многих стран, включая Россию. Начиная с 1997 г., тезис об административной реформе, как важном условии экономического роста и социального развития, включался практически во все президентские послания. Первый проект Концепции административной реформы в России был рассмотрен в Правительстве еще в марте 1998 г.

В первом Послании Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации говорилось о «мнимой мудрости» административного аппарата», его традиционном недоверии к свободному человеку, об абсолютно неэффективной бюрократической системе, которая создает коррупцию, тормозит развитие инновационной экономики и демократии. Вместе с тем вопросы реформ остаются открытыми.

Проблема совершенствования государственной службы в системе власти и государственного управления всегда имела как теоретическое, так и большое политическое значение. От ее решения во многом зависят характер деятельности и качественный уровень органов государственной власти и направленность дальнейшего государственного строительства.

Актуальность данной темы определяется тем обстоятельством, что Россия находится на очередном этапе реформирования системы государственной службы. От выбора парадигм и подходов к реформированию зависят подходы к теории и организации государственной службы, управлению ею, а также эффективность в деятельности государственной власти.

Понятие «администрация», как известно, происходит от латинского ad + ministrare, что означает «служить для». При этом глагол ministrare является производным от существительного ministries, что переводится как «слуга». Этимология слова в значительной мере отражает существо дела.

В реальной политической практике, являясь своего рода буфером между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии.

Одним из основных направлений государственного строительства в условиях административной реформы является реформирование государственной службы. Данное направление предполагает поднятие авторитета, престижа и конкурентоспособности государственной службы в обществе на основе современных технологий организации, подбора и расстановки кадрового состава, эффективного взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества.

Несмотря на ощутимые успехи реформы, существует целый спектр проблем, связанных с осуществлением институционализации государственной службы.

Место и роль гражданской службы в различных сферах государственного управления предопределяются принадлежностью к особой социальной группе, призванной по роду своей профессиональной деятельности к осуществлению государственно-административных функций.

Особенностью политико-правового регулирования государственной службы является то, что ее институты (нормы, принципы, статусы, структуры), закрепляясь на политико-правовом уровне, создают нормативные предпосылки для государственной службы как целостного института. Функционирование института государственной службы связано не только с объективными условиями, но с субъективным фактором — волей, желанием, интересами. Комплекс вопросов реформирования государственной службы в Российской Федерации, её объективные и субъективные условия как элементы социального базиса государственной службы и государства до настоящего времени не получили должного научного осмысления.


загрузка...